Просто научиться жить
Ментальные нарушения — не помеха развитию навыков, необходимых для самостоятельной жизни молодых людей с ОВЗ. Кто и как помогает ребятам их получить?
В швейной мастерской делают оригинальные аппликации, которые потом будут использованы для других изделий.
Лепить из керамики и шить пляжные сумки, формовать свечи и набирать тексты на компьютере, готовить обед и делать уборку — освоить все эти умения вполне по силам ребятам, чьи диагнозы, казалось бы, исключают саму возможность общественно-полезной деятельности и самообслуживания в быту. Это доказали на практике специалисты некоммерческой организации «Ассоциация „Интеграция“», которые совместно с министерством труда и социального развития Новосибирской области реализуют проект сопровождаемого проживания инвалидов с психофизическими и ментальными нарушениями.
— Такая технология включает в себя два основных этапа, — рассказывает начальник управления социального обслуживания населения и реабилитации инвалидов минсоцразвития Юлия Кравченко. — На первом организованы тренировочные квартиры для людей с ментальными нарушениями в возрасте от 18 до 45 лет. По сути, идёт учебный процесс, который прививает обычные социально-бытовые навыки — умение приготовить пищу, пользоваться бытовыми приборами, принять гостей, внести коммунальные платежи, обустроить жильё. При успешном прохождении начального этапа эти люди уже переводятся на сопровождаемое проживание при участии социального работника. Традиционно к таким значимым проектам мы привлекаем некоммерческие организации, с некоторыми сотрудничаем не первый год, это наши надёжные партнёры, в том числе «Ассоциация „Интеграция“». Эти проекты поддерживаются из областного бюджета.
Председатель Новосибирской организации инвалидов «Ассоциация „Интеграция“» Ирина Фёдорова чётко выделяет три основные составляющие, необходимые для организации сопровождаемого проживания: это трудовая занятость, социально-бытовые компетенции и спланированный досуг.
— Ты можешь пойти на квартиру с ночёвкой, только когда у тебя всё это сложилось, — поясняет она. — Ты уже понимаешь, из чего будет состоять твой день, у тебя нет страха, что что-то пойдёт не так. Сначала нужно подготовить день и потом только «уходить в ночь». «В день» мы готовим здесь, у нас, чтобы потом они могли пойти на квартиру и использовать эти самостоятельные навыки. Когда у них всё расписано, они чувствуют себя комфортно.
Такая технология очень подходит для людей с ментальными, психофизическими или генетическими заболеваниями, отмечает Ирина Фёдорова. Но в проекте могут участвовать и люди с инвалидностью старше 18 лет, у которых есть сочетанные заболевания, — например, незрячие и умственно отсталые, незрячие и с аутизмом, неслышащие и с генетическим заболеванием. Всё зависит от участия людей, которые находятся рядом.
На каждый день существует установленное расписание: по стенам развешаны стикеры с картинками и подписями. Любой может подойти и узнать, что ему делать дальше. Закончились занятия на компьютере — следом «пальчики» (развитие мелкой моторики), потом обед, потом музыка и так далее.
Макар — молодой парень из тех, кто уже чётко разбирается в порядке действий в течение дня. Сообщает, что занимается здесь с 2017 года, и с удовольствием называет перечень своих занятий: шитьё, изготовление свечей, компьютер, досуг, обед, а прямо сейчас по плану — керамика.
В керамической мастерской занятия идут полным ходом. Авторские пуговицы, которые потом будут использованы в швейной мастерской, чашки и миски, украшенные художественной росписью, радуют глаз и могут быть объективным поводом для гордости за свой труд.
Андрей заканчивает наводить чистоту в учебной квартире.
В следующей мастерской кипит работа по изготовлению свечей. Кто-то раскатывает листы вощины, кто-то скручивает свечи традиционной формы, кто-то формует более необычные поделки — в виде шариков, шишек, яиц. В швейном зале мастера и мастерицы делают оригинальные аппликации.
— Всё, что делают люди с инвалидностью, обязательно должно где-то использоваться, — подчёркивает руководитель учебного отделения сопровождаемого проживания «Ассоциации „Интеграция“» Елена Мокроусова. — Нельзя, чтобы то, что они делают, потом было выброшено, надо обязательно, чтобы ребята понимали значимость своей работы. Основная задача — научить выполнять задания в определённое время и с оценкой качества. Только тогда мы можем адаптировать человека настолько, что он сможет самостоятельно работать с наставником. В этом году мы сопровождаем четырёх человек на трудоустройство — это очень хороший результат.
— Это адаптированная среда, — рассказывает Елена Мокроусова. — Всё должно быть понятно, просто, вся информация, нужная для ребят, и никакого визуального шума. Все предметы чётко расположены на своих местах. Если у нас появляется предмет, но для него нет места — тогда нет и предмета. В ящике, где столовые приборы, — только столовые приборы. Где кастрюли — только кастрюли. Тогда ребята спокойно и быстро адаптируются в пространстве и могут найти любую вещь.
В квартире — трое ребят и их наставница. Её роль — включаться, только если это действительно необходимо. Пока человек может справляться самостоятельно, в его действия никто не вмешивается. На стене — привычные алгоритмы действий на день для каждого. И справляются ребята на удивление. Андрей — незрячий инвалид с ментальными нарушениями — натирает на тёрке морковь и сыр, готовит салат на обед, сверяясь с рецептом на шрифте Брайля. Он пока в начале пути, поэтому у него в плане только это важное дело. Слабовидящая Катя аккуратно гладит постельное бельё. У неё план обширнее — состоит из четырёх действий. Самый занятой «житель» — ещё один Андрей. Он уже пропылесосил квартиру, домывает пол, тщательно расстилает коврики, следом — время для отдыха.
— Одну задачу решили — переходим к следующей, — говорит Елена Мокроусова. — У каждого индивидуальная программа, свои задачи, это позволяет избежать конфликтов, раздражения, молодые люди никогда не пересекаются в своей деятельности. Тут важную роль играет и грамотная работа сопровождающих — организовать для них пространство.
Большое внимание уделяется правилам безопасности. Все стикеры продублированы шрифтом Брайля, всё оборудование рассчитано на то, чтобы те, кто им пользуется, не обожглись, не ударились и не порезались.
Ребята, которые только начинают осваиваться, заезжают на несколько часов, на день. Потом — на сутки. Далее — до недели, после чего уже можно говорить, что они практически готовы заходить на постоянное сопровождаемое проживание.
— В регионе организовано несколько тренировочных квартир, — рассказывает Юлия Кравченко. — Они расположены на базе Ояшинского дома-интерната для умственно-отсталых детей и комплексного центра социальной адаптации инвалидов. Около 60 человек уже находятся на сопровождаемом проживании, им предоставляются жилые помещения, расположенные на территории Обского и Успенского психоневрологических интернатов. При министерстве создана рабочая группа, в состав которой входят наши сотрудники, представители некоммерческих организаций, депутаты заксобрания. Перед ней стоит очень большой блок вопросов, включая совершенствование законодательной базы, разработку методических рекомендаций по технологии сопровождаемого проживания для её дальнейшего тиражирования.
Всё это даст возможность людям с ментальными нарушениями реализовать себя в обществе, провести свою жизнь в обычной среде, в обстановке, максимально приближенной к семейной.
Материалы по теме:
Как в Новосибирской области поддерживают родителей, воспитывающих детей с особенностями развития?
В 2024 году новосибирские некоммерческие организации получат более 200 млн рублей грантов на соцпроекты
В регионе продолжает эффективно работать программа, направленная на раннюю помощь семьям, где растут дети с особенностями здоровья
В Новосибирской области состоится более тысячи мероприятий, посвящённых Международному дню людей с ограниченными возможностями здоровья
В Новосибирской области продолжается планомерная работа по социализации и организации досуга людей с ментальными нарушениями
Как в Новосибирской области реабилитируют с помощью труда людей с ограниченными физическими способностями и ментальными нарушениями?
Как в центре «Святитель Лука» в Бердске поднимают на ноги ребятишек с особенностями здоровья — в прямом смысле слова
Благодаря региональному проекту работодатели стали активнее трудоустраивать людей с ограниченными возможностями здоровья
Приготовить обед для себя и родителей — как в регионе учат навыкам самообслуживания детей с особенностями развития?
Председатель «Ассоциация «Интеграция» Ирина ФЁДОРОВА — о тренировочных квартирах и смысле жизни
Тренировочная квартира, социальная гостиница, бесплатный прокат — как в Новосибирской области готовят для самостоятельной жизни людей с инвалидностью?
Родителям — передышка, ребёнку — развитие: как в Новосибирской области помогают семьям, где воспитываются дети с ОВЗ?
Как развивается школьное инклюзивное образование в Новосибирской области?
Как живут в Новосибирской области «солнечные» дети и кто помогает им интегрироваться в общество?
Как в Новосибирске работает проект по сопровождаемому проживанию людей с особенностями ментального и физического развития?
Новосибирцы с ОВЗ доказали, что они могут быть профессионалами в любой сфере
Наше общество меняется: люди с особенностями развития начали выходить из «тени», активно интегрируясь в социальные процессы
Комфортно ли детям с инвалидностью в обычных школах и как сделать инклюзивное образование доступным?