06.11.24

Что случится с Тарелкиным?

В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей

Фото с читки пьесы Марины Крапивиной «Наташа» — фабрика нарративного театра «Дисциплина».

Ноябрь считается самым грустным месяцем в году, но только если вы его проводите не в стенах театра «Старый дом», где уже стартовала режиссёрская лаборатория, в которой приняли участие три ярких представителя нового поколения режиссуры. Арсений Мещеряков, Александр Золотовицкий и Филипп Гуревич выбрали литературный материал, чтобы после творческих поисков и репетиций представить публике свои спектакли-эскизы. Марафон показов пройдёт 10 ноября, и вполне возможно, что какой-то из сценических набросков превратится в полноценный спектакль и займёт своё место в репертуарной афише. Режиссёрская лаборатория продолжит «внеклассную» работу «Старого дома», который по уже сложившейся традиции идёт в авангарде всех актуальных форм внерепертуарной активности, высекая искру зрительского любопытства и вовлечённости в творческие эксперименты. Достаточно вспомнить знаменитые читки с фабрики нарративного театра «Дисциплина», которые собирали полные залы и вызывали волну высокоинтеллектуальных зрительских обсуждений.

«Немой официант»

Выпускник актёрского факультета Школы-студии МХАТ и режиссёрского факультета ГИТИСа Александр Золотовицкий взял в работу пьесу Гарольда Пинтера «Немой официант» — ей вдохновлялся Мартин МакДона, когда снимал свой знаменитый дебют «Залечь на дно в Брюгге». Основной фокус драматургии Пинтера — внутренний конфликт человека, а пьеса «Немой официант» раскрывает всю его анатомию, рассказывая историю Бена и Гаса, которые сидят в подвале и пытаются осмыслить свою жизнь. Кстати, «немой официант» — это миниатюрный лифт, который используется для подъёма еды из кухни в ресторан или кафе.

— В первую очередь она мне интересна как пьеса-загадка, которую нужно разгадывать, — говорит режиссёр. — В ней каждое слово, каждый жест — не то, чем кажется. Сам процесс работы над «Немым официантом» напоминает детектив. Ты идёшь по следу, как сыщик. Ты анализируешь каждое сказанное персонажами слово и движешься к разгадке. Интересен даже не результат, а сам процесс.
18+ | 10 ноября, 13:00

«Случаи»

Выпускник Московской школы нового кино и режиссёрского факультета РГИСИ Арсений Мещеряков решил обратиться к произведениям Даниила Хармса, где подлинная человеческая экзистенция обнажается через его знаменитый взлом языка. В коротких рассказах, которые вошли в этот сборник, герои подкрадываются в ночи к маслёнке, бьют друг друга зубными протезами, вынимают из головы шар и делают массу непонятных вещей — как бы задвигая классическую прозу с её логичным нарративом в дальний угол. Режиссёр считает, что рассказы Хармса — это партитура, где не нужно домысливать и инсценировать, достаточно довериться автору, чтобы пойти за ним. «История дерущихся», «Федя Давидович», «Математик», «Новая анатомия», «Четыре иллюстрации…» — эти рассказы лягут в основу спектакля-эскиза Арсения Мещерякова.

— Это будет масочный театр, где зерно характера персонажа проявится через какую-то крайнюю степень максимальной выраженности и яркости на сцене, — говорит режиссёр. — Каждый персонаж — это некая маска, которая соответствует интенсивному музыкально-пластическому и хореографическому рисунку. Такой синтез хореографического, музыкального и драматического театров, где одно подкрепляется другим, и, соответственно, все эмоции, чувства, ситуации и действия выражаются на максимуме своей проявленности.
18+ | 
10 ноября, 16:30

«Смерть Тарелкина»

Филипп Гуревич идёт в авангарде режиссёров молодого поколения — его работы отличает самобытный почерк творца, а для эскизного спектакля в «Старом доме» он выбрал знаменитую «комедию-шутку» Александра Сухово-Кобылина. «Смерть Тарелкина» стала заключительной частью его драматической трилогии «Картины прошедшего», которую он создавал 12 лет — с 1857 по 1869 год. Судьба-злодейка вороватого судейского чиновника Тарелкина, инсценировавшего собственную смерть ради выгоды, всякий раз открывает новые пространства для режиссёрских вопросов, пытающихся понять природу человеческих поступков.

— Мне кажется, это материал про свободу и про желание человека её достичь любыми путями, — раскрывает концепт будущего эскиза Филипп Гуревич. — Здесь нет конфликта системы и человека — эта история о том, что мы не должны переходить определённую моральную грань, оправдывая это тем, что находимся в жизненном тупике. Я вижу в материале столкновение двух характеров, двух сильных эго, даже конфликт маскулинности — по принципу «вор у вора дубинку украл». Невозможно разрешить патовую ситуацию лукавым и тёмным методом, пытаясь нагреть систему. Единственный способ — найти странный хрупкий баланс. Но когда ты обозлён на мир, это сделать невозможно.
18+ | 10 ноября, 20:00

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото представлено пресс-службой театра
back

Материалы по теме:

14.11.24 «Бременские музыканты»: послесловие

В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?

24.10.24 Пляшут тени на стене

В «Красном факеле» рассказали историю о социальных химерах и фантомах

24.09.24 Про белого верблюда

В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением

20.08.24 Возвращение капитанов

В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах

13.08.24 Чертоги разума

В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души

28.05.24 Магда: прыжок в бездну

В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?

07.05.24 Любовь и боль

«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте

10.04.24 У нас на районе

В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова

28.03.24 Поезд, идущий в овраге

«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?

04.03.24 Ищу человека!

Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»

30.01.24 Собака вдруг в человека

В «Красном факеле» рассказали историю о комплексе Бога

09.01.24 Чувство Фарго

В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег

05.12.23 Нуар с сибирским характером

В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн

28.11.23 Живые и мёртвые

Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»

14.11.23 Про уродов и людей

В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека

03.10.23 Горькие нео-дачники

В театре «Старый дом» поставили спектакль о метаморфозах интеллигенции

17.08.23 Про Ёжика, Медвежонка и Дао

В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова

10.07.23 Уходите вовремя из дома

В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей

16.06.23 Вспомнить cебя

В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон

04.05.23 К Шукшину на трамвае

В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни

28.04.23 Выживут только подлейшие

В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»

27.04.23 Бог устал нас любить

«Сын»: инфернальная драма на сцене «Красного факела»

04.04.23 Что-то пошло не так

В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность

30.03.23 Путешествие к архетипам

Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи

10.01.23 Маркиза вышла из чата

«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век

29.12.22 Щелкунчик внесезонный

В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления

28.11.22 «Алиса, я тебя люблю!»

В театре «Глобус» разобрали базовые эмоции девушки, попавшей в ДТП

15.09.22 Кто ты будешь такой?

В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие

06.09.22 Внутри «Пульчинеллы»

Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя

02.09.22 На языке тела

«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании

25.08.22 Ждите «Белую болезнь»

Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание

05.07.22 Остановите Землю — я сойду

В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами

31.05.22 Простая история

Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева

11.04.22 От Тарантино до психоанализа

Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»

06.04.22 Великий мечтатель

Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»

04.04.22 Не смешно

В «Красном факеле» свадьба Кречинского прикинулась водевилем

up