18.11.25

Всем бум-бум!

Премьера в театре «Старый дом»: удушающая сила одиночества, удав по имени Голубчик и «внутренние джунгли»

«Если вдуматься, слово “взаимоотношения” вполне отражает горькую истину: как люди ни стараются, их все дальше и дальше относит друг от друга».
Элен Ажар, «Голубчик»

Режиссёр Саша Золотовицкий «экранизировал» на сцене «Старого дома» малоизвестный широкой публике роман Эмиля Ажара «Голубчик», где одинокий интеллигент Кузен, потерявшийся в каменных джунглях Парижа, водит дружбу с удавом по имени Голубчик и пытается обнять весь мир. Слово «экранизировал» в этом сценическом контексте не случайно: по визуальному стилю спектакль напоминает ретро-фильмы, где главным референсом стали картины постимпрессиониста Анри Руссо, а доминирующим цветом — все оттенки зелёного и охры. Визуальный мир «Голубчика» придумала художник Натали Кейт-Пангилинан — в этой уютной «внутренней квартире» главный герой в исполнении Тимофея Мамлина одновременно прячется от мира и пытается выйти к нему. Никто так не жаждет любви и социальных поощрений, как запертый в скорлупе своих привычек и убеждений интроверт.

У первоисточника спектакля очень интересная судьба, ставшая эталоном литературной мистификации, когда известный писатель скрывается под личиной «молодого, неизвестного и дерзкого», чтобы бросить вызов своей популярности. Никому неизвестный Элен Ажар выпускает в 1974 году роман «Голубчик», который сразу привлекает внимание критиков и читателей. Яркий слог, неожиданный сюжет, острая нежность к «маленькому человеку» — в романе были все «ингредиенты», чтобы сразу стать бестселлером. Новой литературной звезде прочили блестящее будущее, видели в нём нового Виктора Гюго, но фигура писателя оставалась в загадочной тени — никто не знал, кто он и откуда. В 1975 году таинственный Эмиль Ажар вновь вызывает бурю обсуждения, получив Гонкуровскую премию за роман «Вся жизнь впереди», а спустя какое-то время станет известно, что под маской молодого автора скрывается известный писатель и литературный мистификатор Ромен Гари. Кстати, Ромен Гари уже получал в своё время Гонкуровскую премию, которая присуждается только раз в жизни, — так писатель стал единственным в истории дважды лауреатом Гонкура. Но игра в «другого» стала для Гари роковой — расщепление личности в экзистенциальных коридорах привело к трагедии.

В квартире Кузена выцвела сама жизнь — как выцвели обои и скудная мебель. Он рвётся к миру и людям из своего душного убежища, потому что человеку нужен человек, но за неимением последнего сойдёт и удав, привезённый им из Африки. В принципе, по меркам сегодняшнего времени, ничего особенного — в нынешних цифровых реалиях люди и голубей на поводке по улицам выгуливают. Но речь идёт о 60-х годах прошлого века, когда люди не сидели в гаджетах, а пытались построить коллективное светлое будущее, в котором, увы, почему-то не хватило место Кузену. Он привлекателен, интеллигентен, учтив, воспитан, хорошо одет, у него есть своя квартира и работа, но никого нет рядом. Кузен — французская ипостась Петерса Татьяны Толстой и Андрея Прикотенко, который сумел вырасти из условной кастрюли с варёной курой, даже где-то сепарировался от мамы-бабушки, но так и не научился наводить мосты с социумом. Он много и обильно говорит книжным, глубоко-деепричастным слогом — буквально заговаривая себя и окружающих, — но такое красноречие людей только отпугивает. Он ищет человека в многомиллионном Париже: подсаживается к одинокому пассажиру в пустом вагоне метро, сутками караулит профессора Цуреса на лестничной площадке с букетом цветов в руке, ищет понимания у женщин определённого рода занятий, приглашает полицейского в воскресный день в Лувр и каждый будний день пытается заговорить с красавицей мадемуазель Дрейфус (Лилия Мусина) в лифте. Конечно, такая активность вызывает у обычных людей лишь оторопь и желание спастись бегством — если бы Саша Золотовицкий ставил комедию в лучших традициях фильмов с Пьером Ришаром, то «Голубчика» ждал бы народный триумф стародомовских «Тёток», которые 20 лет неизменно собирают полные залы. Но режиссёр и Тимофей Мамлин не уходят в комикование: Кузен проживает ситуации остро и болезненно, всякий раз искренне недоумевая, а что я опять сделал не так? В этом пространстве мир не сердоболен — он сразу выносит за скобки тех, кто не похож на большинство. Ты жаждешь общения и любви? Ты какой-то странный, извини. К тому же Кузен «воспитывает» удава, а значит, он ненормален априори. Старая как мир аксиома — непохожих за борт, ибо опасны. Хотя социум подбрасывал Кузену возможность примкнуть к «своим», когда подослал к нему Женщину с Попугаем, агитирующую за развитие сети телефонов доверия для одиноких. Но милая мадам была обругана Кузеном: в сочувствии «убогих» я не нуждаюсь!

Кузена дома всегда ждёт удав Голубчик — умопомрачительная Лилия Мусина в стильном кожаном прикиде и фиолетовом парике. У Голубчика — ломаная пластика «гавроша» в исполнении Милен Фармер, он/она загадочно молчит и иногда обвивает Кузена в соответствии с пластическими этюдами хореографа Александры Колосовской. Кто этот инопланетный Голубчик? Вымышленный друг, своеобразный Карлсон, который всегда на крыше (извините, в кресле)? Или «змеиная ипостась» мадемуазель Дрейфус, которая вдруг оказалась не таинственной красоткой, а жрицей любовных услуг, разбившей в итоге сердце Кузену? Тут в своём-то внутреннем мире не всегда ориентируешься, а у Кузена вымысел и реальность так хитро переплетены друг с другом, что и зазоров не видно. Вполне возможно, что вся эта драма разворачивалась в его «внутренних джунглях», куда он и в итоге и сбежал — от орущих соседей, любопытных коллег, революционеров-бунтарей и прочих людей. И может быть, ни в ком он и не нуждался — сидел в кресле и фантазировал, пока санитары не пришли. В финале сцена зарастает ядовито-зелёными папоротниками Анри Руссо, Кузен скидывает бремя социума вместе с одеждой и убегает в туман, а по его следу крадётся охотник Ван Пелт из культового фильма «Джуманджи». В спектакле Саши Золотовицкого очень много отсылок к мировым хитам, гэгов и прочих любопытных штук, которые прячутся по всей сюжетной канве «Голубчика», отгадывать их — отдельное удовольствие.

Кому понравится спектакль «Голубчик»?

Если придирчиво расчленять сюжет «Голубчика», адаптированный для сцены российским драматургом Лизой Булаевой, то он может мимикрировать под любовную мелодраму с примесью экзистенциальных поворотов. Но, к счастью, Саша Золотовицкий рассказал историю, переполненную любовью и надеждой, — мы все знаем, что «человеку нужен человек», но когда в целом мире холодно и пусто, где можно скрыться от одиночества? Кузен живёт в собственном иллюзорном мире, но разве мы не ищем там же прибежища, особенно когда на наши головы валятся с неба камни? Любовь нам даёт возможность ощущать себя живым, и мир готов нам её подарить — стоит перенастроить свой внутренний передатчик, чтобы он принимал сигналы от тех, кто рядом. Не надо ломиться в закрытые двери — никто не откроет. Вселенная нам говорит: «Бум!». Всем — бум-бум! — зажигает импровизированный джаз-банд, призванный успокоить обиженную Кузеном Женщину с Попугаем. Советую спектакль всем, кому этой осенью грустно, но нежно.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Катерины ШРАМКО
back

Материалы по теме:

03.10.25 Хармс на первом ряду

В «Старым доме» состоялась премьера спектакля «Скасска», поставленного по текстам великого обэриута. Режиссёр Арсений Мещеряков перенёс Хармса на сцену, и сделал это блестяще

03.09.25 Муха в янтаре

«Дорогая Елена Сергеевна»: в театре «Красный факел» идёт спектакль о противостоянии школьников и учительницы

19.08.25 Любовь спасёт

В театре «Старый дом» поставили спектакль по роману Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока», в котором очень много любви и надежды

25.04.25 Помнишь ли ты?

В Новосибирском музыкальном театре представили седьмую за историю театра постановку «Сильвы»

05.02.25 Мастер-класс для Каллас

На малой сцене «Глобуса» — премьера спектакля об оперной диве Марии Каллас

28.12.24 Мифы, коучи и нарциссы

Театр «Красный факел» представил премьеру спектакля «Пигмалион»

06.12.24 Бегущая по лесам

Премьера «Олеси»: в театре «Глобус» рассказали историю о предопределённости судьбы, женском архетипе и узости обезличенной толпы

14.11.24 «Бременские музыканты»: послесловие

В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?

06.11.24 Что случится с Тарелкиным?

В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей

24.10.24 Пляшут тени на стене

В «Красном факеле» рассказали историю о социальных химерах и фантомах

24.09.24 Про белого верблюда

В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением

20.08.24 Возвращение капитанов

В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах

13.08.24 Чертоги разума

В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души

28.05.24 Магда: прыжок в бездну

В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?

07.05.24 Любовь и боль

«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте

10.04.24 У нас на районе

В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова

28.03.24 Поезд, идущий в овраге

«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?

04.03.24 Ищу человека!

Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»

30.01.24 Собака вдруг в человека

В «Красном факеле» рассказали историю о комплексе Бога

09.01.24 Чувство Фарго

В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег

05.12.23 Нуар с сибирским характером

В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн

28.11.23 Живые и мёртвые

Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»

14.11.23 Про уродов и людей

В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека

03.10.23 Горькие нео-дачники

В театре «Старый дом» поставили спектакль о метаморфозах интеллигенции

17.08.23 Про Ёжика, Медвежонка и Дао

В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова

10.07.23 Уходите вовремя из дома

В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей

16.06.23 Вспомнить cебя

В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон

04.05.23 К Шукшину на трамвае

В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни

28.04.23 Выживут только подлейшие

В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»

27.04.23 Бог устал нас любить

«Сын»: инфернальная драма на сцене «Красного факела»

04.04.23 Что-то пошло не так

В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность

30.03.23 Путешествие к архетипам

Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи

10.01.23 Маркиза вышла из чата

«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век

29.12.22 Щелкунчик внесезонный

В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления

28.11.22 «Алиса, я тебя люблю!»

В театре «Глобус» разобрали базовые эмоции девушки, попавшей в ДТП

15.09.22 Кто ты будешь такой?

В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие

up