Про белого верблюда
В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением
«Принц и нищий». Театр «Глобус». Режиссёр Владимир Данай. Художник Александра Карпейкина
Думаю, что современные подростки не особенно увлекаются творчеством Марка Твена, а поэтому в большинстве своём не в курсе хитросплетений его романа «Принц и нищий», где ироничный американец вовсю поглумился над традициями и обычаями Англии XVI века. Поэтому восприняли как должное, что в спектакле Владимира Даная Двор отбросов — это гангстарайон, где народ живёт в унылых хрущёвках с решётками на окнах, а дворец принца Уэльского — это интерьеры в стиле стерильного минимализма с присутствием ИИ. Несмотря на то что в программке написано, что автор всё-таки Марк Твен, от последнего осталась лишь примерная канва сюжета: бедняк Том Кенти попадает во дворец принца Эдуарда, мальчики меняются местами, а зритель наблюдает, как герои пытаются освоиться на новых «планетах», ибо социальное расслоение позволяет существовать на одной Земле совершенно разным мирам. Принц с ужасом узнаёт, что за воротами дворца больно бьют по лицу за слабость, а нищий — что во дворце больно казнят на электрическом стуле по липовым обвинениям. Новый опыт запускает процесс трансформации: Том Кенти обнаруживает в себе талант гуманиста-реформатора, а Эдуард, хлебнув настоящей жизни, из белотелого юноши превращается в собранного чувака с амбициями. На этом все отсылки к роману-воспитанию Марка Твена заканчиваются, потому что действие спектакля происходит «здесь и сейчас» — в кислотном клиповом мире, где наушники качают ритмичные биты, а герои залипают в смартфонах или приставках.
Современной интерпретацией классического текста сегодня искушённого зрителя не удивишь — режиссёры всё чаще выступают авторами инсценировок, иногда переписывая привычный читателю текст начисто. В мире Даная Том Кенти (Иван Зрячев) на все коллизии окружающего мира реагирует радостным воплем «Офигенно!», а принц Эдуард (Никита Зайцев) малахольно тянет «Ну, паап, ты скоро?» в позе «носочками внутрь», демонстрируя полную инфантильность и профнепригодность в будущих делах государевых. К тому же Эдуард явно перенёс в детстве какую-то лютую психотравму, потому что спектакль начинается «арт-хаусной» мизансценой, где папа-король поджаривает на электрическом стуле очередного несогласного. Судя по реакции принца, подобные «приколы» для него — всего лишь серые будни. Но мы-то с вами знаем, что зумеры — очень нежные существа, и такой опыт для них бесследно не проходит.
Сцена с казнью (очень, надо сказать, убедительная, не Ларс фон Триер, конечно, но неприятно) запускает один из главных месседжей спектакля — про «отцов и детей», которые из века в век не слышат друг друга. Первые — давят и наступают, вторые — прячутся и уходят. Том скрывается в дешёвом смартфоне, Эдуард убегает в приставку: у обоих папаши — авторитарные и жёсткие типы. Но если папа-король быстро выполняет свои сценические функции и умирает в начале спектакля, то Джон Кенти (Владимир Дербенцев) становится чуть ли не центральной родительской фигурой, на которую в будущем могут «молиться» педагоги Новосибирска как на позитивный пример правильного отцовства. Старший Кенти ненавидит смартфоны и считает, что всё зло в мире от гаджетов, которые поймали в свои сети детей всего мира. С ним, конечно, не поспоришь, но на фоне тумаков, которые он щедро раздаёт сыну, такие монологи выглядят неубедительно, потому что напоминают дидактический материал из серии «как говорить с подростком про вред телефона».
В этом, наверное, и заключается главное противоречие спектакля, когда, с одной стороны, идёт воспитательная прокачка в духе «первая учительница моя», а с другой — полный концептуальный отрыв, где по станции метро бродит почти голый Отшельник (Иван Басюра), возомнивший себя падшим ангелом, а умерший папа-король в финале выводит к зрителю огромного белого верблюда. Как писал Фёдор Достоевский в своём очерке «Зимние заметки о летних впечатлениях»: «Попробуйте задать себе задачу: не вспоминать о белом медведе, и увидите, что он, проклятый, будет поминутно припоминаться». Вот то же и про верблюда, ставшего хитрым режиссёрским ходом. Хотя в некоторых культурах считается, что белый верблюд — это символ чистоты, богатства и процветания. Поэтому будем считать, что в финале всё сложилось и каждый получил то, чего заслуживает. Эдуард — справедливое царствование, а Том — милый сердцу Двор отбросов с речкой-вонючкой, о которой он так ностальгировал во дворце. Где, как говорится, родился, там и пригодился.
Линия отца и сына Кенти должна была стать в спектакле воспитательно-магистральной, когда старший осознаёт, что с ребёнком нужно разговаривать, а младший вдруг понимает, что папа его любит. Но сама агрессивная форма спектакля не предполагала каких-то «телячьих нежностей», поэтому воссоединения отца и сына не случилось.
Сценограф и художник по костюмам Александра Карпейкина придумала абсолютно безвоздушный и яркий мир, где картинка-эпизод меняется со скоростью новостной ленты в телеграм-канале, напоминая комикс и клип одновременно, когда глазу больно от кислотной стерильности, но скучно, потому что нечего рассматривать. Сценография «Принца и нищего», вписанная в условия малой сцены, отвергает сюжетный нарратив — все эпизоды будто выхвачены из своего контекста, они живут сами по себе, не соединяясь с предыдущими. Наверное, это хорошая находка для подросткового спектакля, где зрители мыслят клипами, речевыми шарами из комиксов и гэгами.
Создатели спектакля очень старались говорить с подростками на их языке. Много отсылов к разным субкультурам и кумирам: к примеру, игрушечного пса Тома зовут Тупак — в честь американского рэп-музыканта. Ну и клиповость спектакля определённо сыграет на зрителя, для которого классический нарратив — это что-то очень архаичное и трудное.
Материалы по теме:
В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?
В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей
В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах
В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души
В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?
«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте
В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова
«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»
В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег
В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн
Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»
В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека
В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова
В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей
В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон
В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни
В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»
В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность
Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи
«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век
В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления
В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие
Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя
«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании
Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание
В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами
Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева
Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»
Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»