Поезд, идущий в овраге
«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Театр «Глобус». Режиссёр Константин Яковлев. Художник Екатерина Никитина.
Драматург Анастасия Букреева написала инсценировку знаменитой повести советского писателя Константина Сергиенко «До свидания, овраг!», где бездомный пёс по кличке Гордый рассказывает историю о своих друзьях, живущих в овраге на окраине города. Собак бросили и предали люди, но от тягот бездомного существования они прячутся в мечтах о рае, где каждому псу воздаётся по вере его, главное — отыскать маленькую заветную дверку, открывающую мир, где много вкусной дичи, но нет человека. Но если у Сергиенко овраг — это отблеск утерянного общего рая, где много сочной травы, а грозная бродячая стая собак весело играет с детьми, то у режиссёра Константина Яковлева и художника Екатерины Никитиной овражье пространство рождается из осязаемых сюрреалистических снов Сальвадора Дали. Здесь время уже запустило свой маятник в виде разрушающего шара, а мир застыл на обрыве упадка, ещё секунда — и всё провалится в небытие: и дома, и овраг, и собаки, и это беспокойное небо. Сценография Никитиной пробуждает смутное, но многообещающее ощущение внутреннего волнения, когда вот-вот — и на сцене что-то непременно должно произойти. И первый выход бродячей стаи под предводительством брутального Чёрного (Владимир Дербенцев) ожиданиям отвечает — чёткие биты композитора Яноша Грига усиливают незатейливую хореографию Артура Ощепкова, синтезируя вполне себе такой собачий «Тодес». В молодёжной аудитории, слушающей, к примеру группу Shortparis, я не уверена, но детям от 9 до 12 может понравиться.
У каждой овражьей собаки — своя психотравма и история «социального сиротства». Бывшая Такса (Ольга Афанасьева) помнит те чудесные дни, когда спала на бархате, а едала на серебре. Головастого (Иван Басюра) не отпускают думы об интеллектуальном дуэте собаки и человека, а Чёрный рычит на весь мир, ибо озлобился из-за предательства. В этих героях дети без труда узнают определённые модели человеческого поведения: писатель Сергиенко в своей повести очень точно раскрывает внутренние механизмы мышления и существования обездоленных и гонимых, а режиссёр Яковлев работает очень близко к тексту. По сути, никаких новых смыслов режиссёр в спектакле не открывает, используя уже существующую в тексте притчевую форму с её «несущими конструкциями» в виде мыслей о свободе и неравенстве, о достоинстве и жертвенности, о поисках утерянного рая. Собаки мечтают найти своего Человека, ссорятся, мирятся, ищут пропитание, побираются в электричках, а иногда умирают — избитые двуногими зверями. В принципе, чтобы усилить действие спектакля, можно потом детям рассказать о жизни бездомных людей в нашем городе и попросить их найти несколько отличий. Ну, для усиления эмоционального интеллекта.
А между тем тучи на собачьем метафизическом горизонте сгущаются — люди собираются уничтожить овраг, чтобы построить в нём высотку, а всех бездомышей сдать на живодёрню. У Сергиенко шанс выжить выпадает Гордому — он нашёл человека, который его и спасает. Но Яковлев решает уйти от канона, даруя жизнь милой Крошке (Элина Зяблова) — Гордый жертвует собой, чтобы щенок не попал в руки живодёров. Все собаки попадают в рай, а Крошка уходит со своим Художником (Алексей Архипов) в счастливое будущее. Собственно, на этом всё и заканчивается — спектакль идёт час с небольшим и больше сюжетных перипетий он вместить не может. Думаю, что ещё и по той причине, что весьма насыщен танцевальными номерами бродячей стаи, которые де-юре должны перенести спектакль в музыкальную плоскость, а де-факто очень быстро приедаются своим однообразием.
Возрастное ограничение у спектакля 12+, но мне кажется, что в 13 лет такие сюжеты вряд ли увлекут подростка. А вот детям от 9 лет можно смело показывать «Собак».
Новосибирский театр кукол. Режиссёр Анастасия Неупокоева. Художник Анна Гуляева
Странно, что сказки Ганса Христиана Андерсена считают детскими — в них заложено столько экзистенциальных и метафизических смыслов, что среднестатистическому ребёнку в одиночку не вывезти. Но факт остаётся фактом: лидером творческих трансформаций была и остаётся история про Гадкого утёнка, где среди россыпи смыслов каждый творец пытается отыскать неповторимый свой. Птичка-изгой наконец-то долетела и до областного театра кукол, где замкнутое пространство птичьего двора (так похожее на узость нашего мышления!) превратилось в поезд, который обречён делать своё «ту-ту» по заранее проложенному пути. И если в коллективном бессознательном поезд метафорически считывается как линейное движение жизни из рождения к смерти, то у режиссёра Анастасии Неупокоевой железная дорога символизирует предопределённость конкретного жизненного сценария. Как говорится, если ты едешь в вагоне с утками, то научись крякать. Даже если ты лебедь и мечтаешь о небе.
Роуд-муви под названием «Гадкий утёнок» отправляется с привокзального перрона, где идёт погрузка «Птичьего экспресса» — крикливые пассажиры отправляются в Копенгаген, видимо, в гости к Андерсену. Носильщики грузят коробки-корзинки с яйцами, но огромный Аист вдруг решает примерить на себя личину трикстера: большое яйцо он намеренно подкладывает в утиную кладку, чтобы закрутить событийную пружину. У Мамы-утки вылупляется нелепый птенец в духе героев скандинавского писателя Фредерика Бакмана, который вынужден расти в чужом поезде, не зная, что делать со своими странными крыльями. Режиссёрская мысль очевидна — не в свои сани не садись и трудно выжить не в своей стае. «Когда ты находишь людей, которые тебя принимают таким, какой ты есть, ты можешь совершать какие-то невероятные вещи, — говорила в одном из интервью Анастасия Неупокоева. — Вот о поиске своих и будет наш спектакль».
Но если у Андерсена Гадкий утенок искал своих через внутренние трансформации и подвиги личностного роста, которые были интересны детям и взрослым, то здесь он просто гуляет по вагонам, попадая в нелепые и трогательные ситуации. Согласна, что не стоит грузить малышей темой «изгой и общество», но когда в сказке нет конкретного конфликта, она становится пресной. Путь героя без борьбы невозможен — без неё разве что концертные номера можно ставить. Собственно, «Гадкий утёнок» в театре кукол и состоит из ярких, трогательных, весёлых и пронзительно-грустных концертных номеров, связанных между собой тоненьким пунктиром схематичного сюжета. Да, очень красиво и местами — до приятных слёз, но на этой сказке дети точно не будут переживать за Гадкого утёнка и грозить кулачком его обидчикам. И в финале никаких трансформаций с Гадким утёнком не произойдёт — в прекрасного лебедя он так и не превратится. Наш герой выйдет из поезда на каком-то полустанке и встретит своих — странных созданий в скандинавских шапочках с крылышками подмышками. Хотя все трансформации у него, конечно, ещё впереди, главное — вовремя сойти с чужого поезда.
У этой сказки нет определённого возрастного ценза, несмотря на маркировку. Малышам могут понравится весёлые концертные номера, детям постарше — трогательная линия самого Гадкого утёнка, который иногда сильно чудит, заставляя социум волноваться. Как, скажем, в сцене с вагонным туалетом, когда Гадкий утёнок совершал первое омовение в душе, а птички мялись возле двери в очереди.
Материалы по теме:

На малой сцене «Глобуса» — премьера спектакля об оперной диве Марии Каллас

Премьера «Олеси»: в театре «Глобус» рассказали историю о предопределённости судьбы, женском архетипе и узости обезличенной толпы
-min.jpg)
В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?

В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей

В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением

В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах

В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души

В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?

«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте

В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова

Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»

В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег

В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн

Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»

В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека

В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова

В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей

В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон

В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни

В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»

В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность

Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи

«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век

В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления

В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие

Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя

«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании

Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание

В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами

Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева