От Тарантино до психоанализа
Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»
В театре «Старый дом» актёры всегда стремились к независимым высказываниям — на свободной от «режиссёрского ига» сцене. Время от времени театр превращался в творческую вольницу, где актёры проводили конкурсы самостоятельных работ, показывая публике свои мини-спектакли. Традиции продолжаются: сегодня пространство, свободное от режиссёров, называется «Без дистанции», набирает силу и удивляет смелыми откровениями.
Проект родился во время самоизоляции, когда мы сидели по домам и культурно общались через виртуальные площадки. «Старый дом» тогда запустил на своём сайте рубрику «Без дистанции», где ведущие артисты рассказывали о себе и своих рефлексиях. Сначала предполагались интервью, но творцам стало тесно, и в итоге рубрика превратилась в мастерские: артисты читали свои рассказы, музицировали, создавали скульптуры и пели кавер-версии любимых хитов. В 2022 году бывшая виртуальная рубрика эволюционировала в актёрский марафон «Без дистанции» и стала сценическим пространством для экспериментов со словом, текстом и звуком.
— Актёрский марафон — это совокупность самостоятельных работ артистов театра «Старый дом», — рассказывает креативный продюсер театра «Старый дом» Оксана Ефременко. — Хотя мы интенсивно работаем над репертуаром, ребятам нравится проявлять себя самостоятельно и реализовывать на сцене собственные идеи. Творческому человеку часто хочется переформатироваться, переструктурироваться и поменять окрас — наш проект даёт такую возможность.
Социологи считают, что мы живём во время острого индивидуализма, когда созерцание внутреннего «я» достигает своего пика. Сегодня мы с любопытством идём на контакт со своим внутренним незнакомцем, понимая, что живём с тем, кого по большому счёту толком и не знаем: чего он хочет, чему радуется, почему плачет? Мы скупаем психологический науч-поп, ходим на терапии, рассматриваем прошлую жизнь сквозь призму травм и пытаемся отработать болезненные ситуации, чтобы переписать свой жизненный сценарий. Актёры «Старого дома» Александр Вострухин и Наталья Серкова решили провести со зрителями сеанс групповой терапии, где рассказали, честно и остро, о том, что причиняет им боль. До сих пор.
Вострухин и Серкова восхищают меня до сердечной боли своей искренней смелостью. У каждого из нас есть свои раны из детства, которые мы бинтуем жизненным опытом. Но чтобы прожить их публично, раздирая в кровь то, что никогда не заживёт, — нужно иметь огромные душевные силы. В своём интервью «Ведомостям» Александр рассказывал о своих отношениях с отцом — пронзительная, но, к сожалению, типичная для постсоветской ментальности история: бросил семью, не помогал, думаю о том, как встречусь с ним. В своём киноколлаже «Горизонт событий» Александр попытался прожить эту историю, фиксируясь на собственных ощущениях, — это был разговор на языке метафор и ассоциаций.
Наташа Серкова совершила сценический подвиг, достойный лучших примеров акционизма. В спектакле-сторителлинге «Ей», который был создан вместе с Ксенией Войтенко, актриса рассказала о том, что она пережила в детстве, когда мама второй раз вышла замуж. И опять — запредельная в своей жути история слишком узнаваема, слишком очевидна и слишком безысходна в этом липком ужасе. «Ей» — это моноспектакль Натальи Серковой, сказка про смешное существо Ей с хвостом-кисточкой (привет, Муми-тролль!), путь маленького Героя, который пережил инфернальный плен, пал духом, но нашёл в себе силы дальше жить. Честность и глубина высказывания иногда вызывала непреодолимое желание закрыть глаза и уши: я слаба, я не готова всё это видеть и слышать, пожалейте, не надо больше! И да, есть в этом действии и очевидные подводные камни: а если зритель присоединится к истории Наташи своей спрятанной болью, вынесет ли он такую нагрузку?
Тимофей Мамлин написал пьесу «Кто разбудил дракона?» — острое высказывание о нас с вами, которое прочли на сцене его друзья-артисты. А Анатолий Григорьев представил публике сценарий мини-сериала «Can trust» («Можете доверять»), написанный в духе легендарного «Криминального чтива», когда разрозненные истории складываются в общий мета-пазл. Место действия — Новосибирск. Герои — маркетологи, трудовые мигранты с блестящим знанием английского, уставшие от жизни психотерапевты, недавно освободившиеся зэки, женщины, ждущие любви, и мужчины с дефицитом общения-понимания. В сумме — просто люди. Истории, на первый взгляд, выглядят слишком «киношными»: вот, к примеру, раз пошли на дело муж и жена, ограбили аптеку в Дзержинском районе — виданное ли дело? Да и грабители из них получились так себе: всю награбленную выручку в этой аптеке и спустили на «товары первой необходимости». Но Григорьев смотрит на мир сквозь оптику человеколюбия — он всех своих героев понимает. И транслирует это зрителю. Правда, старого психотерапевта он всё-таки в финале в окно выбросил.
А завершился актёрский марафон музыкальным аккордом — Александр Шарафутдинов и группа «Эверест 9050» представили концерт для двух фортепиано без оркестра «176». В общем, музыка нас связала.
Материалы по теме:
В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?
В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей
В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением
В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах
В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души
В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?
«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте
В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова
«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»
В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег
В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн
Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»
В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека
В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова
В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей
В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон
В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни
В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»
В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность
Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи
«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век
В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления
В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие
Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя
«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании
Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание
В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами
Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева
Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»