11.04.22

От Тарантино до психоанализа

Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»

В театре «Старый дом» актёры всегда стремились к независимым высказываниям — на свободной от «режиссёрского ига» сцене. Время от времени театр превращался в творческую вольницу, где актёры проводили конкурсы самостоятельных работ, показывая публике свои мини-спектакли. Традиции продолжаются: сегодня пространство, свободное от режиссёров, называется «Без дистанции», набирает силу и удивляет смелыми откровениями.

Проект родился во время самоизоляции, когда мы сидели по домам и культурно общались через виртуальные площадки. «Старый дом» тогда запустил на своём сайте рубрику «Без дистанции», где ведущие артисты рассказывали о себе и своих рефлексиях. Сначала предполагались интервью, но творцам стало тесно, и в итоге рубрика превратилась в мастерские: артисты читали свои рассказы, музицировали, создавали скульптуры и пели кавер-версии любимых хитов. В 2022 году бывшая виртуальная рубрика эволюционировала в актёрский марафон «Без дистанции» и стала сценическим пространством для экспериментов со словом, текстом и звуком.

— Актёрский марафон — это совокупность самостоятельных работ артистов театра «Старый дом», — рассказывает креативный продюсер театра «Старый дом» Оксана Ефременко. — Хотя мы интенсивно работаем над репертуаром, ребятам нравится проявлять себя самостоятельно и реализовывать на сцене собственные идеи. Творческому человеку часто хочется переформатироваться, переструктурироваться и поменять окрас — наш проект даёт такую возможность.

Социологи считают, что мы живём во время острого индивидуализма, когда созерцание внутреннего «я» достигает своего пика. Сегодня мы с любопытством идём на контакт со своим внутренним незнакомцем, понимая, что живём с тем, кого по большому счёту толком и не знаем: чего он хочет, чему радуется, почему плачет? Мы скупаем психологический науч-поп, ходим на терапии, рассматриваем прошлую жизнь сквозь призму травм и пытаемся отработать болезненные ситуации, чтобы переписать свой жизненный сценарий. Актёры «Старого дома» Александр Вострухин и Наталья Серкова решили провести со зрителями сеанс групповой терапии, где рассказали, честно и остро, о том, что причиняет им боль. До сих пор.

Вострухин и Серкова восхищают меня до сердечной боли своей искренней смелостью. У каждого из нас есть свои раны из детства, которые мы бинтуем жизненным опытом. Но чтобы прожить их публично, раздирая в кровь то, что никогда не заживёт, — нужно иметь огромные душевные силы. В своём интервью «Ведомостям» Александр рассказывал о своих отношениях с отцом — пронзительная, но, к сожалению, типичная для постсоветской ментальности история: бросил семью, не помогал, думаю о том, как встречусь с ним. В своём киноколлаже «Горизонт событий» Александр попытался прожить эту историю, фиксируясь на собственных ощущениях, — это был разговор на языке метафор и ассоциаций.

Наташа Серкова совершила сценический подвиг, достойный лучших примеров акционизма. В спектакле-сторителлинге «Ей», который был создан вместе с Ксенией Войтенко, актриса рассказала о том, что она пережила в детстве, когда мама второй раз вышла замуж. И опять — запредельная в своей жути история слишком узнаваема, слишком очевидна и слишком безысходна в этом липком ужасе. «Ей» — это моноспектакль Натальи Серковой, сказка про смешное существо Ей с хвостом-кисточкой (привет, Муми-тролль!), путь маленького Героя, который пережил инфернальный плен, пал духом, но нашёл в себе силы дальше жить. Честность и глубина высказывания иногда вызывала непреодолимое желание закрыть глаза и уши: я слаба, я не готова всё это видеть и слышать, пожалейте, не надо больше! И да, есть в этом действии и очевидные подводные камни: а если зритель присоединится к истории Наташи своей спрятанной болью, вынесет ли он такую нагрузку?

Тимофей Мамлин написал пьесу «Кто разбудил дракона?» — острое высказывание о нас с вами, которое прочли на сцене его друзья-артисты. А Анатолий Григорьев представил публике сценарий мини-сериала «Can trust» («Можете доверять»), написанный в духе легендарного «Криминального чтива», когда разрозненные истории складываются в общий мета-пазл. Место действия — Новосибирск. Герои — маркетологи, трудовые мигранты с блестящим знанием английского, уставшие от жизни психотерапевты, недавно освободившиеся зэки, женщины, ждущие любви, и мужчины с дефицитом общения-понимания. В сумме — просто люди. Истории, на первый взгляд, выглядят слишком «киношными»: вот, к примеру, раз пошли на дело муж и жена, ограбили аптеку в Дзержинском районе — виданное ли дело? Да и грабители из них получились так себе: всю награбленную выручку в этой аптеке и спустили на «товары первой необходимости». Но Григорьев смотрит на мир сквозь оптику человеколюбия — он всех своих героев понимает. И транслирует это зрителю. Правда, старого психотерапевта он всё-таки в финале в окно выбросил.

А завершился актёрский марафон музыкальным аккордом — Александр Шарафутдинов и группа «Эверест 9050» представили концерт для двух фортепиано без оркестра «176». В общем, музыка нас связала.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Владимира ДЕМИДОВА
back

Материалы по теме:

14.11.24 «Бременские музыканты»: послесловие

В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?

06.11.24 Что случится с Тарелкиным?

В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей

24.10.24 Пляшут тени на стене

В «Красном факеле» рассказали историю о социальных химерах и фантомах

24.09.24 Про белого верблюда

В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением

20.08.24 Возвращение капитанов

В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах

13.08.24 Чертоги разума

В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души

28.05.24 Магда: прыжок в бездну

В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?

07.05.24 Любовь и боль

«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте

10.04.24 У нас на районе

В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова

28.03.24 Поезд, идущий в овраге

«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?

04.03.24 Ищу человека!

Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»

30.01.24 Собака вдруг в человека

В «Красном факеле» рассказали историю о комплексе Бога

09.01.24 Чувство Фарго

В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег

05.12.23 Нуар с сибирским характером

В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн

28.11.23 Живые и мёртвые

Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»

14.11.23 Про уродов и людей

В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека

03.10.23 Горькие нео-дачники

В театре «Старый дом» поставили спектакль о метаморфозах интеллигенции

17.08.23 Про Ёжика, Медвежонка и Дао

В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова

10.07.23 Уходите вовремя из дома

В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей

16.06.23 Вспомнить cебя

В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон

04.05.23 К Шукшину на трамвае

В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни

28.04.23 Выживут только подлейшие

В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»

27.04.23 Бог устал нас любить

«Сын»: инфернальная драма на сцене «Красного факела»

04.04.23 Что-то пошло не так

В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность

30.03.23 Путешествие к архетипам

Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи

10.01.23 Маркиза вышла из чата

«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век

29.12.22 Щелкунчик внесезонный

В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления

28.11.22 «Алиса, я тебя люблю!»

В театре «Глобус» разобрали базовые эмоции девушки, попавшей в ДТП

15.09.22 Кто ты будешь такой?

В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие

06.09.22 Внутри «Пульчинеллы»

Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя

02.09.22 На языке тела

«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании

25.08.22 Ждите «Белую болезнь»

Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание

05.07.22 Остановите Землю — я сойду

В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами

31.05.22 Простая история

Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева

06.04.22 Великий мечтатель

Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»

04.04.22 Не смешно

В «Красном факеле» свадьба Кречинского прикинулась водевилем

up