К Шукшину на трамвае
В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни.
Сменивший место жительства с площади Ленина на площадь Калинина театр «13 трамвай» взялся за серьёзный материал. Спектакль «Глоток свежего воздуха» — большая работа, для которой было выбрано 11 рассказов Василия Шукшина, и, несмотря на три с половиной часа, смотрится спектакль действительно на одном дыхании. Шукшинские рассказы нередко ставят как истории про чудиков, странных людей и комические ситуации, в которых они оказываются. Авторам постановки в «13 трамвае» важно было сделать акцент на сочувствии и любви к простому человеку, с которыми говорит о своих героях сам Василий Макарович. Без пафоса и иронии. И форма для этого выбрана соответствующая: деревенские энтузиасты репетируют на сцене ДК спектакль, чтобы показать его на областном смотре, и если сначала они делают это не очень умело, то чем дальше, тем больше хочется верить этим людям, разыгрывающим представление на дощатой сцене с задником в виде шишкинского соснового бора с медведями.
Три рассказа сняты на видео, их на экране деревенского клуба смотрят те самые актёры-любители в перерывах между «репетициями». И эти короткометражки — совершенно отдельные произведения, которые вносят в общую картину свой «мультяшный» элемент. С одной стороны, кинематограф с его гипертрофированными эмоциями и крупным планом, с другой — психологический театр с его живым исполнением здесь и сейчас. В итоге полотно спектакля получилось объёмным и многогранным.
Кино снимали по-настоящему: в ролях заняты звёзды театра Сергея Афанасьева и артисты самого «13 трамвая», на съёмки выезжали в Сочи, Новосибирскую область и на Алтай. Поиграли и с жанрами: «Чередниченко и цирк» — чистой воды комедия, «Нечаянный выстрел» — психодрама с элементами нуара, а «Солнце, старик и девушка» — фильм-загадка в японском стиле, в котором снялись заслуженный артист России Николай Соловьёв и актриса театра «Глобус» Кристина Ямщикова.
— Тут всё сошлось, на мой взгляд: и актуальный материал — мы выбрали 11 атмосферных рассказов, чтобы представить всё разнообразие тем Шушкина, и наша заинтересованность поработать с новым жанром — киноспектакль. Чтобы передать атмосферу рассказов Шукшина, выразительных средств театра мало, — говорит режиссёр киносцен и автор идеи Сергей Шелковников. — Мы работали над спектаклем год, в кино представлено три сезона, и если бы не грант, не справились бы с этой задачей. Это мой первый опыт в кино. Работали мы в паре с режиссёром кино и оператором Леонидом Резиным. И, конечно, было опасение: сойдётся ли всё это вместе?
По степени актуальности в сегодняшнем напряжённом существовании человека этот новый взгляд на известные истории вдруг становится той самой свежей волной, новым пониманием реальности. «У дедушки Нечаева три дня назад умерла жена, тихая, безответная старушка…И узнал я в ту светлую, хорошую ночь, как тяжко бывает одинокому человеку. Даже когда так прекрасно вокруг, и такая тёплая, родная земля, и совсем не страшно на ней...» Рассказы «Горе», «Кукушкины слёзы», «Космос, нервная система и шмат сала», «На кладбище», «Думы», «Вянет-пропадает», «Крыша над головой», «Чужие» — от этих историй перехватывает дыхание, и музыкальное сопровождение такое, что зал невольно начинает подпевать — от «Широка река» до «А зима будет большая» и «Просто я живу на улице Ленина». Русский вариант катарсиса непременно приправлен надеждой: когда набежавшие слёзы июльским дождём очищают ранимую зрительскую душу, почему-то особенно остро хочется жить.
— Некоторые рассказы драматически гораздо интереснее играть на сцене, чем снимать про них короткометражки, — говорит режиссёр спектакля и главный режиссёр театра «13 трамвай» Дарья Супрунова. — Наши сельские жители существуют на сцене где-то, может быть, нелепо и странно, обговаривают что-то в перерывах, и выход из рассказов зачастую — оборванным многоточием, потому что они репетируют и режиссируют друг друга. Сами рассказы Шукшина уже являются классикой из разряда душевных текстов. И музыкальный материал подбирался по тому же принципу — это всё про душевность, про таких же обычных людей.
На новое место театр переехал прошлой осенью, и уже в ноябре состоялась первая премьера — сатирическая комедия «Очевидцы» (16+) по пьесе Бориса Гейера «Воспоминания». 5 и 6 мая театр представляет премьеру комедии «Король-не олень!» (16+) по пьесе Карло Гоцци. В апреле пополнилась и афиша детских спектаклей: «Необыкновенные приключения ДД» (6+) — интерпретация «Дюймовочки». В плане ещё пять новых названий. Молодому коллективу пришлось пересматривать свой репертуар, поскольку на площади Калинина, где обосновался театр (ул. Дуси Ковальчук, 179/2), появилась и новая публика — от 35 лет и старше. На бывших торговых площадях театр устроился вполне уютно — с большим фойе и кафе, площади позволяют устроить и малую сцену, где будут шоу-программы, песенные истории, творческая атмосфера и молодая энергия. Да, это дальше от центра города, но по линии метро, и публика здесь театром не избалована (рядом только Учебный театр НГТИ), так что зрительный зал почти всегда полон. И трамвай ходит — под номером 14, его маршрут от площади Калинина по Богданке и дальше в конечном итоге пересекается с 13-м трамваем. Так что новые культурные рельсы проложены — и это хорошая новость!
Материалы по теме:
Премьера «Олеси»: в театре «Глобус» рассказали историю о предопределённости судьбы, женском архетипе и узости обезличенной толпы
В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?
В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей
В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением
В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах
В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души
В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?
«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте
В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова
«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»
В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег
В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн
Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»
В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека
В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова
В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей
В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон
В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»
В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность
Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи
«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век
В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления
В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие
Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя
«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании
Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание
В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами
Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева
Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»