Мастер-класс для Каллас
На малой сцене «Глобуса» — премьера спектакля об оперной диве, созданного при поддержке министерства культуры НСО
Заслуженные артисты России Илья Паньков и Светлана Галкина создали спектакль-полифонию, в котором легенда оперных подмостков ХХ века Мария Каллас вновь обретает голос неподдельной человеческой трагедии. Нищета военного детства, нелюбовь родной матери, мечтающей о сыне, трудный путь на оперную сцену, борьба с лишним весом, любовь-испытание, космический взлёт на млечные пути звёздной славы, потеря голоса, трагическая смерть. Гречанку Марию Каллас называли «свечой, зажжённой с обеих сторон» — она не знала компромиссов в искусстве, её карьера была короткой, но с нами навсегда остался её божественный голос диапазоном в три октавы.
— Я не играю точную копию Марии Каллас, — рассказала Светлана Галкина. — У нас не существует задачи пародировать гения, как в популярных телевизионных проектах. Мы ставим историю про судьбу человека. Играем про присутствие в нашей жизни людей такой величины. Невозможно взять за отправную точку какое-то одно событие.
Пьеса Терренса МакНелли «Мастер-класс» органично укладывается в режиссёрскую концепцию Ильи Панькова, где роль Марии Каллас — отдельный актёрский бенефис, настоящий подарок для любой актрисы, ибо здесь все остальные персонажи лишь бледные тени свиты, играющей королеву. А королева здесь, несомненно, Светлана Галкина — артистка яркого драматического таланта, любимица новосибирской публики, умеющая одинаково вглубь и вверх. Сюжет пьесы, если разобраться, весьма незатейлив: потерявшая голос оперная дива проводит мастер-класс со студентами-вокалистами, но они для неё всего лишь «инструмент», позволяющий ещё раз вернуться в своих воспоминаниях на сцену «Ла Скала», чтобы доказать всему миру, что она — Гений. Да, сегодня весь её мир сжался до размеров обычного класса, но кто мы такие, чтобы перечить той, у ног которой лежала вся музыкальная вселенная. Хотя, конечно, мания величия у примадонны диагностируется с первого выхода, когда она заставила зрителей вглядываться в пустую сцену несколько минут, — гении не опаздывают, они задерживаются. И в этом есть некая перекличка с ироничным романом Сомерсета Моэма «Театр», где главная героиня актриса Джулия Ламберт ощущала себя живой и настоящей лишь на сцене, умело манипулируя вниманием зрителя. Собственно, и судьба Марии Каллас в чём-то созвучна героине «Театра» — в определённый момент всем гениальным актрисам хочется простого женского счастья, но, как говорится, увы. Либо ты жрица, либо жена — со всеми вытекающими. Мария Каллас тоже пыталась пожертвовать сценой ради Аристотеля Онассиса, но, как мы знаем, всё завершилось трагически: вынужденный аборт, работа на износ, потеря голоса и жёсткий финал, когда вчера тебе ноги мыли, а сегодня — выкинули на свалку истории. Жрицам такого не прощают.
Примадонна Светланы Галкиной — чертовски элегантна, дьявол, конечно, носит «Прада», прямая спина, жёсткий стиль общения с учениками из серии «милая моя, я страдала, и ты пострадай» — никакой эмпатии, сплошные нарциссические попытки встать на голову ближнему своему, чтобы казаться монументальнее в своих же глазах. Блеск и роскошь позади, поэтому капризные закидоны бывшей звезды сводятся к классическому абьюзу учеников, монтировщиков и аккомпаниаторов — всех, кто попал на её сегодняшнюю орбиту. Особенно беспощадна героиня Галкиной к девушкам-вокалисткам (женщины всегда безжалостно относятся к своим сёстрам в некоторых моментах) — сначала усыпим внимание незатейливым комплиментом, а потом опустим на землю одной фразой «при ваших ограниченных возможностях…». Но Светлана Галкина всё-таки любит и жалеет свою героиню, поэтому приступы тирании выглядят трагически нелепо и даже смешно — особенно на фоне возрастной рассеянности, будем снисходительны к возрасту. Но всё меняется, когда Каллас вспоминает себя через «музыкальный момент», где в единой лирично-трагической точке открывается зрителю её подлинное, жреческое «я». Самое удивительное в этом спектакле, что все артисты, включая Светлану Галкину, поют не под фонограмму: известные арии звучат, конечно, в контексте «поют драматические артисты», но это пронзительно-честно — браво актёрам «Глобуса» за мужество и смелость.
Разумеется, всем поклонникам таланта Светланы Галкиной. Всё-таки этот спектакль напоминает больше бенефис, чем масштабную репертуарную постановку.
Материалы по теме:
Премьера «Олеси»: в театре «Глобус» рассказали историю о предопределённости судьбы, женском архетипе и узости обезличенной толпы
В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?
В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей
В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением
В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах
В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души
В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?
«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте
В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова
«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»
В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег
В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн
Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»
В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека
В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова
В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей
В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон
В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни
В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»
В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность
Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи
«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век
В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления
В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие
Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя
«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании
Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание
В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами
Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева