05.07.22

Остановите Землю — я сойду

В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами

Спектакль Остановка

В «Старом доме» режиссёр Юрий Квятковский нажал на паузу, заставив зрителя выпасть из привычного информационного гнезда, где фейки размножаются, как бактерии в офисном стакане с остатками чая, а наша идентичность — всего лишь «хромакей» в платоновской пещере фабрики смыслов. Спектакль поставлен по пьесе Германа Грекова «Остановка», написанной в жанре мокьюментари-драмы, когда вымышленное специально маскируется под реальность, а фальшь претендует на документализм. И в этой форме прячется ключ от всех режиссёрских смыслов «Остановки».

Если одновременно включить телевизор, поймать любую радиостанцию и начать читать телеграм-каналы, то можно в три «клика» проникнуться идеями индуизма — пять минут информационного вала быстрее убеждают в иллюзорности воспринимаемого мира, чем все веды. Сегодня мир форм и объектов есть майя (иллюзия), и мы до конца дней своих в её сетях, ибо сансара новостей и событий генерирует пространство тотальной постправды, где мы, собственно, и живём. Вернее — варимся. Жить в этом концентрированном бульоне фейков невозможно — наша идентичность распадается на «плесень и липовый мёд», мы сворачиваем со своего пути Героя и становимся персонажами ток-шоу «Моя жизнь». «Правда изысканно имитируется, — сказал в интервью "Ведомостям" Юрий Квятковский. — Мне кажется, что сегодня важно понять, что вся эта махина контента играет с человечеством злую шутку: документальное кино, постановочное, ютуб-каналы, стримы, сторис — как не захлебнуться в этом ежедневном потоке?»

Спектакль Остановка

Квятковский и Греков предлагают выход. Нужно просто остановиться. Как бизнесмен Виктор Волков (Анатолий Григорьев) — выйти из своего BMW (или из трамвая — на чём вы обычно передвигаетесь?), сесть на остановке и перестать дышать воздухом социума. Не знаю, как вас примут в вашей Внутренней Монголии, но привычный окружающий мир сразу встанет на дыбы: «Ты куда, Одиссей? От жены, от детей?». А потом свернётся как карточный домик — без вас ваша реальность обречена на схлопывание. Собственно, об этом и снимает документальный фильм из серии «скандалы, интриги, расследования» съёмочная группа, создавая на глазах у зрителя настоящую кинофабрику по производству фейков.

С технической точки зрения это суперсложный спектакль, собранный из снятых заранее монтажных переходов и «прямых эфиров», которые рождаются здесь и сейчас. Со зрительской — яркое, лёгкое и игристое действие, где каждый узнает ходульные персонажи телевизионных ток-шоу и фейковые приёмчики. Если ты видишь на ютуб-канале альпинистку, радостно висящую над бездной, то не верь глазам своим — это «хромакей». И отважные дайверы в кадре тоже могут «плавать» на столе в студии, убедительно шевеля ластами. Да много чего сегодня может происходить в съёмочном павильоне. И легендарная высадка на Луну в том числе. «Включай критический фильтр!» — обращается к зрителю режиссёр, раскрывая все карты, извините, кадры. Тема, конечно, очень серьёзная, но ты радостно хохочешь, особенно над своей доверчивостью. Да что ж такое-то: ничему верить нельзя! Майя такая майя.

Спектакль Остановка

Телевизионное шоу катится по своим каноническим рельсам: весь социальный круг Виктора Волкова — жена, друг, жена друга, бизнес-партнёры и другие, делятся на камеру своими предположениями о мотивах «остановки» Волкова. Понятное дело, что каждый из них тянет одеяло на себя, предполагая, что «это он из-за меня!». Вскрывается супружеская измена, рушится бизнес, ломаются социальные конструкции, но дело Форреста Гампа продолжает жить — Волков обрастает бородой и бежит свой буддистский марафон, сидя на остановке и «просветляя» пространство вокруг себя. Герой Анатолия Григорьева всё больше молчит, но он — герой-триггер, спусковой крючок событий, ему разговаривать необязательно.

А вот его друг, Марк Тертишный (Виталий Саянок), проходит по всему мифологическому пути Героя — остановка Волкова изменяет ход его жизни, когда рушится привычное мироустройство и экзистенциальный кризис встаёт во весь рост. А потом случается и обязательная для Героя смерть, во время которой он попадает в кислотный трип, где итальянская поп-группа «Ricchi e Poveri» отжигает свой хит «Voulez Vous Dancer», и есть в этом что-то пелевинское и даже — жизнеутверждающее. Согласно мифологическому канону, Марк воскрешает в другой своей ипостаси, где ему в палате является свежевыбритый Волков, который рассказывает, что остановка была постановкой, — это бизнес, ничего личного. Но этот сюжетный твист не вызывает доверия: мы же смотрим мокьюментари-драму, нас на фейках уже не проведёшь, но где же тогда правда?

Правда, наверное, заключается в том, что всё это происходит у нас в голове. Юрий Квятковский показал зрителю не только изнанку фабрики фейков, но и алгоритмы работы нашего мозга с замусоренными критическими фильтрами. Где мирно уживаются теории мирового заговора, мыльные оперы, контент развлекательных телеканалов и мантры современных гуру — «останови мир и посмотри ему в глаза». Но фишка Квятковского в том, что он всё это понимает, но не осуждает. Иронично свидетельствует, но не обличает. Не тычет зрителя в темечко указкой — так жить нельзя! А даёт шанс остановиться, заглянуть в себя и отдышаться.

«Остановка» — это ещё и парад блестящих актёрских находок, ироничные крупные планы Натальи Пьяновой, Вадима Тихоненко, Тимофея Мамлина, Василия Байтенгера, Юрия Кораблина, Андрея Сенько. У каждого — по несколько ролей второго плана, чёткие по структуре образы, транслирующие в зрительный зал узнаваемые тенденции. Зрителю нравится, когда «день сегодняшний» подаётся под острым режиссёрским соусом. На таких крючках узнавания, кстати, держится и спектакль Константина Богомолова «Бесы», который новосибирский зритель увидел благодаря международному фестивалю «ХАОС». А ещё глазу приятно, когда актёры играют с удовольствием и взахлёб: у меня до сих пор перед глазами лукавый танец Тимофея Мамлина под «Voulez Vous Dancer», глупая многосложность директора арт-клуба «Миллениум» Вадима Тихоненко и настырная просветлённость гуру Василия Байтенгера.

«Я считаю, что сегодня нам всем нужно остановиться», — говорит Юрий Квятковский. Действительно, очень хочется. Выйти из матрицы, сесть на остановке, отрастить косу (вместо бороды Форреста Гампа), отключить все чаты в ватсапе и новости в телеграм-каналах. И увидеть, как идёт ко дну реальность, которая держит тебя за горло. Но круг близких людей, конечно, нужно сохранить. Должен же кто-то еду на остановку приносить. В общем — остановите Землю, я сойду минут на пять.

Кому понравится спектакль «Остановка»?
Зрительская амплитуда у этого спектакля — широкая. Он одинаково будет интересен и зрителю, настроенному на прогрессивное высказывание, и любителю классики, которого ностальгически порадует итальянская эстрада и добрая режиссёрская ирония. Можно приходить компаниями, семьями и в одиночку — каждый унесёт со спектакля то, что ему сегодня нужно. Что касается сценических технических сложностей, то одновременно наблюдать за живым планом на сцене и киношными эпизодами на экране вам труда не составит. Смотрите же вы сериалы или новости фоном?
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА
back

Материалы по теме:

10.04.24 У нас на районе

В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова

28.03.24 Поезд, идущий в овраге

«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?

04.03.24 Ищу человека!

Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»

30.01.24 Собака вдруг в человека

В «Красном факеле» рассказали историю о комплексе Бога

09.01.24 Чувство Фарго

В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег

05.12.23 Нуар с сибирским характером

В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн

28.11.23 Живые и мёртвые

Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»

14.11.23 Про уродов и людей

В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека

03.10.23 Горькие нео-дачники

В театре «Старый дом» поставили спектакль о метаморфозах интеллигенции

17.08.23 Про Ёжика, Медвежонка и Дао

В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова

10.07.23 Уходите вовремя из дома

В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей

16.06.23 Вспомнить cебя

В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон

04.05.23 К Шукшину на трамвае

В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни

28.04.23 Выживут только подлейшие

В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»

27.04.23 Бог устал нас любить

«Сын»: инфернальная драма на сцене «Красного факела»

04.04.23 Что-то пошло не так

В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность

30.03.23 Путешествие к архетипам

Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи

10.01.23 Маркиза вышла из чата

«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век

29.12.22 Щелкунчик внесезонный

В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления

28.11.22 «Алиса, я тебя люблю!»

В театре «Глобус» разобрали базовые эмоции девушки, попавшей в ДТП

15.09.22 Кто ты будешь такой?

В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие

06.09.22 Внутри «Пульчинеллы»

Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя

02.09.22 На языке тела

«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании

25.08.22 Ждите «Белую болезнь»

Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание

31.05.22 Простая история

Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева

11.04.22 От Тарантино до психоанализа

Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»

06.04.22 Великий мечтатель

Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»

04.04.22 Не смешно

В «Красном факеле» свадьба Кречинского прикинулась водевилем

24.03.22 Апокалипсис и випассана

Новосибирские «Первый театр» и «13 трамвай» выпустили спектакли-предчувствия. Наталия ДМИТРИЕВА рекомендует смотреть их в определённой последовательности

15.03.22 Театр уж полон

Премьеры, актёрский марафон, экскурсии в закулисье — что ещё готовят театры Новосибирска к Международному дню театра 27 марта?

09.02.22 Заключённые

В новосибирской тюрьме куклы убили старуху с деменцией — в театре кукол поставили «Королеву красоты из Линейна» Макдонаха

03.02.22 Линия жизни и смерти

Сергей Афанасьев разделил Анну Каренину на две части, чтобы спрятать её в шалаше Ларса фон Триера

28.01.22 Море и кровь Монте-Кристо

Эстрадные шлягеры, приключенческий сюжет и рукотворное море — мюзикл по мотивам романа Дюма пополнил афишу Новосибирского музыкального театра

21.01.22 Скандинавский нуар

Главный режиссёр «Красного факела» рассказал сагу об убийстве дикой утки

12.01.22 Переплыть Урал

В «Глобусе» изучили «хомо советикуса» — на примере спектакля «Генерал и его семья»

29.12.21 В скрюченном домишке

Как в «Старом доме» возбудили общественное «уголовное дело»

Новости  [Архив новостей]

up