10.01.23

Маркиза вышла из чата

«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII веке

«Опасные связи», Шодерло де Лакло
Композитор Роман Львович
Драматург Лев Яковлев

Режиссёр-постановщик Антон Дорофеев

Если описывать психологическую дуэль маркизы де Мертей и виконта де Вальмонта шахматным языком, то это, конечно, взаимный цугцванг, когда любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиций. Но «Аннушка уже разлила масло» и партия начата — телесная избыточность, умноженная на скуку и пресыщение, всегда приводит человечество к проигрышу, и в этом контексте премьера мюзикла «Опасные связи» очень точно вписывается в канон сегодняшнего дня, как вписывался и сам роман, выпущенный накануне известных французских потрясений.

Канун новогодних праздников принёс нашему городу мировую премьеру: на сцене Новосибирского музыкального театра обрёл своё оригинальное звучание знаменитый эпистолярный роман генерала де Лакло, увидевший свет в 1782 году. Историю двух светских сластолюбцев можно смело назвать сатирической квинтэссенцией эпохи напудренных париков и альковных страстей, ибо от злоязыкого Лакло досталось всем персонажам. Даже «богобоязненная овечка» мадам де Трувель изменяет мужу с Вальмонтом, а что вы хотели — галантный век на дворе, люди пудрят лицо и мозги друг другу, ибо «опасные связи» возведены в ранг светской добродетели. Впрочем, интерес к роману не угас и в XX веке, превратившись в множество киноверсий и спектаклей, благодаря которым его герои зазвучали архетипичными психотипами. Маркиза — это про коварство одинокой стервы-манипуляторши, Вальмонт — про мужскую охоту и возрастной кризис, ну а общество в любые времена остаётся верно своим принципам — куда информационный флюгер повернётся, туда оно и «дует».

Сюжет (для тех, кто не читал роман) вкратце прост. Маркизу бросает любовник ради женитьбы на целомудренной девице, Вальмонт по наущению маркизы девицу совращает, но параллельно соблазняет ещё одну благочестивую мадам, влюбляется и доводит её до гибели, а себя — до самоубийственной дуэли. В общем, сюжет из серии «я за ночь с тобой готов отдать всё на свете» — лютый фрейдистский замес на вечную тему «либидо и мортидо». С режиссёрской точки зрения, роман универсален — его можно рассматривать сквозь любую оптику, наделяя собственными смыслами. К примеру, в Мастерской Петра Фоменко его превратили в «эпохальный натюрморт», где зрители три часа наблюдали за гастрономической оргией. Но режиссёр-постановщик (он же и хореограф!) Антон Дорофеев пошёл по дороге мюзикла, где текст и музыка связаны в один драматургический паттерн, —музыкальные номера здесь раскрывают личность героев и работают на сюжет, а не служат связкой между сценами. Оригинальный текст Шодерло де Лакло был адаптирован драматургом Львом Яковлевым и шлифовался во время репетиций — он, конечно, осовременился и «потускнел», но было бы странно ожидать в мюзикле витиеватого нарратива. Главное — все сюжетные арки сохранены, поступки героев логичны с поправкой на XVIII век, а зрителю не скучно, ибо темп спектакля ритмичен, как заведённый метроном. Что ж, занавес в стиле британского модерниста Обри Бёрдслея обнажает альковное нутро сцены, маэстро урезает туш, и страсти человеческие обретают сатирическую плоть.

Время нынче в сценическом плане непростое — в театр всё чаще стали приходить люди с изначальной внутренней установкой на что-нибудь «публично обидеться». Поэтому ставить сегодня «Опасные связи» — это выйти на заведомо тонкий лёд, где одно неверное танцевальное па — и ты заподозрен в избыточном эротизме. Но художнику Елене Вершининой и хореографу Антону Дорофееву удалось пройти между Сциллой и Харибдой душной телесной избыточности — плотский дух галантного века надёжно спрятан в сценических драпировках, иногда карикатурно прорываясь наружу в танцевальных номерах. Кордебалет в костюмах а-ля Саломея Обри Бёрдслея — это всего лишь «фигура речи», архетипичный кафе-шантан, где люди прячут своё истинное лицо за внешней разнузданностью. Впрочем, и главные герои мюзикла — маркиза и виконт — профессиональные притворщики, которым легче тянуть тяготы одной социальной роли, чем признать себя смертными людьми с дефицитом любви и одобрения. Интересный нюанс зрительского восприятия: все интимные сцены в спектакле выглядят невинными — как мытьё рук перед едой. Наверное, ещё и потому, что игра света и цвета сценической одежды микшировали фонтанирующую у Лакло телесную страсть — в мюзикле Дорофеева она не движущая сила, а всего лишь побочный эффект серой монохромной скуки утончённых аристократов-вырожденцев. Атлас, кружева, гипс, выбеленные ткани и лица, изысканное увядание и разрушение, меланхолия и разочарование жизнью — сценический лайт-декаданс в контексте альковного романа. Особенная находка Елены Вершининой — изящные гигантские руки как оммаж Бёрдслею и напоминание, что всё в руках божьих, и даже вы.

Роковая маркиза де Мертей (Дарья Бочарова) — это femme fatale на минималках, сплав кружевного шика хозяйки салона и виртуозной манипуляторши, которая от скуки играет в психологические шахматы. Понятное дело, что все эти декольте и чулочки ей уже порядком опостылели — халат бы поудобнее да мужа рядышком, но роль сама себя не сыграет, поэтому улыбаемся и пашем. Тем более что есть ради каких красивых глаз всё это потерпеть — ради виконтовых, разумеется. Александр Крюков, конечно, идеальный Вальмонт: пепел Дон Жуана стучит в его сердце, и этот глухой рокот передаётся зрительному залу — как жар душевных котлов, где холодное тщеславие нарцисса переплавляется в яростный протест бунтаря против лицемерия и фальши. Пронзительна сцена дуэли Вальмонта и Дансени (Валерий Халецкий), где первый находит себя в смерти, а последний обречён жить с грузом рогатого жениха, не сумевшего простить свою невесту. В общем, как говорил герой фильма «Формула любви»: «Любовь у них, Фимка, амор. И глазами так…». В финале маркиза получает главную «серьгу»: общество предаёт её забвению, показывая, что культура отмены работала и в галантном веке. Какая разница, что за времена нынче на дворе — общество всегда было стайным «существом». Быть как все — это на базовом жёстком диске человечества записано, ибо шансы к выживанию тогда повышаются. Вот и вчерашние воздыхатели-подружки с удовольствием кричат «ату маркизу!», выкидывая её из привычного социума. Как бы сегодня сказали: «Маркиза вышла из чата».

Кому понравится спектакль «Опасные связи»?
Всем любителям мюзиклов, которые ценят сильный вокал, интересную хореографию и хороший музыкальный ряд, где даже нетренированное ухо может выловить несколько хитовых партий. Спектакль спрессован во времени: два часа — этот самый комфортный тайминг для истории выходного дня.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ
back

Материалы по теме:

14.11.24 «Бременские музыканты»: послесловие

В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?

06.11.24 Что случится с Тарелкиным?

В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей

24.10.24 Пляшут тени на стене

В «Красном факеле» рассказали историю о социальных химерах и фантомах

24.09.24 Про белого верблюда

В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением

20.08.24 Возвращение капитанов

В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах

13.08.24 Чертоги разума

В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души

28.05.24 Магда: прыжок в бездну

В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?

07.05.24 Любовь и боль

«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте

10.04.24 У нас на районе

В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова

28.03.24 Поезд, идущий в овраге

«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?

04.03.24 Ищу человека!

Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»

30.01.24 Собака вдруг в человека

В «Красном факеле» рассказали историю о комплексе Бога

09.01.24 Чувство Фарго

В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег

05.12.23 Нуар с сибирским характером

В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн

28.11.23 Живые и мёртвые

Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»

14.11.23 Про уродов и людей

В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека

03.10.23 Горькие нео-дачники

В театре «Старый дом» поставили спектакль о метаморфозах интеллигенции

17.08.23 Про Ёжика, Медвежонка и Дао

В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова

10.07.23 Уходите вовремя из дома

В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей

16.06.23 Вспомнить cебя

В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон

04.05.23 К Шукшину на трамвае

В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни

28.04.23 Выживут только подлейшие

В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»

27.04.23 Бог устал нас любить

«Сын»: инфернальная драма на сцене «Красного факела»

04.04.23 Что-то пошло не так

В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность

30.03.23 Путешествие к архетипам

Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи

29.12.22 Щелкунчик внесезонный

В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления

28.11.22 «Алиса, я тебя люблю!»

В театре «Глобус» разобрали базовые эмоции девушки, попавшей в ДТП

15.09.22 Кто ты будешь такой?

В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие

06.09.22 Внутри «Пульчинеллы»

Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя

02.09.22 На языке тела

«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании

25.08.22 Ждите «Белую болезнь»

Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание

05.07.22 Остановите Землю — я сойду

В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами

31.05.22 Простая история

Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева

11.04.22 От Тарантино до психоанализа

Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»

06.04.22 Великий мечтатель

Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»

04.04.22 Не смешно

В «Красном факеле» свадьба Кречинского прикинулась водевилем

up