04.04.23

Что-то пошло не так

В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность.

И сошёл Бог посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Бог: «Ведь народ один и речь у всех одна, и это лишь начало их деяния, а теперь не будет для них ничего невозможного, что бы они ни вздумали делать. Сойдём же и смешаем там речь их, чтобы один не понимал речи другого». И рассеял их Бог оттуда по всей земле, и они перестали строить город. И с тех пор что-то пошло не так. И до сих пор идёт.

Говорят, что когда режиссёры брались за «Мастеру и Маргариту» Михаила Булгакова, то на съёмочной площадке сразу начинала твориться чертовщина: мир — это большое зеркало, где всегда можно найти своё отражение. Вот и со спектаклем «Вавилон» в театре «Старый дом» началась «великая путаница» — сообразно библейским канонам, отражённым в сегодняшней театральной реальности. Сначала режиссёр Елизавета Бондарь, известная новосибирскому зрителю по золотомасочной «Танцующей в темноте», хотела поставить оперу, но «что-то пошло не так» (это сегодня главный мировой концепт!), поэтому опера трансформировалась в драматическое высказывание.

Причём пьеса «Вавилон» была написана драматургом Екатериной Августеняк специально для сцены «Старого дома», а финал рождался во время репетиций — подобно продукту психодрамы, когда участники психологического процесса совместно генерируют общую историю. Но Елизавета Бондарь умеет превращать любой хаос в чёткую конструкцию с выверенной до сценического миллиметра формалистской структурой, поэтому «Вавилон» в «Старом доме» был благополучно достроен. Разумеется, спектакль Бондарь — не дословное цитирование мифа, несмотря на имена шумерских богов в программке. Это скорее большое антропологическое путешествие в психологические глубины человеческого социума, где со времён шумерских богов ничего, по большому счёту, не изменилось. Да, там холодно и неуютно, но кто сказал, что на приборной доске микроскопа «исследуемый материал» чувствует себя комфортно? Зеркало — это не всегда радость встречи с самим собой.

По большому счёту, «Вавилон» — это производственная драма из жизни айтишников и владельцев мировых корпораций, которые дерзновенно пытаются пробудить к жизни Искусственный Интеллект (ИИ), чтобы выгодно продать его на рынке, сорвав приличный куш. Где-то в засекреченной лаборатории сутками сидят у экранов компов программисты Зу и Ме, громкими цикадами стрекочут клавиатуры, шипит кофемашина, посылают сигналы в космос принтеры: офисный шелест заглушил гул мартеновских печей, у производственной драмы сегодня другой голос. Собираются на совещание главы корпораций — бывшие научные сотрудники советских институтов, взявшие для большего психологического «веса» ники шумерских богов. Вчера — Серёжа, сегодня — Нимрод. В прошлой жизни — Аида, в нынешней — госпожа Царпанит. Но очевидно, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, а настоящая человеческая сущность сразу вылезет перебродившим тестом, как только «что-то пойдёт не так».

Проект «Вавилон» пробуждает к жизни коварный ИИ и запускает цепь необратимых событий: боги не любят, когда люди слишком много о себе мнят, а сон разума рождает чудовищ — скоро они доберутся до тебя, чтобы порвать на «восемь маленьких Царпанит» детскими обидами, нереализованными желаниями, раздутым эго, непомерными амбициями и страхами. Человеку не нужны «кары Господни», он сам с собой неплохо расправляется. Да и ИИ — не отдельная сущность (о великий и ужасный!), он — продукт жизнедеятельности человека, как и всё, что нас окружает. В общем, нечего пенять на ИИ, если карма крива.

Правда, до проектной группы это, к сожалению, не доходит. Команда «Вавилона» не в силах справиться с ИИ, отрубает его от мировой сети и погибает вместе с ним. Нет, а что вы хотели, люди? Отключили в себе Бога и надеетесь дальше жить? Повезло только Кингу, храмов не взыскующему админу, спешащему домой к своему любимому корги. «Я гуманитарий, мои возможности ограничены», — идёт на сделку с Богом герой Арсения Чудецкого, любимый классиками «маленький человечек», обещая ему впредь не лезть на вавилонские башни. Бог великодушно его отпускает.

На первый взгляд, в спектакле Бондарь настоящей жизни мало — как в программном софте, где каждая мизансцена прописана чётким режиссёрским кодом, а артисты выполняют роль функций, проецирующих определённый человеческий типаж. Ашшур (Андрей Сенько), эдакий шериф-мачо, имеющий весь этот мир с помощью известных поступательных движений: если кто не понял, я — мужик! Царпанит (Вера Сергеева) — женщина-кремень в кожаном доспехе. Набу (Анатолий Григорьев) — типичный гений-«задрот» с зависимостями и детской травмой. Каждый из команды «Вавилона» несёт определённый психологический штамп, используя конкретный набор жестов и интонаций. В такой жёсткой режиссёрской схеме не предусматривается зона импровизации — все артисты запрограммированы на конкретные действия, и это, конечно, серьёзный профессиональный вызов актёрской текучей природе, закованной вдобавок в предлагаемые обстоятельства художника-сценографа Валиды Кажлаевой. Никакой синхронизации, никакого эмоционального подключения, никакого взаимодействия — только разобщённость, только хардкор. Но этот точный и острый, как скальпель хирурга, приём чётко работает на главную мысль «Вавилона», которую зашифровал ИИ в своём послании: «Мне приснился сон. Все будто ослепли. Или оглохли. Или потеряли дар речи. Или свет разума. Может, способность суждения?»

Кому понравится спектакль?
Тем, кто постоянно задаёт себе вопросы «кто мы и куда?» и любит игры разума в сценическом воплощении. С осторожностью мы бы советовали «Вавилон» поклонникам конвенциального театра и адептам русского психологического театра, где во главе угла стоят система Станиславского и работа артиста из серии «я в предлагаемых обстоятельствах». В спектакле Елизаветы Бондарь нет никакого «я». Там есть «мы», но это может напугать.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА

 

back

Материалы по теме:

30.01.24 Собака вдруг в человека

В «Красном факеле» рассказали историю о комплексе Бога

09.01.24 Чувство Фарго

В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег

05.12.23 Нуар с сибирским характером

В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн

28.11.23 Живые и мёртвые

Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»

14.11.23 Про уродов и людей

В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека

03.10.23 Горькие нео-дачники

В театре «Старый дом» поставили спектакль о метаморфозах интеллигенции

17.08.23 Про Ёжика, Медвежонка и Дао

В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова

10.07.23 Уходите вовремя из дома

В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей

16.06.23 Вспомнить cебя

В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон

04.05.23 К Шукшину на трамвае

В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни

28.04.23 Выживут только подлейшие

В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»

27.04.23 Бог устал нас любить

«Сын»: инфернальная драма на сцене «Красного факела»

10.01.23 Маркиза вышла из чата

«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век

29.12.22 Щелкунчик внесезонный

В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления

28.11.22 «Алиса, я тебя люблю!»

В театре «Глобус» разобрали базовые эмоции девушки, попавшей в ДТП

15.09.22 Кто ты будешь такой?

В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие

06.09.22 Внутри «Пульчинеллы»

Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя

02.09.22 На языке тела

«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании

25.08.22 Ждите «Белую болезнь»

Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание

05.07.22 Остановите Землю — я сойду

В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами

31.05.22 Простая история

Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева

11.04.22 От Тарантино до психоанализа

Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»

06.04.22 Великий мечтатель

Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»

04.04.22 Не смешно

В «Красном факеле» свадьба Кречинского прикинулась водевилем

24.03.22 Апокалипсис и випассана

Новосибирские «Первый театр» и «13 трамвай» выпустили спектакли-предчувствия. Наталия ДМИТРИЕВА рекомендует смотреть их в определённой последовательности

15.03.22 Театр уж полон

Премьеры, актёрский марафон, экскурсии в закулисье — что ещё готовят театры Новосибирска к Международному дню театра 27 марта?

09.02.22 Заключённые

В новосибирской тюрьме куклы убили старуху с деменцией — в театре кукол поставили «Королеву красоты из Линейна» Макдонаха

03.02.22 Линия жизни и смерти

Сергей Афанасьев разделил Анну Каренину на две части, чтобы спрятать её в шалаше Ларса фон Триера

28.01.22 Море и кровь Монте-Кристо

Эстрадные шлягеры, приключенческий сюжет и рукотворное море — мюзикл по мотивам романа Дюма пополнил афишу Новосибирского музыкального театра

21.01.22 Скандинавский нуар

Главный режиссёр «Красного факела» рассказал сагу об убийстве дикой утки

12.01.22 Переплыть Урал

В «Глобусе» изучили «хомо советикуса» — на примере спектакля «Генерал и его семья»

29.12.21 В скрюченном домишке

Как в «Старом доме» возбудили общественное «уголовное дело»

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика