Бегущая по лесам
Премьера «Олеси»: в театре «Глобус» рассказали историю о предопределённости судьбы, женском архетипе и узости обезличенной толпы
На малой сцене театра «Глобус» режиссёр Сергей Захарин явил публике «Олесю» — жутенькую и одновременно страстную стилизацию известной повести Александра Куприна, где лесная дикарка с красными бусами на тонкой шее прошла все круги женской инициации, чтобы сделать свой трудный выбор в пользу свободы. За купринской повестью тянется стереотипный мелодраматический шлейф, но если приподняться над сюжетом, то любовная история с народно-фольклорным колоритом превращается в философскую притчу о невозможности «алхимического брака» между людьми и природой и о дремучей человеческой сущности, не обременённой интеллектом. Сергей Захарин попытался исследовать эту тему, перенеся место действия в условное лиминальное пространство, где вместо деревьев «растут» канаты-косы — как архетипичный символ женской природной силы, которая всегда пугала суеверную и невежественную толпу.
Художник-сценограф Лилия Хисматуллина создала особый мир, напоминающий тягостные серо-коричневые сны, откуда невозможно выбраться, ибо каждый твой шаг вязнет в тягучей материи, а спички гаснут, потому что здесь нет воздуха. Вот и барин Иван Тимофеевич (Александр Липовской), застрявший в этой инфернальной деревне, понапрасну жжёт спички — огня здесь отродясь не было, даже пальцев не обжечь. Барину не просто скучно, ему «смертельно скучно», когда холодное и пустое выедает душу. Местные жители напоминают персонажей «Едоков картофеля» Ван Гога, но если великий голландец писал их мазками своей души и с сочувствием к тяжёлому крестьянскому труду, то здесь они не просто темны лицом, они темны варварской душой, когда главный бог — это страх. Священный ужас перед лицом необъяснимого, а не вера заставляет их ходить в церковь, где они молятся сценическим тёмным доскам, откуда проступают контуры не христианских святых, а мрачной языческой силы, которая не любит, а карает. Но страх должен быть персонифицирован, поэтому народный гнев обрушивается на чужаков — старую бабку Мануйлиху (Наталья Тищенко) и Олесю (Алина Юсупова) — по принципу «они не из нашей пещеры, а значит, опасны». Режиссёр аккуратно развивает тему в отдельных народных сценах, где люди с одинаковым азартом тетёшкаются с младенчиками, жестоко распинают конокрада, прилежно молятся и забивают камнями Олесю в церкви. Они живут единым сознанием, которое управляется коллективными фобиями, и сметают со своего пути всё, что не подвластно их разумению. Диалогов между жителями деревни в спектакле нет — и это сильно работает на сценическую идею человеческой обезличенной массы.
Живая природа здесь персонифицирована в героине Алины Юсуповой, которая силой своего женского и не задавленного социумом естества буквально взламывает убогую матрицу, пытаясь воскреснуть Персефоной к весне и половодью чувств. Понятное дело, что барин, решивший разбавить скуку общением с «ведьмаческими спецпоселенками», не луч мужского света в тёмном царстве (малахолен и инфантилен), но зов любви всегда иррационален: «пришла пора, она влюбилась». Любовную линию Олеси и Ивана режиссёр переводит на язык пластики — тела актёров, левитирующих над сценой в акробатических па, в сотни раз красноречивее любых слов. У «Глобуса» со времён Георгия Ерасека и его студии пластики всегда была тяга к пластическим высказываниям, но в «Олесе» это не заполнение «музыкальных пауз», а естественные стежки в полотне спектакля. Свою героиню Алина Юсупова ведёт с мудростью «проснувшейся» женщины, описанной в тексте Кларисы Эстес «Бегущая с волками», — идущая сакральными тропами природных и годовых циклов, но одновременно ведомая той необоримой силой, которая в образе Лирника (Владимир Алексейцев) закручивает ворот судьбы по часовой стрелке, перемалывает судьбы в ступе, подталкивает героев в нужном направлении. Мойра, Макошь, Норна, Время — у захаринского Лирника много имён, но все они означают неотвратимость и предопределённость.
Олеся подчинена этой воле, но в любовном упоении решается переписать свой сценарий и является в церковь, чтобы потрафить чувствам своего Ванечки, — этот шаг оборачивается катастрофой. Показательна сцена, где Иван пафосно рассуждает о патриархальном предназначении женщины, пытаясь заплести волосы Олеси в «замужнюю косу», а она упрямо, но настойчиво вырывается — и мы понимаем, что ждало бы лесную дикарку, согласись она уехать в город вместе с любимым. В литературе много примеров, когда вырванный из плодородной почвы цветок быстро увядал в квартирных условиях, превращаясь из предмета обожания в обузу. Олеся, пусть даже в контексте ситуации, когда нужно было спасаться бегством от разъярённой толпы, выбирает свободу. Отыщут ли Олесю прирученные ею в лесу зяблики?
Этот спектакль будет интересен разной целевой аудитории. Старшеклассники смогут подключиться к классике, но не через «театр у микрофона», а через интересную и живую сценическую историю, которая будоражит воображение и вызывает желание припасть к оригиналу. У взрослой публики тоже будет предостаточно тем для размышления: одна из них — как проявляется женский архетип в мифах, сказаниях и литературных историях?
Спектакль «Олеся» поставлен на сцене театра «Глобус» при поддержке министерства культуры Новосибирской области.
Материалы по теме:
В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?
В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей
В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением
В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах
В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души
В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?
«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте
В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова
«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»
В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег
В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн
Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»
В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека
В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова
В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей
В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон
В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни
В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»
В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность
Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи
«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век
В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления
В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие
Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя
«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании
Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание
В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами
Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева
Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»
Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»