Про Ёжика, Медвежонка и Дао
В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова
В детстве меня завораживали бесконечность космоса и мультфильм Юрия Норштейна «Ёжик в тумане» — как эхо из глубокого тёмного колодца, в котором кто-то живёт, несмотря на кажущуюся пустоту. Мою детскую настороженность не усыпил и красивый мультфильм «Трям! Здравствуйте!», где Ёжик и Медвежонок катались на облаке, распевая про «белогривых лошадок», — эти герои явно не были так просты, как хотели казаться советским детям. Первоисточник моих детских инсайтов, космогонический цикл сказок Сергея Козлова, где лес расширяется до бесконечности мироздания, а философы-даосисты, скрывающиеся под никами «Ёжик» и «Медвежонок», исповедуют недеяние и созерцание, я прочла уже во взрослом возрасте, искренне недоумевая — почему эти сказки называют детскими? Поэтому премьеру спектакля Натальи Слащевой «Про Ёжика и Медвежонка», которой Новосибирский театр кукол открыл новый сезон, ждала с особым чувством любопытного зрителя: как театр трансформирует мифопоэтику философских сказок Козлова в сценическое действо? Забегая вперёд, скажу, что он стал не только первой премьерой нового театрального сезона, но и «дверью в лето», где звёзды сами падают в руки, а первая летняя баночка малинового варенья обещает счастье и бессмертие.
Стремянки, паллеты, доски, оранжевый круг кабельного барабана: сцена одета в натуральное дерево, чувствуется фактура, запах и даже физическая тяжесть предметов. В лесу, который создал художник-сценограф Виктор Клочко, заблудиться нельзя, ибо это сценический локус начала истории «всего и всех», главная точка на карте мироздания, которое рождается на глазах у зрителя через действия — измерил, приколотил, перенёс, построил. Атмосфера уютной дачной стройки, днём стружка золотится на солнце, а вечером пахнет можжевеловыми ветками, потому что «вот и самовар простыл». Ещё секунда — и материализуются антропоморфные жители леса, которые сумерничают на брёвнышке, отмечая день первой летней баночки малинового варенья философскими разговорами о природе вещей. Они, конечно, появляются — в виде квадратной тумбы с ушами, коробки, странного кубика, ушастых носилок и мятой газетки на палочке. И начинается игра «в творца», когда артисты своей живой волей одушевляют предмет: газетку — в Бабочку, коробку — в Белку, тумбу — в Медвежонка, арт-конструкцию — в Ёжика, а кубик — в Муравья-зануду. А дети в зале пищат от восторга и качают скилы метафорического мышления: «Ёжик, а где Лошадка?!».На наших глазах происходит волшебство, когда внешняя простота подчёркивает глубоководье мыслей, ассоциаций и образов, помогая зрителю найти собственную дорогу к «своей» избушке Медвежонка. У детей, конечно, этот путь — напрямки, со взрослыми всё сложнее, но и у них есть шанс встретить сумерки в приятной компании.
Для Медвежонка (Александр Николаев) и Ёжика (Вера Долгодушева) время сумерничания открывает дверь в космос — через определённый ритуал «посидеть на брёвнышке». Но бревно утаскивает трудоголик-Муравей (Андрей Меновщиков), не разделяющий философии «неделания» наших героев — трудиться надо, вот папа мой пахал, и я пашу. Герои впадают в экзистенциальное уныние «нет бревна — нет ритуала», но верное Дао выносит их на другой виток, где их ждут новые знакомства и чумазые звёзды, которые нуждаются в генеральной помывке. Звёзды валятся с колосников, замачиваются в тазу и сушатся на стремянках, а Ёжик между делом даёт свою исчерпывающую оценку конечности-бесконечности времени, отвечая на вопрос Медвежонка: «Правда, мы будем всегда?» — «Правда!» — отвечает герой Веры Долгушевой. Кстати, этот важный диалог Ёжика и Медвежонка взят из сказки «Правда, мы будем всегда?», и он весьма труден для детского восприятия, поскольку речь в ней идёт о смерти Медвежонка и трансформации расставания с другом в чудо преображения. Но Наталья Слащева с темой смерти работает бережно — через образ Бабочки-Подёнки (Яна Трегубова), которая не знает слова «завтра». «Она живёт только сегодня», — говорит Ёжик своему другу, проговаривая магистральную философскую мысль о жизни «здесь и сейчас». И Бабочка живёт на полную катушку, не экономя силы и эмоции: летать так летать, любить так любить! Бесспорно, это одна из самых ярких актёрских работ спектакля — наивная, смешная, кокетливая, экспрессивная, эмпатичная, взрыв эмоций, нежность. Весь зрительный зал дружно влюбляется в Бабочку, но наступает утро, Медвежонок выкатывает на сцену оранжевый круг кабельного барабана, и с первыми лучами этого ручного солнца жизнерадостная Подёнка улетает навсегда. Но для Ёжика смерть не является категорией завершённости жизни — он воспринимает её как необходимое, но временное понятие. На глазах у зрителей он постигает этот дзен и помогает своим друзьям почувствовать неизбежную торжественность перехода в другое качество. «Мы встретимся!» — трепещет газетными крыльями Бабочка. «Мы обязательно встретимся! Мы помним тебя!» — машут вслед лесные обитатели, а зрительское сердце наполняется светлыми слезами и острой радостью мгновенного осознания, зашифрованного в природных циклах бессмертия. Разве не чудо, что опять родился новый день?
— Правда, мы будем всегда?
— Правда.
— Правда, мы никогда не расстанемся?
— Конечно.
Возрастная категория у этой сказки 6+, но тексты Сергея Козлова могут оказать сильный терапевтический эффект и на взрослого человека. Тем более — в театральном контексте, где каждое слово пропущено через психоэмоциональный аппарат артистов. Спектакль «Про Ёжика и Медвежонка» — это прекрасная возможность посумерничать с любимыми с детства героями.
Материалы по теме:
Премьера «Олеси»: в театре «Глобус» рассказали историю о предопределённости судьбы, женском архетипе и узости обезличенной толпы
В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?
В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей
В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением
В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах
В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души
В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?
«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте
В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова
«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»
В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег
В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн
Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»
В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека
В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей
В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон
В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни
В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»
В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность
Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи
«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век
В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления
В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие
Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя
«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании
Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание
В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами
Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева
Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»