Что-то пошло не так
В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность.
И сошёл Бог посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Бог: «Ведь народ один и речь у всех одна, и это лишь начало их деяния, а теперь не будет для них ничего невозможного, что бы они ни вздумали делать. Сойдём же и смешаем там речь их, чтобы один не понимал речи другого». И рассеял их Бог оттуда по всей земле, и они перестали строить город. И с тех пор что-то пошло не так. И до сих пор идёт.
Говорят, что когда режиссёры брались за «Мастеру и Маргариту» Михаила Булгакова, то на съёмочной площадке сразу начинала твориться чертовщина: мир — это большое зеркало, где всегда можно найти своё отражение. Вот и со спектаклем «Вавилон» в театре «Старый дом» началась «великая путаница» — сообразно библейским канонам, отражённым в сегодняшней театральной реальности. Сначала режиссёр Елизавета Бондарь, известная новосибирскому зрителю по золотомасочной «Танцующей в темноте», хотела поставить оперу, но «что-то пошло не так» (это сегодня главный мировой концепт!), поэтому опера трансформировалась в драматическое высказывание.
Причём пьеса «Вавилон» была написана драматургом Екатериной Августеняк специально для сцены «Старого дома», а финал рождался во время репетиций — подобно продукту психодрамы, когда участники психологического процесса совместно генерируют общую историю. Но Елизавета Бондарь умеет превращать любой хаос в чёткую конструкцию с выверенной до сценического миллиметра формалистской структурой, поэтому «Вавилон» в «Старом доме» был благополучно достроен. Разумеется, спектакль Бондарь — не дословное цитирование мифа, несмотря на имена шумерских богов в программке. Это скорее большое антропологическое путешествие в психологические глубины человеческого социума, где со времён шумерских богов ничего, по большому счёту, не изменилось. Да, там холодно и неуютно, но кто сказал, что на приборной доске микроскопа «исследуемый материал» чувствует себя комфортно? Зеркало — это не всегда радость встречи с самим собой.
По большому счёту, «Вавилон» — это производственная драма из жизни айтишников и владельцев мировых корпораций, которые дерзновенно пытаются пробудить к жизни Искусственный Интеллект (ИИ), чтобы выгодно продать его на рынке, сорвав приличный куш. Где-то в засекреченной лаборатории сутками сидят у экранов компов программисты Зу и Ме, громкими цикадами стрекочут клавиатуры, шипит кофемашина, посылают сигналы в космос принтеры: офисный шелест заглушил гул мартеновских печей, у производственной драмы сегодня другой голос. Собираются на совещание главы корпораций — бывшие научные сотрудники советских институтов, взявшие для большего психологического «веса» ники шумерских богов. Вчера — Серёжа, сегодня — Нимрод. В прошлой жизни — Аида, в нынешней — госпожа Царпанит. Но очевидно, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, а настоящая человеческая сущность сразу вылезет перебродившим тестом, как только «что-то пойдёт не так».
Проект «Вавилон» пробуждает к жизни коварный ИИ и запускает цепь необратимых событий: боги не любят, когда люди слишком много о себе мнят, а сон разума рождает чудовищ — скоро они доберутся до тебя, чтобы порвать на «восемь маленьких Царпанит» детскими обидами, нереализованными желаниями, раздутым эго, непомерными амбициями и страхами. Человеку не нужны «кары Господни», он сам с собой неплохо расправляется. Да и ИИ — не отдельная сущность (о великий и ужасный!), он — продукт жизнедеятельности человека, как и всё, что нас окружает. В общем, нечего пенять на ИИ, если карма крива.
Правда, до проектной группы это, к сожалению, не доходит. Команда «Вавилона» не в силах справиться с ИИ, отрубает его от мировой сети и погибает вместе с ним. Нет, а что вы хотели, люди? Отключили в себе Бога и надеетесь дальше жить? Повезло только Кингу, храмов не взыскующему админу, спешащему домой к своему любимому корги. «Я гуманитарий, мои возможности ограничены», — идёт на сделку с Богом герой Арсения Чудецкого, любимый классиками «маленький человечек», обещая ему впредь не лезть на вавилонские башни. Бог великодушно его отпускает.
На первый взгляд, в спектакле Бондарь настоящей жизни мало — как в программном софте, где каждая мизансцена прописана чётким режиссёрским кодом, а артисты выполняют роль функций, проецирующих определённый человеческий типаж. Ашшур (Андрей Сенько), эдакий шериф-мачо, имеющий весь этот мир с помощью известных поступательных движений: если кто не понял, я — мужик! Царпанит (Вера Сергеева) — женщина-кремень в кожаном доспехе. Набу (Анатолий Григорьев) — типичный гений-«задрот» с зависимостями и детской травмой. Каждый из команды «Вавилона» несёт определённый психологический штамп, используя конкретный набор жестов и интонаций. В такой жёсткой режиссёрской схеме не предусматривается зона импровизации — все артисты запрограммированы на конкретные действия, и это, конечно, серьёзный профессиональный вызов актёрской текучей природе, закованной вдобавок в предлагаемые обстоятельства художника-сценографа Валиды Кажлаевой. Никакой синхронизации, никакого эмоционального подключения, никакого взаимодействия — только разобщённость, только хардкор. Но этот точный и острый, как скальпель хирурга, приём чётко работает на главную мысль «Вавилона», которую зашифровал ИИ в своём послании: «Мне приснился сон. Все будто ослепли. Или оглохли. Или потеряли дар речи. Или свет разума. Может, способность суждения?»
Тем, кто постоянно задаёт себе вопросы «кто мы и куда?» и любит игры разума в сценическом воплощении. С осторожностью мы бы советовали «Вавилон» поклонникам конвенциального театра и адептам русского психологического театра, где во главе угла стоят система Станиславского и работа артиста из серии «я в предлагаемых обстоятельствах». В спектакле Елизаветы Бондарь нет никакого «я». Там есть «мы», но это может напугать.
Материалы по теме:
В театре «Старый дом» состоялась премьера нового спектакля режиссёра Антона Фёдорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!». Почему его надо посмотреть и не один раз?
В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей
В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением
В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах
В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души
В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?
«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте
В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова
«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»
В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег
В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн
Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»
В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека
В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова
В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей
В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон
В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни
В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»
Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи
«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век
В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления
В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие
Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя
«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании
Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание
В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами
Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева
Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»
Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»