Что случится с Тарелкиным?
В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей
Фото с читки пьесы Марины Крапивиной «Наташа» — фабрика нарративного театра «Дисциплина».
Ноябрь считается самым грустным месяцем в году, но только если вы его проводите не в стенах театра «Старый дом», где уже стартовала режиссёрская лаборатория, в которой приняли участие три ярких представителя нового поколения режиссуры. Арсений Мещеряков, Александр Золотовицкий и Филипп Гуревич выбрали литературный материал, чтобы после творческих поисков и репетиций представить публике свои спектакли-эскизы. Марафон показов пройдёт 10 ноября, и вполне возможно, что какой-то из сценических набросков превратится в полноценный спектакль и займёт своё место в репертуарной афише. Режиссёрская лаборатория продолжит «внеклассную» работу «Старого дома», который по уже сложившейся традиции идёт в авангарде всех актуальных форм внерепертуарной активности, высекая искру зрительского любопытства и вовлечённости в творческие эксперименты. Достаточно вспомнить знаменитые читки с фабрики нарративного театра «Дисциплина», которые собирали полные залы и вызывали волну высокоинтеллектуальных зрительских обсуждений.
Выпускник актёрского факультета Школы-студии МХАТ и режиссёрского факультета ГИТИСа Александр Золотовицкий взял в работу пьесу Гарольда Пинтера «Немой официант» — ей вдохновлялся Мартин МакДона, когда снимал свой знаменитый дебют «Залечь на дно в Брюгге». Основной фокус драматургии Пинтера — внутренний конфликт человека, а пьеса «Немой официант» раскрывает всю его анатомию, рассказывая историю Бена и Гаса, которые сидят в подвале и пытаются осмыслить свою жизнь. Кстати, «немой официант» — это миниатюрный лифт, который используется для подъёма еды из кухни в ресторан или кафе.
— В первую очередь она мне интересна как пьеса-загадка, которую нужно разгадывать, — говорит режиссёр. — В ней каждое слово, каждый жест — не то, чем кажется. Сам процесс работы над «Немым официантом» напоминает детектив. Ты идёшь по следу, как сыщик. Ты анализируешь каждое сказанное персонажами слово и движешься к разгадке. Интересен даже не результат, а сам процесс.
18+ | 10 ноября, 13:00
Выпускник Московской школы нового кино и режиссёрского факультета РГИСИ Арсений Мещеряков решил обратиться к произведениям Даниила Хармса, где подлинная человеческая экзистенция обнажается через его знаменитый взлом языка. В коротких рассказах, которые вошли в этот сборник, герои подкрадываются в ночи к маслёнке, бьют друг друга зубными протезами, вынимают из головы шар и делают массу непонятных вещей — как бы задвигая классическую прозу с её логичным нарративом в дальний угол. Режиссёр считает, что рассказы Хармса — это партитура, где не нужно домысливать и инсценировать, достаточно довериться автору, чтобы пойти за ним. «История дерущихся», «Федя Давидович», «Математик», «Новая анатомия», «Четыре иллюстрации…» — эти рассказы лягут в основу спектакля-эскиза Арсения Мещерякова.
— Это будет масочный театр, где зерно характера персонажа проявится через какую-то крайнюю степень максимальной выраженности и яркости на сцене, — говорит режиссёр. — Каждый персонаж — это некая маска, которая соответствует интенсивному музыкально-пластическому и хореографическому рисунку. Такой синтез хореографического, музыкального и драматического театров, где одно подкрепляется другим, и, соответственно, все эмоции, чувства, ситуации и действия выражаются на максимуме своей проявленности.
18+ | 10 ноября, 16:30
Филипп Гуревич идёт в авангарде режиссёров молодого поколения — его работы отличает самобытный почерк творца, а для эскизного спектакля в «Старом доме» он выбрал знаменитую «комедию-шутку» Александра Сухово-Кобылина. «Смерть Тарелкина» стала заключительной частью его драматической трилогии «Картины прошедшего», которую он создавал 12 лет — с 1857 по 1869 год. Судьба-злодейка вороватого судейского чиновника Тарелкина, инсценировавшего собственную смерть ради выгоды, всякий раз открывает новые пространства для режиссёрских вопросов, пытающихся понять природу человеческих поступков.
— Мне кажется, это материал про свободу и про желание человека её достичь любыми путями, — раскрывает концепт будущего эскиза Филипп Гуревич. — Здесь нет конфликта системы и человека — эта история о том, что мы не должны переходить определённую моральную грань, оправдывая это тем, что находимся в жизненном тупике. Я вижу в материале столкновение двух характеров, двух сильных эго, даже конфликт маскулинности — по принципу «вор у вора дубинку украл». Невозможно разрешить патовую ситуацию лукавым и тёмным методом, пытаясь нагреть систему. Единственный способ — найти странный хрупкий баланс. Но когда ты обозлён на мир, это сделать невозможно.
18+ | 10 ноября, 20:00
Материалы по теме:
В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?
В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением
В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах
В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души
В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?
«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте
В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова
«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»
В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег
В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн
Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»
В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека
В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова
В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей
В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон
В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни
В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»
В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность
Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи
«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век
В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления
В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие
Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя
«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании
Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание
В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами
Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева
Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»
Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»