Нуар с сибирским характером
В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн
Геометрия репетиционных поисков.
Сибиряков, конечно, вряд ли удивишь зимой как особым временем года, когда воздух застывает на вдохе, а души человеческие зябнут и мёрзнут. Но «Старый дом» вот уже несколько месяцев работает в этом направлении — 19 декабря 2023 года на его сцене состоится премьера спектакля «Фарго» в постановке российского режиссера Евгения Маленчева, где основой стал текст белорусского драматурга Константина Стешика, написанного по мотивам культового фильма братьев Коэнов «Фарго». И если у легендарных братьев-режиссёров действие происходило в заснеженной Миннесоте, то у Маленечева и Стешика — «где-то в Сибири».
На глубине психологического существования.
В 1996 году братья Коэны рассказали миру кинематографическую притчу «Фарго» — о природе человека и абсурдности бытия, когда на первый экзистенциальный план выходит тёмная людская сущность, заставляющая совершать иррациональные поступки. Эта удивительно смешная криминальная драма или крайне мрачная комедия разворачивается на фоне нордических пейзажей северной Миннесоты. История трусливого делового жулика Джерри архетипична, как греческая трагедия: если ты пытаешься взять «не своё», то судьба твоя предрешена, а беда неизбежна. Действие разворачивается в провинциальном городке Фарго, который стал символом целой вселенной криминального абсурда: сегодня в её планетарную систему входит не только фильм, но и сериал с одноименным названием. В своих интервью братья Коэны, описывая Фарго, сравнивали его с Сибирью. Этим сравнением вдохновились режиссёр Евгений Маленчев и белорусский драматург Константин Стешик — они перенесли культовый сюжет в наши реалии, чтобы рассмотреть через сценическую оптику теневую сторону человеческой личности и найти ответ на главный вопрос: что с нами всеми сегодня не так?
Анатолий Григорьев и его чувство «фарго».
— Трудно подобрать эпитет к этому парадоксальному, пугающему, необъяснимому «чему-то», живущему в человеке, — говорит режиссёр. — Иногда тебе кажется, что ты понимаешь людей, разбираешься в их логике, в мотивах их поступков, как происходит нечто, что превращает тебя в растерянного персонажа какого-то странного фильма. И я подумал, что можно было бы назвать это состояние словом «фарго» — оно живёт в нас и что-то делает с нами. Для нас принципиально важно делать не инсценировку фильма, переводя на русский язык имена героев, а применить эту историю к себе в этом конкретном времени и пространстве. Мы хотим, чтобы наш «Фарго» стал несерьёзной попыткой понять что-то серьёзное о нас сегодняшних.
Режиссёр Евгений Маленечев.
Кстати, интересная деталь: Джоэл и Итан Коэны родились в штате Миннесота, в пригороде Миннеаполиса — города, который с 1988 года является городом-побратимом Новосибирска. Одно время два суровых северных города связывали крепкие культурные связи, в частности, в сфере кино. Сегодня, понятное дело, не до кино совсем, но факт наталкивает на некую «причинно-следственную связь», да и Джоэл Коэн в своё время говорил про Миннесоту, что это «как Сибирь, только с ресторанами». Сюжет сибирского «Фарго» мало чем отличается от первоисточника — всё та же ужасающая человеческая глупость, которая приводит к необратимым последствиям. Где-то в сибирском заснеженном пространстве завязывается рутинная криминальная драма: продавец автомобилей Герман заказывает двум проходимцам похищение собственной жены, чтобы вынудить богатого тестя заплатить за неё выкуп. Герман всё продумал, но что-то, как всегда, идёт не так. План рушится, ситуация выходит из-под контроля, детективный сюжет закручивается тугой пружиной бессмысленных трагедий, а Герман несётся по гололёду страшных событий, по-прежнему слепо веря в свою абсурдную идею. В городок приезжает следователь Маргарита, чтобы раскрыть цепочку преступлений, совершенных по причине непроходимой человеческой глупости.
— Я попробовал аккуратно пересадить американский сюжет на сибирскую почву — по крайней мере, как я её себе представляю, поскольку сам я в Сибири никогда не был, — говорит драматург Константин Стешик. — И для меня главной задачей было бережно поменять западный менталитет на русский. Это северная история, поэтому некоторая созвучность была сразу. Нужно было только попробовать посмотреть на происходящее глазами человека, живущего в постсоветской реальности.
Тимофей Мамлин работает над образом Германа.
Надо сказать, что атмосфера, коей окутан репетиционный процесс сибирского «Фарго», очень напоминает скандинавский детективный нуар в стиле легендарного сериала «Мост». Пронзительный событийный горизонт, нелепо-мрачная изморозь характеров, неотвратимый гололёд последствий и неправильно принятых решений. «Сага Нурен, полиция Мальмё»? Нет — «Следователь Маргарита, слушаю». Ну а что касается самой истории возникновения «Фарго», то она интригует разнообразными версиями: одни кинокритики уверены, что братья вдохновились историями реальных преступлений, другие считают, что сюжет — плод их талантливой фантазии, ибо нет в реальном мире места для примеров такой ужасающей человеческой тупости. По словам самого Джоэла Коэна, история «Фарго» одновременно привычна и необычна, но главное — она претендует на то, чтобы быть настоящей. Поэтому какая разница, что послужило толчком к её рождению? «Фарго» живёт своей жизнью и готовится к перевоплощению в Новосибирске.
Материалы по теме:
В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?
В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей
В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением
В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах
В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души
В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?
«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте
В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова
«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»
В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег
Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»
В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека
В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова
В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей
В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон
В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни
В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»
В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность
Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи
«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век
В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления
В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие
Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя
«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании
Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание
В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами
Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева
Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»
Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»