29.12.22

Щелкунчик внесезонный

В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления.

«Это на Новый год!» — предновогодний «маркер», распространённый на постсоветском пространстве, можно смело отнести и к рождественской повести Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», которая в России больше, чем сказка. История, где навь переплетается с явью, стала для русских символом новогоднего чуда: бьют часы на старой башне, злые чары рассеиваются, все мышиные короли проваливаются в тартарары, и непобеждённый Щелкунчик оборачивается красивым юношей — вполне себе библейский сюжет «под ёлочку». В Новосибирске главным «поставщиком» щелкунчиков всегда являлся театр оперы и балета, в конце 1990-х свою интерпретацию показал «Глобус» в постановке Григория Гоберника, а сегодня пришло время Новосибирского областного театра кукол. С той только разницей, что «Щелкунчик и Мышиный король» Эльмиры Куриленко, поставленный при поддержке министерства культуры НСО, объявлен «внесезонным» и не вошёл в премьерную сетку традиционных новогодних представлений. Гофманская рождественская ель на сцене, конечно, присутствует, но в этом спектакле она скорее атрибут, чем носитель архетипических смыслов. В общем, интрига.

Эльмира Куриленко сразу предупредила: грядущий Щелкунчик в новогодний канон не впишется, ибо это не «сказочка под ёлочку», а попытка метафорического осмысления нашего общества потребления, которое променяло полёт фантазии на USB-разъём. Волшебные миры уступили место видеоиграм, люди называют себя «потребителями услуг», а наличие Wi-Fi бесценно, как кислород. «Одна из главных проблем современности — это тотальная разобщённость людей, — считает режиссёр. — Придите в любое кафе и посмотрите, что делают за столом мама, папа и ребёнок. Все сидят в своих гаджетах. Люди разучились общаться и говорить». Вот и семья главной героини Мари (Екатерина Ваколюк) живёт по этому принципу: старшие брат и сестра в кигуруми серых мышей целыми днями режутся в стрелялки и виснут в телефонах, мама (Елена Титова) с холодной улыбкой обеспечивает базовые потребности троих детей, а папа-космонавт вообще свалил на орбитальную станцию, чтобы пожить в тишине.

Мари же и её крестный Дроссельмейер (Александр Николаев) заявлены как последние романтические герои, пестующие свой творческий дух и живущие по законам живых и думающих людей, для которых путешествие с помощью силы мысли — обычное дело. А чтобы дети-зрители чётко осязали границу между двумя этими мирами, режиссёр Эльмира Куриленко и художник Александра Павлова пошли самым простым и эффектным путём — заявили личность героев через костюмы. Если семья одета в серые наряды повседневности, то Мари и Дроссельмейер радуют глаз кружевом и камзолами в стиле стимпанк, который возник в литературе как поджанр научной фантастики, где авторы путешествовали по альтернативной реальности технологий викторианской эпохи. Очень чёткое попадание в смысловое яблочко: стимпанк — это целая философия, ядром которой является мысль, что всё-таки человек правит машинами, а не наоборот. Мир стимпанка — это волшебная реальность гениального Миядзаки, где в небесах плывёт Лапута, а на земле шагает бродячий замок Хаула, движимый паром и магией. Сцена сновидческого путешествия Мари и Щелкунчика — это пронзительный оммаж всем этим мирам, где всегда дует попутный ветер, а слоны-дирижабли держат небесный свод на своих плечах. Красиво — до радостных слёз внутреннего ребёнка. Вся сценография спектакля звенит шестерёнками, пружинками и замысловатыми механизмами: полное ощущение, что ты оказался внутри старых часов, где есть уютные комнатки и кто-то живёт — привет вам, «Гарантийные человечки» Успенского!

Сам сюжет не претерпел каких-то серьёзных изменений и двигается по гофманской траектории: деревянный «уродец» попадает в руки Мари — ночная битва Щелкунчика и Мышиного короля — приквел с орехом Кракатук — любовь девочки к отважному Щелкунчику — волшебные метаморфозы — Рождество. Зрителю, в принципе, не нужно перед спектаклем «освежать материал» — все сюжетные арки сохранены. Но моему внутреннему ребёнку не хватило «игры в куклы» — большую часть действия занимал теперь уже вездесущий в театрах кукол «живой план», когда артист играет собой не куклу, а героя. Понятно, что театр кукол не стоит на месте, а режиссёр Эльмира Куриленко всегда ломает стереотипный канон, но зачем нужен драматический театр на кукольных подмостках в таком объёме? Тем более что Александра Павлова создала прекрасных живых кукол, которых хочется рассматривать, трогать и мечтать о них, как девочка Мари о Щелкунчике. Кукольное альтер-эго Мари — это трепет живой души, стиль и бездонные глаза, одушевлённое чудо, ведомое руками мастеров, та сценическая правда, которой поверят в зале и взрослые, и дети. Иногда куклы честнее живых людей.

Кому понравится спектакль?
Это семейная сказка — можно смело идти всем поколениям, чтобы потом вместе обсудить сюжетные ходы и костюмы. Родители отдадут дань стимпанку, дети — чудесному видео-арту ночного путешествия Мари и Щелкунчику.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА
back

Материалы по теме:

07.05.24 Любовь и боль

«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте

10.04.24 У нас на районе

В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова

28.03.24 Поезд, идущий в овраге

«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?

04.03.24 Ищу человека!

Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»

30.01.24 Собака вдруг в человека

В «Красном факеле» рассказали историю о комплексе Бога

09.01.24 Чувство Фарго

В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег

05.12.23 Нуар с сибирским характером

В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн

28.11.23 Живые и мёртвые

Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»

14.11.23 Про уродов и людей

В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека

03.10.23 Горькие нео-дачники

В театре «Старый дом» поставили спектакль о метаморфозах интеллигенции

17.08.23 Про Ёжика, Медвежонка и Дао

В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова

10.07.23 Уходите вовремя из дома

В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей

16.06.23 Вспомнить cебя

В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон

04.05.23 К Шукшину на трамвае

В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни

28.04.23 Выживут только подлейшие

В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»

27.04.23 Бог устал нас любить

«Сын»: инфернальная драма на сцене «Красного факела»

04.04.23 Что-то пошло не так

В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность

30.03.23 Путешествие к архетипам

Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи

10.01.23 Маркиза вышла из чата

«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век

28.11.22 «Алиса, я тебя люблю!»

В театре «Глобус» разобрали базовые эмоции девушки, попавшей в ДТП

15.09.22 Кто ты будешь такой?

В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие

06.09.22 Внутри «Пульчинеллы»

Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя

02.09.22 На языке тела

«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании

25.08.22 Ждите «Белую болезнь»

Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание

05.07.22 Остановите Землю — я сойду

В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами

31.05.22 Простая история

Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева

11.04.22 От Тарантино до психоанализа

Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»

06.04.22 Великий мечтатель

Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»

04.04.22 Не смешно

В «Красном факеле» свадьба Кречинского прикинулась водевилем

24.03.22 Апокалипсис и випассана

Новосибирские «Первый театр» и «13 трамвай» выпустили спектакли-предчувствия. Наталия ДМИТРИЕВА рекомендует смотреть их в определённой последовательности

15.03.22 Театр уж полон

Премьеры, актёрский марафон, экскурсии в закулисье — что ещё готовят театры Новосибирска к Международному дню театра 27 марта?

09.02.22 Заключённые

В новосибирской тюрьме куклы убили старуху с деменцией — в театре кукол поставили «Королеву красоты из Линейна» Макдонаха

03.02.22 Линия жизни и смерти

Сергей Афанасьев разделил Анну Каренину на две части, чтобы спрятать её в шалаше Ларса фон Триера

28.01.22 Море и кровь Монте-Кристо

Эстрадные шлягеры, приключенческий сюжет и рукотворное море — мюзикл по мотивам романа Дюма пополнил афишу Новосибирского музыкального театра

21.01.22 Скандинавский нуар

Главный режиссёр «Красного факела» рассказал сагу об убийстве дикой утки

12.01.22 Переплыть Урал

В «Глобусе» изучили «хомо советикуса» — на примере спектакля «Генерал и его семья»

up