Забывая дышать
Председатель «Ассоциация «Интеграция» Ирина ФЁДОРОВА — о тренировочных квартирах и смысле жизни.
Всё чаще звучат мнения, что людям с ментальными и физическими особенностями лучше жить в социуме, чем страдать в психоневрологических диспансерах. Но есть те, кто не пишет об этом человеколюбивые посты в Фейсбуке, а год за годом конкретными делами разворачивает нас в сторону гуманизма. Среди таких людей — председатель «Ассоциация «Интеграция» Ирина Фёдорова, благодаря которой в регионе развивается проект по сопровождаемому проживанию людей с ОВЗ. «Самое страшное — это когда к тебе приходят пожилые родители и говорят: “Мы через десять лет умирать будем. Помогите нашему ребёнку — мы не хотим, чтобы он в интернате свою жизнь закончил”. Я дышать сразу перестаю», — сказала два года назад Ирина «Ведомостям». С тех пор мало что изменилось — она по-прежнему забывает дышать.
— Ирина, знаю, что ваш приход в «Интеграцию» был особым…
— До этого я жила обычной жизнью: семья, дочь, работа в детском саду, учёба — я педагог-дошкольник. Люблю детей и всегда интуитивно понимала, что с ними нужно делать и чего они хотят. Получила дополнительное образование психолога: хотела понять, почему многие дети не вписываются в картину «общего образования»? Ответ был прост: все дети — индивидуальности, а мы их чесали под одну гребёнку. 13 лет я проработала в детском саду, пытаясь доказать, что самость человека не укладывается в общие методички и любая программа должна учитывать особенности ребёнка. Оказалось, что мои мысли были не ко времени, я была вынуждена уйти. И это было не просто увольнение: меня убедили, что педагогика — не моё. Была тогда подвержена чужому мнению, сильно расстроилась, решила, что «больше никогда», и ушла в бизнес.
— Что за бизнес?
— Я даже толком не помню, чем занималась фирма, в которую я пришла, металл какой-то, — 90-е годы, одним словом. Глава компании поглядел на меня, понял, что я не их человек, и предложил заняться развивающими играми для детей. Занялась, но продолжала индивидуальные консультации как педагог-психолог. А потом встретила Олега Григорова, сына основателя «Интеграции», который попросил меня разработать программы для их детей. И вот сижу я в кабинете, заходит бабушка с внуком. Мальчик поворачивается, и я понимаю, что он не видит. Был шок. Я попыталась выиграть время и перенесла консультацию, чтобы подготовиться. Но поймала себя на мысли: «Я знаю, что нужно делать». За два дня перелопатила литературу, придумала рабочую схему, а когда бабушка с мальчиком опять пришли ко мне, то спросила её: «А вы одни такие?». «Да что вы, — ответила она. — Нас только в “Интеграции” таких восемь человек». Так в 2001 году я стала консультантом этой маленькой группки. Тогда незрячие ребята были вынуждены сидеть дома: только в 2005 году мы добились, что их начали принимать в специализированные сады для детей с ослабленным зрением. Два года я совмещала «Интеграцию» и бизнес. А в один прекрасный момент вдруг поняла: всё, больше не могу видеть эти контейнеры с развивающими играми. Приняла решение — продала бизнес и купила на эти деньги оборудование для игровой комнаты в «Интеграции».
— Это очень сильное и смелое решение. Видимо, у вас была могучая поддержка?
— Нет, меня тогда никто не поддержал. Чтобы сохранить уровень жизни семьи на прежнем уровне, пришлось подрабатывать психологом, даже опыт ночной няни-гувернантки у меня был. И за это меня костерили все кому не лень. Но я не жалею. У меня в жизни появился смысл. Я не могу жить бессмысленно и по инерции — сразу болеть начинаю, вянуть, моя семья в курсе, как это происходит. А в «Интеграции» я поняла, что могу быть кому-то полезна. Это очень важное чувство для меня. В 2008 году мы запустили наш самый важный проект — детский центр.
Ирина Фёдорова и её единомышленники организовали в «Интеграции» художественные мастерские, где особенные люди познают радость творчества. Этот проект рассчитан на «взрослых детей», которые в силу своих особенностей не смогли жить в обществе. «Мы адаптируем их к социуму в тренировочной квартире, а в художественных мастерских дарим радость востребованности», — говорит Ирина.
— В те годы инклюзия ещё не была социальным трендом. Приходилось выживать?
— Однажды было такое, что никто к нам не пришёл. Я села в зале и поняла, что не справилась. Тут открывается дверь, входит Оля и её дочь Алиса, которой тогда было восемь лет. «Всё, — говорю я Оле. — Ухожу, больше не могу, сил нет». А Алиса в сторонке танцует, у неё полное отсутствие зрения и ментальные нарушения. Оля отвечает: «А мы куда, Ир? Нам же больше некуда идти. Мы же не нужны никому». И тогда я приняла единственное верное решение — наш центр будет работать до последнего человека. Вот будет сюда приходить один человек, которому нужна наша помощь, организация продолжит работу. Не будет такого человека — закроемся.
— Вы одни из первых организовали тренировочную квартиру для людей с ментальными нарушениями — в районе МЖК на первом этаже девятиэтажного дома. Помню, что у вас сначала не складывались отношения с жильцами — они стигматизировали ребят. Сегодня как?
— Мы год пытались установить с ними контакт. Даже задабривали благоустройством, чтобы они наших детей дебилами не называли. Со временем они поняли, что ребята очень доброжелательны. У нас начали налаживаться добрососедские отношения. В знак нашей дружбы мы устроили праздник, накормили всех желающих кашей. Я очень благодарна им, что они смогли уйти от стереотипов и поменяли свою точку зрения.
— Может ли родитель особенного ребёнка жалостью навредить его социализации?
— Часто так и случается. Родители считают, что их ребёнок в зоне риска, не дают ему проявиться и заигрываются в свою «главную миссию» — я несу свой крест. В работе с родителями мы перешли на более жёсткую форму. Если у ребёнка с ментальными нарушениями идёт серьёзный сбой в социуме, то времени остаётся мало. Надо набираться мужества и задавать себе главный вопрос: «А что будет с моим ребёнком, когда меня не станет?» Некоторые родители психуют, уходят. Но мы твёрдо стоим на своей позиции. Иногда в социальной беспомощности и агрессии ребёнка виноваты родители: слишком жалели его, не заставляли трудиться, делали всё за него — одним словом, избрали путь наименьшего сопротивления. А он очень опасен для незрячих детей с ментальными нарушениями.
— Как складываются у вас отношения с министерством социального развития и труда Новосибирской области? Продолжаете сотрудничество?
— Да, у нас партнёрские отношения — в том, что инклюзивное образование развивается, есть и заслуга министерства. Я рада, что мы включены в перечень организаций, которые оказывают социальные услуги людям с ОВЗ, — это очень важный вектор нашего развития.
Ассоциацию «Интеграция» в 1990 году для помощи незрячим взрослым создал Сергей Григоров, сам потерявший зрение после войны. Был открыт научный центр, где люди получали дополнительное образование, работали в цехах, производили продукцию и продавали её. А в 1992-м начали заниматься и реабилитацией маленьких незрячих детей. Сегодня «Интеграция» возвращает людей с ментальными и физическими особенностями в наш мир.
Материалы по теме:
Как в Новосибирской области поддерживают родителей, воспитывающих детей с особенностями развития?
В 2024 году новосибирские некоммерческие организации получат более 200 млн рублей грантов на соцпроекты
В регионе продолжает эффективно работать программа, направленная на раннюю помощь семьям, где растут дети с особенностями здоровья
В Новосибирской области состоится более тысячи мероприятий, посвящённых Международному дню людей с ограниченными возможностями здоровья
В Новосибирской области продолжается планомерная работа по социализации и организации досуга людей с ментальными нарушениями
Как в Новосибирской области реабилитируют с помощью труда людей с ограниченными физическими способностями и ментальными нарушениями?
Как в центре «Святитель Лука» в Бердске поднимают на ноги ребятишек с особенностями здоровья — в прямом смысле слова
Благодаря региональному проекту работодатели стали активнее трудоустраивать людей с ограниченными возможностями здоровья
Приготовить обед для себя и родителей — как в регионе учат навыкам самообслуживания детей с особенностями развития?
Тренировочная квартира, социальная гостиница, бесплатный прокат — как в Новосибирской области готовят для самостоятельной жизни людей с инвалидностью?
Родителям — передышка, ребёнку — развитие: как в Новосибирской области помогают семьям, где воспитываются дети с ОВЗ?
Как развивается школьное инклюзивное образование в Новосибирской области?
Ментальные нарушения — не помеха развитию навыков, необходимых для самостоятельной жизни молодых людей с ОВЗ. Кто и как помогает ребятам их получить?
Как живут в Новосибирской области «солнечные» дети и кто помогает им интегрироваться в общество?
Как в Новосибирске работает проект по сопровождаемому проживанию людей с особенностями ментального и физического развития?
Новосибирцы с ОВЗ доказали, что они могут быть профессионалами в любой сфере
Наше общество меняется: люди с особенностями развития начали выходить из «тени», активно интегрируясь в социальные процессы
Комфортно ли детям с инвалидностью в обычных школах и как сделать инклюзивное образование доступным?