24.10.24

Пляшут тени на стене

В «Красном факеле» рассказали историю о социальных химерах и фантомах 

«В театре теней сегодня темно,
Театр сегодня пуст».

Константин Кинчев, группа «Алиса»

Есть растиражированное мнение, что роман Достоевского «Бесы» творцы обходят стороной, ибо он слишком сложен и сценически невозможен, но это совсем не так. Спектакли по мотивам идут во многих российских театрах, а в этом году кинорежиссёр Сергей Арланов представил сериал «Клипот» — в маленьком провинциальном городке скучающая молодёжь начинает бороться за всё хорошее против всего плохого под руководством мажора, прибывшего из швейцарской школы. Ничего удивительного в популярности «Бесов» нет: мы вновь оказались на витке спирали, где радикальные идеи разного толка выжигают из нас человеческое и сужают тоннели реальности, заставляя категорически разделять мир на своих и чужих. А когда идея тотально поглощает человека, то оставляет от него потом горстку пепла — и судя по количеству золы, которая просыпалась с колосников на головы героям спектакля «Бесы» Андрея Прикотенко в театре «Красный факел», у нас плохие новости.

По замыслу режиссёра, «Бесы» существуют в мультивселенной его же «Мёртвых душ», где действие разворачивается в условном безвременье, а сценография весьма аскетична — белые стены-порталы да иногда стулья. В этом мире не существует понятия «человек — это звучит гордо», всё живое здесь растворяется и поглощается холодным белым светом, а суетливый человеческий исход, бредущий маленькими «стадами» на заднем фоне, отчётливо работает на евангелическую притчу про бесов и свиней, которая и стала вторым эпиграфом для романа Фёдора Михайловича. И если в «Мёртвых душах» мир, придуманный художником-сценографом Ольгой Шаишмелашвили, подсвечивал склонность русского человека к магическому мышлению, то в «Бесах» — к умению превращать свою душу в безжизненную стерильную пустыню и помещать себя в рамки-стены. Этот мир, напоминающий пространства в спектаклях режиссёра Римаса Туминаса, живёт в постапокалиптичном режиме — условное Заречье давно сгорело, с неба валят вёдра пепла, а жалкие светильники-примусы в руках героев вряд ли добавят света в предлагаемые обстоятельства. А если учесть, что Прикотенко считает своих «Бесов» условным продолжением «Мёртвых душ», где лампы связывали мир живых и мёртвых, то примусы явно сигнализируют нам, что никого живого здесь нет.

Инфернальная суть «Бесов» отчётливо проявляется и в эпизодах с теневым театром, напоминая рождественские гадания, когда кусок смятой и тлеющей газеты вызывал к жизни на стене пугающие образы, увеличивая то, что казалось в повседневности ничтожным.

И наоборот — высвечивал настоящее, как в эпизоде встречи Николая Ставрогина (Александр Поляков) и отца Тихона (Андрей Яковлев), где первый сжимается до размеров испуганной мыши. В аннотации к спектаклю, размещённой на сайте театра, режиссёр говорит о том, что для него «Бесы» — это одновременной жуткий и очень смешной роман, но здесь всё зависит, конечно, от зрительской оптики. Кому-то будет совсем не смешно, ибо только мартышки в баснях хохочут, увидев в зеркале неизвестную рожу. Впрочем, даже сам роман Фёдора Михайловича приверженцы разных идей толкуют по-своему: одни видят жёсткую статиру-предупреждение на представителей русского западничества, которые задурили молодёжи голову либертарианскими идеями, а другие — предтечу большевизма и всё, что с ним связано. Хотя Достоевский писал о «Бесах» вполне конкретно: «Эти явления — прямое последствие вековой оторванности всего просвещения русского от родных и самобытных начал русской жизни». Итак, в губернский город одновременно возвращаются из-за границы демонический красавец Николай Ставрогин и сын домашнего приживала-учителя Пётр Верховенский (Никита Воробьёв). Их приезд открывает портал в ад: городок начинают сотрясать скандалы-убийства-расследования, а на шее у власти завязывается удушающая петля из политических интриг. «В романе Фёдора Достоевского “Бесы” насчитывается 15 убиенных персонажей. Постановщики пытались спасти некоторых из них, и тем не менее в спектакле содержатся сцены насилия и убийства», — предупреждают зрителя перед спектаклем в театре.

Николай Бердяев считал, что в романе Достоевского есть только одно действующее лицо — Николай Ставрогин, все остальные — лишь его эманации-проекции, безвольные спутники, несущиеся по орбите звезды. Ставрогин Александра Полякова — скорее сатирический персонаж, который принёс сам себя в жертву на алтарь либидо, но до конца так и не понял: а из-за чего, собственно, такой сыр-бор вокруг его персоны? Его демонизм — явно придуманный, часть точно выверенного имиджа, у него нет экзистенциального окраса. Поэтому знаменитый монолог из ненапечатанной главы «У Тихона» звучит не горькой исповедью, а ещё одной попыткой придать себе значимости: а я ещё и вот так могу! Все эти политические шуршания местного уровня ему вообще до светильника, впрочем, как и женщины уездного города. Он явно чем-то мается, много говорит и, наверное, страдает.

У Петра Верховенского — моторика мелкого беса, изживающего весь спектакль обиду на отца Степана Верховенского (Николай Телегин), который, как и положено человеку остролиберальных взглядов, ходит исключительно в белом пальто, извините, костюме. Петруша тоже много говорит, чего-то требует от Ставрогина, интригует и подставляет, но не очень понятно — зачем? Если у Лапши и его друзей  из шедевра Серджо Леоне «Однажды в Америке» (Прикотенко отчасти ассоциирует «Бесов» с этим полотном) была вполне конкретная цель, ради которой они разрабатывали свои гангстерские схемы, то здесь она не отчётлива. Все заняты какими-то своими внутренними и мелкими делишками, дрязгами и проблемами, поэтому не совсем понятно, как этот дуэт вообще смог сколотить идеологическое подполье, оказывая влияние на умы провинциальных радикалов и запустив череду убийств и самоубийств. Самый красивый мальчик в классе и его свита — вот, собственно, и всё. Впрочем, режиссёр развивает линию «Мёртвых душ», где Чичиков тоже дутая фигура, сформированная общественным мнением — эдакая социальная химера, поэтому всё логично.

Похоже, Андрей Прикотенко (по крайне мере, в новосибирских постановках) постепенно уходит от своего излюбленного приёма перекодировки, когда от изначального классического текста остаётся его современное подобие, — его «Бесы» идут в фарватере нарратива Достоевского, и иногда это кажется избыточным. Может быть, ещё и по той причине, что получилось очень много текста на один квадратный сценический метр, а мы уже привыкли к другой форме высказывания, когда события превалируют над словами. Но это не мешает в некоторых моментах чувствовать себя тенью на стене «платоновской пещеры» — горестно восхищаясь и ужасаясь этому состоянию одновременно.

Кому понравится спектакль «Бесы»?

Разумеется, литературно образованным людям, ценящим язык и идеи Фёдора Достоевского, которые актуальны, видимо, всегда. В сюжете «Бесов» большую роль играют взаимоотношения «отцов» и «детей» — «либералов» и будущих «нигилистов», которых они сами и породили. Спектакль Андрея Прикотенко говорит в том числе и об этом — каждое предыдущее поколение формирует следующее и несёт ответственность за его духовный и нравственный облик. В противном случае мы получаем детализацию мифа об отце-Кроносе и его сыне-Зевсе.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Василия ВАГИНА
back

Материалы по теме:

14.11.24 «Бременские музыканты»: послесловие

В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?

06.11.24 Что случится с Тарелкиным?

В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей

24.09.24 Про белого верблюда

В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением

20.08.24 Возвращение капитанов

В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах

13.08.24 Чертоги разума

В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души

28.05.24 Магда: прыжок в бездну

В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?

07.05.24 Любовь и боль

«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте

10.04.24 У нас на районе

В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова

28.03.24 Поезд, идущий в овраге

«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?

04.03.24 Ищу человека!

Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»

30.01.24 Собака вдруг в человека

В «Красном факеле» рассказали историю о комплексе Бога

09.01.24 Чувство Фарго

В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег

05.12.23 Нуар с сибирским характером

В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн

28.11.23 Живые и мёртвые

Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»

14.11.23 Про уродов и людей

В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека

03.10.23 Горькие нео-дачники

В театре «Старый дом» поставили спектакль о метаморфозах интеллигенции

17.08.23 Про Ёжика, Медвежонка и Дао

В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова

10.07.23 Уходите вовремя из дома

В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей

16.06.23 Вспомнить cебя

В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон

04.05.23 К Шукшину на трамвае

В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни

28.04.23 Выживут только подлейшие

В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»

27.04.23 Бог устал нас любить

«Сын»: инфернальная драма на сцене «Красного факела»

04.04.23 Что-то пошло не так

В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность

30.03.23 Путешествие к архетипам

Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи

10.01.23 Маркиза вышла из чата

«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век

29.12.22 Щелкунчик внесезонный

В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления

28.11.22 «Алиса, я тебя люблю!»

В театре «Глобус» разобрали базовые эмоции девушки, попавшей в ДТП

15.09.22 Кто ты будешь такой?

В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие

06.09.22 Внутри «Пульчинеллы»

Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя

02.09.22 На языке тела

«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании

25.08.22 Ждите «Белую болезнь»

Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание

05.07.22 Остановите Землю — я сойду

В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами

31.05.22 Простая история

Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева

11.04.22 От Тарантино до психоанализа

Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»

06.04.22 Великий мечтатель

Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»

04.04.22 Не смешно

В «Красном факеле» свадьба Кречинского прикинулась водевилем

up