10.07.23

Уходите вовремя из дома

В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей

В «Красном факеле» перепрошили пьесу Максима Горького «Мещане». Петербургский режиссёр Семён Серзин не стал обвинять ненавидимый «буревестником революции» средний класс в тотальном загнивании, а рассказал зрителю умиротворяющую историю про отцов и детей с «дачным вайбом». Да, разрыв поколений — бумеры не хотят, а миллениалы не могут, «так жить нельзя» и «легко ли быть молодым?», но когда абажур на летней веранде горит тёплым светляком, есть надежда, что всё перемелется, а за круглым столом всем хватит места.

Сегодня понятие «мещанство» отдыхает на свалке истории — общество потребления официально узаконило формулу человеческого счастья, где во главе угла стоят комфорт, индивидуализм, личные радости и доступность услуг. Поэтому в современном контексте история семьи Бессемёновых выглядит диетической трагедией, которая разворачивается в каждом третьем доме, где живут вместе разные поколения. Мы в подавляющем большинстве и есть те самые «мещане», существующие в своём мирке со слониками на комоде — достаточно зайти в любую социальную сеть, где люди делятся маленькими личными радостями на фоне исторических разломов. Да, многие сегодня предпочитают спокойную жизнь и обустроенный быт — и в этом нет ничего дурного, а лишь неизбывное земное. Но в каждой избушке — свои погремушки: семья мелкого бизнесмена Василия Бессемёнова (Андрей Черных) живёт по грубой кальке прошлых времён, где глава семьи держит всех домочадцев в патриархальном кулаке. Вернее, пытается держать — с помощью техники обесценивания и манипуляций.

Что касается самой «избушки», то художник-постановщик Елена Сорочайкина построила на сцене «Красного факела» милые олдскулам четыре дачные сотки советского периода, где облупившийся от старости дом вызывает ностальгию, а надувной бассейн — мысли о лете. Уютная сценография серьёзно снижает градус семейной трагедии, заставляя рассматривать страдающих героев через оптику всепобеждающего лета: ничего-ничего, всё обойдётся, смотрите, какие на речке красивые закаты, айда чай на улицу пить. Ну а песня «Зеленоглазое такси», звучащая весь спектакль под-над сценой, только усиливает этот эффект. Даже фильм Алексея Балабанова «Мне не больно», который герои в начале спектакля смотрят на «аналоговых» простынях, настраивает зрителя на философский лад: в жизни главное — любовь, а остальное приложится. Или не приложится, тут уж как повезёт. Героям «Мещан» повезло, но не всем.

Сюжет в «Мещанах» Серзина размыт, как на полотнах импрессионистов, когда целостность пробивается сквозь отдельные цветовые всполохи-эпизоды: вот дом, в нём живут люди, они общаются, влюбляются, ругаются и выясняют отношения. Когда в одном доме живут взрослые дети и их родители, а плюсом к ним идут разнополые квартиранты со своим жизненным багажом, — время удивительных историй обязательно наступит. Каждый персонаж хочет изменить окружающий мир под себя, но на этой планете желания людей редко совпадают — столкновения, треск, взрывы на Солнце. Один мается от безответной любви, другому скучно, третий хочет, чтобы все вокруг жили по его правилам, но окружающие почему-то сопротивляются. Героя Андрея Черных, кстати, очень удобно рассматривать сквозь оптику сегодняшнего дня: абьюзер, колосс на глиняных ногах — только дай отпор, и развалится. Затиранил всю семью: жена Акулина Ивановна (Ирина Кривонос) слова поперёк не скажет, дочь Таня (Дарья Емельянова) молча давится отцовскими обвинениями в стародевичестве, а сын Пётр (Павел Поляков) встречается не с той, да и живёт не так. Ежедневные попрёки из серии «а вот мы всё для вас, а вы надежд не оправдали», «всё живёте на нашей шее, людям в глаза совестно смотреть» — узнаваемая риторика поколения 1940–1965 годов. Очень метафоричен эпизод, когда Василий Бессемёнов пытается втиснуть свою семью в патриархальный канон, вытащив на сцену большую фотографию своих чёрно-белых предков в аутентичных костюмах и прорезав в ней дырки для жены, дочки и сына. С одной стороны,запротоколированные традиции Рода, с другой — боязнь проживать собственную жизнь без привычных рамок. Да, а по выходным — обязательно в церковь, под ручку с супругой, с просветлённым лицом. «Мы с матерью много грешили ради вас», — в который раз подчёркивает свою жертвенность глава семьи. Всё для вас, лишь бы улыбались. Но взрослым детям, понятное дело, не до улыбок — очень трудно уживаться в одном доме с родителями, когда тебе больше 20 лет.

И здесь, конечно, появляются вопросы и к детям-бунтарям, которые не хотят мириться с отжившим своё родительским укладом. Тане 38 лет — она учительница, живёт с мамой-папой. Пётр — студент, отчисленный за смелые взгляды, живёт с мамой-папой и, судя по всему, не работает. Приёмный сын Нил (Михаил Селезнёв) работает в системе РЖД, живёт с мамой-папой, потому что считает, что им должен. Детки-то все — половозрелые личности. Так летите голуби быстрее из родного гнезда, зачем обострять ситуацию до болезненного надрыва, когда кровь течёт по лицу, а сказанные в гневе слова уже не забудешь? Взрослых Бессемёновых, конечно, никто не оправдывает (закоснели, змеиное гнездо, душные и токсичные), но есть же психологическая константа, подтверждённая временем,— выросшие дети не должны жить с родителями! Уходите из дома, любите кого хотите, ищите себя, ошибайтесь и побеждайте, а потом прилетайте в родительский дом на чашку чая с «мещанским самоваром». Собственно, массовым отлётом детей из гнезда Бессемёновых дело и заканчивается, но после таких страшных выяснений отношений совместных чаепитий долго не будет. Вообще, спектакль «Мещане» можно показывать в модном нынче формате — смотрим и обсуждаем с психологом. Здесь каждый персонаж — как определённый психотип с устоявшейся моделью поведения. Танечка — жертва, пострадать как подышать. И неважно по какому поводу — будь то абьюз отца или безответная любовь к Нилу. Акулина Ивановна — жена-манипуляторша, знающая, как подыграть своему домашнему тирану, чтобы он продолжал носить домой деньги в дипломате. Подруга Тани Цветаева (Клавдия Качусова) — альтруист «в потоке», творческая личность и стрекоза любви. Хромой философ Тетерев (Андрей Яковлев) — человек, испитый до донышка, но ещё этого не понявший. Одним словом, безграничные возможности для сценического психоанализа и личных инсайтов.

В «Мещанах» есть несколько контрапунктов, которые призваны помочь спектаклю приподняться над обыденной семейной историей — это выступления детской студии творчества «Жить на Севере» во втором действии. Ребята вышли в роли «самих себя» — как ученики драмкружка Цветаевой, которые показали интермедию «Муха-Цокотуха» на дне рождения Тани, а в финале спектакля спели «Зеленоглазое такси», послав зрительному залу месседж: «Мы знаем ваши песни, но споём их по-своему!». Режиссёр точно рассчитал полёт эмоциональной стрелы, рассчитанной на зрителя 50+: пришло новое поколение, которое споёт «старые песни о главном» на свой лад. Главное, чтобы мы им не мешали.

Кому понравится спектакль«Мещане»?
Рекомендуем «Мещан» всем поклонникам конвенционального русского психологического театра, любящим плавное течение сценического сюжета. Отличный актёрский ансамбль, известный сюжет «про отцов и детей», ностальгический саунд — спектакль явно будет любим зрителем.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Василия ВАГИНА
back

Материалы по теме:

07.05.24 Любовь и боль

«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте

10.04.24 У нас на районе

В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова

28.03.24 Поезд, идущий в овраге

«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?

04.03.24 Ищу человека!

Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»

30.01.24 Собака вдруг в человека

В «Красном факеле» рассказали историю о комплексе Бога

09.01.24 Чувство Фарго

В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег

05.12.23 Нуар с сибирским характером

В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн

28.11.23 Живые и мёртвые

Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»

14.11.23 Про уродов и людей

В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека

03.10.23 Горькие нео-дачники

В театре «Старый дом» поставили спектакль о метаморфозах интеллигенции

17.08.23 Про Ёжика, Медвежонка и Дао

В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова

16.06.23 Вспомнить cебя

В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон

04.05.23 К Шукшину на трамвае

В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни

28.04.23 Выживут только подлейшие

В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»

27.04.23 Бог устал нас любить

«Сын»: инфернальная драма на сцене «Красного факела»

04.04.23 Что-то пошло не так

В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность

30.03.23 Путешествие к архетипам

Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи

10.01.23 Маркиза вышла из чата

«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век

29.12.22 Щелкунчик внесезонный

В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления

28.11.22 «Алиса, я тебя люблю!»

В театре «Глобус» разобрали базовые эмоции девушки, попавшей в ДТП

15.09.22 Кто ты будешь такой?

В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие

06.09.22 Внутри «Пульчинеллы»

Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя

02.09.22 На языке тела

«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании

25.08.22 Ждите «Белую болезнь»

Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание

05.07.22 Остановите Землю — я сойду

В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами

31.05.22 Простая история

Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева

11.04.22 От Тарантино до психоанализа

Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»

06.04.22 Великий мечтатель

Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»

04.04.22 Не смешно

В «Красном факеле» свадьба Кречинского прикинулась водевилем

24.03.22 Апокалипсис и випассана

Новосибирские «Первый театр» и «13 трамвай» выпустили спектакли-предчувствия. Наталия ДМИТРИЕВА рекомендует смотреть их в определённой последовательности

15.03.22 Театр уж полон

Премьеры, актёрский марафон, экскурсии в закулисье — что ещё готовят театры Новосибирска к Международному дню театра 27 марта?

09.02.22 Заключённые

В новосибирской тюрьме куклы убили старуху с деменцией — в театре кукол поставили «Королеву красоты из Линейна» Макдонаха

03.02.22 Линия жизни и смерти

Сергей Афанасьев разделил Анну Каренину на две части, чтобы спрятать её в шалаше Ларса фон Триера

28.01.22 Море и кровь Монте-Кристо

Эстрадные шлягеры, приключенческий сюжет и рукотворное море — мюзикл по мотивам романа Дюма пополнил афишу Новосибирского музыкального театра

21.01.22 Скандинавский нуар

Главный режиссёр «Красного факела» рассказал сагу об убийстве дикой утки

12.01.22 Переплыть Урал

В «Глобусе» изучили «хомо советикуса» — на примере спектакля «Генерал и его семья»

up