06.12.24

Бегущая по лесам

Премьера «Олеси»: в театре «Глобус» рассказали историю о предопределённости судьбы, женском архетипе и узости обезличенной толпы 

На малой сцене театра «Глобус» режиссёр Сергей Захарин явил публике «Олесю» — жутенькую и одновременно страстную стилизацию известной повести Александра Куприна, где лесная дикарка с красными бусами на тонкой шее прошла все круги женской инициации, чтобы сделать свой трудный выбор в пользу свободы. За купринской повестью тянется стереотипный мелодраматический шлейф, но если приподняться над сюжетом, то любовная история с народно-фольклорным колоритом превращается в философскую притчу о невозможности «алхимического брака» между людьми и природой и о дремучей человеческой сущности, не обременённой интеллектом. Сергей Захарин попытался исследовать эту тему, перенеся место действия в условное лиминальное пространство, где вместо деревьев «растут» канаты-косы — как архетипичный символ женской природной силы, которая всегда пугала суеверную и невежественную толпу.

Художник-сценограф Лилия Хисматуллина создала особый мир, напоминающий тягостные серо-коричневые сны, откуда невозможно выбраться, ибо каждый твой шаг вязнет в тягучей материи, а спички гаснут, потому что здесь нет воздуха. Вот и барин Иван Тимофеевич (Александр Липовской), застрявший в этой инфернальной деревне, понапрасну жжёт спички — огня здесь отродясь не было, даже пальцев не обжечь. Барину не просто скучно, ему «смертельно скучно», когда холодное и пустое выедает душу. Местные жители напоминают персонажей «Едоков картофеля» Ван Гога, но если великий голландец писал их мазками своей души и с сочувствием к тяжёлому крестьянскому труду, то здесь они не просто темны лицом, они темны варварской душой, когда главный бог — это страх. Священный ужас перед лицом необъяснимого, а не вера заставляет их ходить в церковь, где они молятся сценическим тёмным доскам, откуда проступают контуры не христианских святых, а мрачной языческой силы, которая не любит, а карает. Но страх должен быть персонифицирован, поэтому народный гнев обрушивается на чужаков — старую бабку Мануйлиху (Наталья Тищенко) и Олесю (Алина Юсупова) — по принципу «они не из нашей пещеры, а значит, опасны». Режиссёр аккуратно развивает тему в отдельных народных сценах, где люди с одинаковым азартом тетёшкаются с младенчиками, жестоко распинают конокрада, прилежно молятся и забивают камнями Олесю в церкви. Они живут единым сознанием, которое управляется коллективными фобиями, и сметают со своего пути всё, что не подвластно их разумению. Диалогов между жителями деревни в спектакле нет — и это сильно работает на сценическую идею человеческой обезличенной массы.

Живая природа здесь персонифицирована в героине Алины Юсуповой, которая силой своего женского и не задавленного социумом естества буквально взламывает убогую матрицу, пытаясь воскреснуть Персефоной к весне и половодью чувств. Понятное дело, что барин, решивший разбавить скуку общением с «ведьмаческими спецпоселенками», не луч мужского света в тёмном царстве (малахолен и инфантилен), но зов любви всегда иррационален: «пришла пора, она влюбилась». Любовную линию Олеси и Ивана режиссёр переводит на язык пластики — тела актёров, левитирующих над сценой в акробатических па, в сотни раз красноречивее любых слов. У «Глобуса» со времён Георгия Ерасека и его студии пластики всегда была тяга к пластическим высказываниям, но в «Олесе» это не заполнение «музыкальных пауз», а естественные стежки в полотне спектакля. Свою героиню Алина Юсупова ведёт с мудростью «проснувшейся» женщины, описанной в тексте Кларисы Эстес «Бегущая с волками», — идущая сакральными тропами природных и годовых циклов, но одновременно ведомая той необоримой силой, которая в образе Лирника (Владимир Алексейцев) закручивает ворот судьбы по часовой стрелке, перемалывает судьбы в ступе, подталкивает героев в нужном направлении. Мойра, Макошь, Норна, Время — у захаринского Лирника много имён, но все они означают неотвратимость и предопределённость.

Олеся подчинена этой воле, но в любовном упоении решается переписать свой сценарий и является в церковь, чтобы потрафить чувствам своего Ванечки, — этот шаг оборачивается катастрофой. Показательна сцена, где Иван пафосно рассуждает о патриархальном предназначении женщины, пытаясь заплести волосы Олеси в «замужнюю косу», а она упрямо, но настойчиво вырывается — и мы понимаем, что ждало бы лесную дикарку, согласись она уехать в город вместе с любимым. В литературе много примеров, когда вырванный из плодородной почвы цветок быстро увядал в квартирных условиях, превращаясь из предмета обожания в обузу. Олеся, пусть даже в контексте ситуации, когда нужно было спасаться бегством от разъярённой толпы, выбирает свободу. Отыщут ли Олесю прирученные ею в лесу зяблики?

Кому понравится спектакль «Олеся»?
Этот спектакль будет интересен разной целевой аудитории. Старшеклассники смогут подключиться к классике, но не через «театр у микрофона», а через интересную и живую сценическую историю, которая будоражит воображение и вызывает желание припасть к оригиналу. У взрослой публики тоже будет предостаточно тем для размышления: одна из них — как проявляется женский архетип в мифах, сказаниях и литературных историях?

Спектакль «Олеся» поставлен на сцене театра «Глобус» при поддержке министерства культуры Новосибирской области.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА
back

Материалы по теме:

14.11.24 «Бременские музыканты»: послесловие

В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?

06.11.24 Что случится с Тарелкиным?

В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей

24.10.24 Пляшут тени на стене

В «Красном факеле» рассказали историю о социальных химерах и фантомах

24.09.24 Про белого верблюда

В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением

20.08.24 Возвращение капитанов

В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах

13.08.24 Чертоги разума

В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души

28.05.24 Магда: прыжок в бездну

В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?

07.05.24 Любовь и боль

«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте

10.04.24 У нас на районе

В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова

28.03.24 Поезд, идущий в овраге

«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?

04.03.24 Ищу человека!

Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»

30.01.24 Собака вдруг в человека

В «Красном факеле» рассказали историю о комплексе Бога

09.01.24 Чувство Фарго

В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег

05.12.23 Нуар с сибирским характером

В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн

28.11.23 Живые и мёртвые

Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»

14.11.23 Про уродов и людей

В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека

03.10.23 Горькие нео-дачники

В театре «Старый дом» поставили спектакль о метаморфозах интеллигенции

17.08.23 Про Ёжика, Медвежонка и Дао

В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова

10.07.23 Уходите вовремя из дома

В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей

16.06.23 Вспомнить cебя

В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон

04.05.23 К Шукшину на трамвае

В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни

28.04.23 Выживут только подлейшие

В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»

27.04.23 Бог устал нас любить

«Сын»: инфернальная драма на сцене «Красного факела»

04.04.23 Что-то пошло не так

В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность

30.03.23 Путешествие к архетипам

Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи

10.01.23 Маркиза вышла из чата

«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век

29.12.22 Щелкунчик внесезонный

В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления

28.11.22 «Алиса, я тебя люблю!»

В театре «Глобус» разобрали базовые эмоции девушки, попавшей в ДТП

15.09.22 Кто ты будешь такой?

В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие

06.09.22 Внутри «Пульчинеллы»

Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя

02.09.22 На языке тела

«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании

25.08.22 Ждите «Белую болезнь»

Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание

05.07.22 Остановите Землю — я сойду

В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами

31.05.22 Простая история

Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева

11.04.22 От Тарантино до психоанализа

Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»

06.04.22 Великий мечтатель

Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»

up