Временно недоступен
Новосибирский психолог и психотерапевт Игорь ЛЯХ — о том, как правильно отдыхать от работы и почему сибирякам полезно отправиться в отпуск туда, где морозы покрепче наших
ИГОРЬ ЛЯХ
Врач-психотерапевт, семейный консультант, психолог-психоаналитик, сексолог, супервизор, психотерапевт Единого реестра Европы, учредитель НП «Волонтёр.Сиб».
— Отпуску небезызвестного отца психоанализа Зигмунда Фрейда можно только позавидовать — он раз в год на три месяца забывался в горах: гулял, собирал грибы и ягоды. Это вам не 28 календарных дней, которые может себе позволить простой человек, — говорит Игорь Лях. — Отмечу, что у психологов достаточно стрессовая работа. Часто мы испытываем высокое эмоциональное напряжение. И если вы активно практикующий психолог, то точно не получится 11 месяцев работать, а потом отдохнуть. Интенсивность нагрузки стала ещё выше, чем в прошлые годы. В последнее время психологи отработают четырёхдневку и один день, например, преподают. Это своего рода отдых, потому что так происходит переключение деятельности и внимания. Я отдыхаю обычно около двух с половиной месяцев. Прекращаю дела на основной работе и занимаюсь волонтёрскими проектами. Это отдых, потому что для души.
— Для большинства людей характерно ощущение: я хочу или не хочу идти на работу, — поясняет Игорь Лях. — Оно формируется ещё с детсадовского возраста. И если по утрам есть стойкое желание не ходить на работу, то точно пора переключиться на отдых, а не ждать тревожных расстройств. Для определённой части людей лучше и комфортнее иметь короткий отпуск несколько раз в год, чем забыть работу на месяц. Дело в том, что у них отношение к работе не оптимизировано. Если ты взрослый человек и получаешь за свой труд достаточно денег, то ты волей-неволей делаешь всё для того, чтобы работа была как минимум нейтральна. А в идеале тебе даже чуть-чуть хочется туда пойти, что-то там делать, как-то самореализовываться. Поэтому мы не можем дать универсальные рецепты, но мы можем выделить категории.
Вот если вы не уверены, что ваша работа — это ваше любимое занятие и вы готовы этим всю жизнь заниматься, то, возможно, вам стоит брать отпуск несколько раз на короткое время. Всё это для того, чтобы у вас почаще были возможности как-то себя реализовывать, присмотреться к каким-то другим видам деятельности. Возможно, это поможет вам найти работу вашей мечты. Ну и снизить уровень стресса и улучшить, если не найдёте, адаптацию на прежней работе. Но и на любимой работе человек тоже может накопить усталость. Такой категории людей имеет смысл брать длительный отпуск, как Фрейду: отдыхать, переключаться полностью, а потом возвращаться с новыми силами, новыми желаниями. Этот вариант даёт возможность как-то оптимизировать работу. В этом случае ты возвращаешься в те же обстоятельства, в тот же коллектив, но с мыслью: в этом сезоне я попробую что-то поменять. И тогда усталость и эмоциональное выгорание к отпуску будут уменьшаться.
— Если заглянуть в историю, то сам по себе отпуск по сути связан с военной службой. А если мы говорим о работе, то отдых от неё в жизни людей не так давно появился. Кроме того, он стал активно раскручиваться, когда в обществе стало модным путешествовать. Например, в период развития железной дороги в Англии в середине XIX века. Вот тот же Фрейд — это одна из жертв этой тенденции. Идея, что для здоровья очень полезно бродить по пляжу, загорать, имеет под собой коммерческую основу. Хотя отдых и путешествия, безусловно, положительно влияют на психическое и физическое самочувствие любого из нас, — рассуждает Игорь Лях. — Если у человека хорошо сбалансированный труд, он к нему всегда готов, адаптирован, вокруг него стабильные обстоятельства, то он может вообще не ходить в отпуск годами без малейшего вреда для здоровья. А восстанавливаться — за счёт хорошо спланированных выходных. Ключевые слова — адаптация и планирование. Такому человеку хорошо за счёт гармоничного распределения суточной нагрузки. В этом случае он не переутомляется, потому что когда-то адаптировался и продолжает грамотно поддерживать своё комфортное состояние.
— Перфекционистам свойственно завершить все задачи перед отпуском, всем дать инструкции, всё проконтролировать, — говорит Игорь Лях. — Если ты гиперответственный, то просто не сможешь отдохнуть, потому что на работе что-то не проконтролировал, недоделал. Отпуск превратится в пытку. Такой категории людей лучше всё завершить накануне отдыха, тогда можно расслабиться. К слову, быть перфекционистом — неплохо, ведь благодаря им мы наслаждаемся прекрасными произведениями искусства, ювелирными украшениями и так далее.
Если говорим о людях тревожного склада, то для них лучший отпуск — это полное переключение на какую-либо другую тему. Если же мы говорим о человеке невротическом, который считается условно здоровым, то отдыхать он и не прекращал. Он умеет правильно использовать выходные дни. Для него и ремонт может быть хорошей передышкой. И потом, наблюдая результаты своей работы, он просто наслаждается и получает положительные эмоции. Это — про здоровье.
— Здесь следует понимать, что лучше для вас. Главное — плавно свернуть отдых за несколько дней до выхода на работу, дать себе возможность адаптироваться к погоде, часовому поясу, привычному домашнему режиму, — поясняет Игорь Лях. — Иначе ваша эффективность в первый рабочий день будет намного ниже, чем на момент ухода в отпуск. Если без адаптации окунётесь в работу, то, возможно, вам уже через неделю потребуется ещё один такой же отпуск. Выход из отпуска надо планировать так же, как и его начало. Сгладить первые дни и недопонимание в коллективе, если они есть, можно сувенирами и открытками из путешествия. Или поговорить с каждым: как вы тут без меня полторы недели прожили? Все эти коммуникации облегчают вхождение в рабочее русло.
Главная фобия отпускников — страх не отдохнуть. Как правило, он базируется на имеющемся уже негативном опыте. Такая фрустрация связана с общим состоянием человека. Существует комплекс неудовлетворённости, который отдыхающий может, не заметив, забрать с собой в отпуск. Допустим, он был недоволен работой, недоволен семьёй, городом, чем-то ещё и думает: вот скоро приеду в рай… Но, положим, во время отпуска чуда не произошло. В Новосибирске ему не нравились сугробы, а в Таиланде — противные пауки. В этом случае, чтобы уравновесить своё состояние, можно воспользоваться саморегуляцией принятия действительности. Не нравятся насекомые, надоела африканская жара, но ты приезжаешь домой — и сугробы уже радуют: съездил и отдохнул хорошо! Если ты получаешь стимул к адаптации в разных местах, то это совсем неплохо. Именно поэтому, собственно, из Новосибирска иногда следует слетать не только в тепло, но и куда-нибудь в Якутск: почувствовать, что такое морозы в минус 60. И это будет не менее полезный челлендж, чем поездка летом в Египет. Это эффективный выход из комплекса неудовлетворённости.