20.02.21

Квартиранты

Как в Новосибирске работает проект по сопровождаемому проживанию людей с особенностями ментального и физического развития?

Распорядок дня в «Интеграции»: днём — работа в мастерских, вечером — бытовая социализация на тренировочной квартире.

Несколько лет назад общество поняло, что людям с ментальными и физическими особенностями лучше жить в социуме, чем иметь постоянную прописку в психоневрологических интернатах, где не живут, а доживают. В России заработали проекты по сопровождаемому проживанию — под присмотром тьюторов и психологов особенные люди заселялись в тренировочные квартиры, чтобы учиться самостоятельной жизни. В Новосибирской области такие квартиры появились благодаря совместной работе регионального министерства социального развития и НКО Ассоциация «Интеграция».

Быть нужным
Ирина Фёдорова, председатель Ассоциации «Интеграция»: «Самое страшное — это когда к тебе приходят пожилые родители и говорят: “Мы через десять лет умирать будем. Помогите нашему ребёнку — мы не хотим, чтобы он в интернате свою жизнь закончил. Заберите его к себе”. У меня сразу ком в горле, я дышать в таких случаях перестаю. В интернате у таких людей одна судьба — дожить овощем. Там все социальные навыки, которые они в семье получают, быстро исчезают. Их в социуме может удержать только чёткая система, которая создаст  условия для жизни наравне со всеми. Их жизнь не должна зависеть от меня, от тебя, от дяди-чиновника! Они должны быть вписаны в систему, которая даст им возможность прожить полноценную жизнь!»

Уже 30 лет «Интеграция» возвращает людей с ментальными и физическими особенностями в наш мир. Помогает слепоглухим от рождения детям «услышать» и «увидеть», социализирует людей с синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра, дарит радость движения ребятишкам с ДЦП. Без помпы, пиара и общественной шумихи узнавания.

— Мы стараемся подготовить наших детей к выходу в большой мир — многие наши воспитанники догоняют «нормотипичных» детей по развитию и идут учиться в обычные школы, — рассказывает Ирина Фёдорова. — Сейчас, к счастью, инклюзивное образование набирает обороты, есть в этом заслуга и нашего минсоцразвития. Но иногда волной отлива к нам приносит обратно наших воспитанников, которые в силу своих особенностей не смогли вписаться в социум. Поэтому у нас возникла идея проекта «18+».

Для взрослых «детей» главное — быть нужным и занятым каким-то делом. Они с одинаковой радостью и кружку из глины вылепят, и пуговки на холщовую сумку нашьют, и свечи для полярных станций скатают, и на швейной машинке фартук стачают. Что смогут — то и сделают. Главное, чтобы им было, где всё это делать. Ирина Фёдорова и её единомышленники организовали в «Интеграции» художественные мастерские, где особенные люди познают радость творчества. Лепят из глины, шьют, красят, собирают бусы, устраивают выставки, а иногда даже мастерят на заказ. Продавать своё творчество «Интеграция» не может в силу юридических причин, а вот сшить летнюю холщовую сумку с яркой аппликацией — пожалуйста! Причём каждый делает то, что у него получается. Миша сшивает на машинке прямоугольные полотнища сумки, Настя приклеивает на них аппликацию, Коля в художественном беспорядке пришивает пуговицы, а Арсений носит между столами нужные «ингредиенты», потому что у него лучше всего получается носить.

Купить право на социализацию

Ирина Фёдорова считает, что художественные мастерские для людей с ОВЗ должны быть в каждом районе города и области.

Ирина Фёдорова, председатель Ассоциации «Интеграция»: «Председатель ТСЖ криком кричала: “Ваши дебилы не будут жить в этой квартире! Они будут гадить в подъезде!” И люди всего дома как с цепи сорвались:”Они не должны жить среди нормальных! Пусть в интернате живут!” Я приходила в кабинет к этой председательше и включала халду, которая орала: ещё раз назовёте моих детей “дебилами” — засужу к чёртовой матери! А моя Лена (Елена Мокроусова, руководитель проекта “Сопровождаемое проживание”.  — Прим. ред.), наоборот, играла роль доброго полицейского: мол, всё будет хорошо, хотите мы вам дворовую территорию благоустроим? И та вопила: благоустраивайте что хотите — лишь бы эта бабища сюда больше не ходила. Мы, конечно, всё благоустраивали, только бы наших детей оставили в покое. Мерзко всё это, конечно. Получается, что мы покупали право детей на нормальную социализацию».

Ирина Фёдорова — идейная последовательница основоположника теории «Сопровождаемое проживание» Андрея Царёва. Аксиома теории: люди с ОВЗ должны проходить реабилитацию в тренировочных квартирах, где они могут подготовиться к самостоятельной жизни — обучиться главным навыкам самообслуживания. Благодаря тьюторам «квартиранты» учатся готовить себе нехитрую еду, стирать вещи, ходить в магазин и рассчитывать элементарный бюджет.

Тренировочная квартира «Интеграции» находится в районе МЖК — в девятиэтажном доме на первом этаже. Квартира съёмная — минсоцразвитие помогает с арендой, но выкупить её в собственность «Интеграция» пока не может. Вопрос висит в воздухе, хозяйка грозится продать — в общем, обычные дела. К счастью, жители дома прониклись нежностью к «квартирантам»: улыбчивые простодушные молодые люди растопили самые чёрствые сердца.

В регионе работают несколько проектов по сопровождаемому проживанию — в частности, тренировочная квартира Ассоциации «Интеграция». А на базе областного комплексного центра социальной адаптации была создана тренировочная квартира, где могут пройти обучение навыкам самообслуживания одновременно 6 человек. Лада ШАЛЫГИНА, заместитель министра труда и социального развития НСО

В регионе работают несколько проектов по сопровождаемому проживанию — в частности, тренировочная квартира Ассоциации «Интеграция». А на базе областного комплексного центра социальной адаптации была создана тренировочная квартира, где могут пройти обучение навыкам самообслуживания одновременно 6 человек. Лада ШАЛЫГИНА, заместитель министра труда и социального развития НСО

В квартире — идеальная чистота, ребята сейчас на занятиях в художественных мастерских, мы одни. Ирина показывает, как устроен быт в тренировочной квартире, объясняет значение ярких стикеров, наклеенных на всех поверхностях. Вот памятка по выносу мусорного ведра, вот стикер с алгоритмом стирки, а вот напоминание о том, как вести себя в душевой кабине, — плакат, что можно делать, а что нельзя. Фигурки обнимающихся людей перечёркнуты красным. «А это почему?» — спрашиваю я.

— Потому, — отрезает Ирина. — У наших взрослых детей, как у многих ментальщиков, повышена чувственность. Вопрос их сексуальности — больной вопрос, по поводу которого столько копий сломано. Я придерживаюсь мнения — лучше не начинать.

Ирина объясняет: для людей с ментальными особенностями нужна чётко выстроенная система проживания с алгоритмом последовательных действий. Они плохо воспринимают «голосовые сообщения», но хорошо реагируют на «наглядные пособия». Как только они начинают жить согласно таким визуализированным правилам, их мир структурируется, а горизонты коммуникации расширяются. Правда, созависимые родители на такие горизонты реагируют по-разному — некоторым трудно смириться, что их деточка вполне может обходиться и без них.

— Уехали четыре человека на тренировочную квартиру, и я вдруг обнаруживаю в «Интеграции» одну из мам, — улыбается Ирина. — Говорю ей: езжайте домой, ваш ребёнок под надзором тренера и психолога. Нет, отвечает, я его здесь ждать буду — переночую на стульчике. Еле уговорила. Я родителям постоянно говорю: разрешите своему ребёнку делать дома то, чему он научился у нас! Если приобретённые навыки не закреплять ежедневно, будет деградация. Надеюсь, что меня слышат.

Стигма и люди
Ирина Фёдорова, председатель Ассоциации «Интеграция»: «Нам нужно было отвезти троих детей из “Интеграции” на квартиру. Машина на ходу — только моя. Но я уехала по срочным делам. Лена вызвала такси и предупредила, что пассажиры будут необычные — люди с особенностями, — поэтому не нужно резких звуков и движений, они сильно пугаются и могут вести себя неадекватно. Приехало такси с кожаным салоном. Дети с Леной сели. И в дороге нашей Машке стало плохо — начался приступ от страха, от нового запаха, от нового человека. Её затошнило.. Таксист начал орать: “Выметайтесь из машины, пошли вон, идиоты!” Наша Лена говорит ему:”Я не могу выйти из машины, холодно, мои дети ещё больше напугаются. Вот вам деньги на мойку, довезите нас!” Нет, он остановил машину, не доехав до дома. За шиворот вытащил напуганную Машку, которая была близка к эпилептическому припадку. Крик, плач. Лена держит Машку. И принимает решение — даёт ключ Костику и Насте и говорит им строго: «Вы сейчас идёте домой. Ставите чай и нас ждёте». Дети всё сделали как надо. Ещё потом и Машку помогли вымыть».

Председатель «Интеграции» говорит, что стигма в отношении людей с ОВЗ в обществе сильна. Мы сколько угодно можем писать посты о нашей эмпатии и толерантности, но в большинстве случаев нетерпимы к людям с особенностями.

— Привыкнув к такому отношению, очень радуешься, когда встречаешься с человеческим принятием, — говорит председатель «Интеграции». — К примеру, нам сильно повезло, что рядом с нашей тренировочной квартирой есть магазин «Горожанка» — мы туда выходим на практику. Наши дети ведь очень доверчивы, они могут за булку хлеба отдать всю наличность, если им скажут, что она стоит 1 000 рублей. В «Горожанке» знают все их особенности и всегда идут навстречу. Вот наш ребёнок увлёкся рассматриванием наклеек и застрял в каком-нибудь отделе — охранник подойдёт к тренеру и скажет: «Ваш мальчик там-то там. Нужна помощь?». От людей всё зависит. Только от людей.

В 2020 году на базе Ояшинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей при поддержке минсоцразвития была создана тренировочная квартира — для наращивания опыта в сфере сопровождаемого проживания.

Мечта Ирины — зациклить систему реабилитации людям с ОВЗ. Художественные мастерские во всех районах, тренировочные квартиры, социальные гостиницы, сопровождение тьюторов и психологов. Человек имеет право на жизнь. И право на проживание её в силу своих умений и врождённых способностей.

Как помочь «Интеграции»?
Перечислить любую сумму по реквизитам:
НМООИ «Ассоциация «Интеграция» ОООИ-РСИ
ОГРН 1025400001428 от 10.12.1992
ИНН 5406023921 КПП 540101001
Р/с 40703810144080100127
Сибирский банк ПАО Сбербанк г. Новосибирск
К/с 30101810500000000641 БИК 045004641
Назначение платежа:
Пожертвование на уставную деятельность

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА 

back

Материалы по теме:

19.08.24 Чтобы выдохнуть

Как в Новосибирской области поддерживают родителей, воспитывающих детей с особенностями развития?

16.08.24 Полёты наяву

В 2024 году новосибирские некоммерческие организации получат более 200 млн рублей грантов на соцпроекты

29.02.24 Больше шансов

В регионе продолжает эффективно работать программа, направленная на раннюю помощь семьям, где растут дети с особенностями здоровья

30.11.23 Повод напомнить

В Новосибирской области состоится более тысячи мероприятий, посвящённых Международному дню людей с ограниченными возможностями здоровья

09.10.23 Можно и нужно жить

В Новосибирской области продолжается планомерная работа по социализации и организации досуга людей с ментальными нарушениями

14.09.23 Желание учиться

Как в Новосибирской области реабилитируют с помощью труда людей с ограниченными физическими способностями и ментальными нарушениями?

04.09.23 Встать и пойти

Как в центре «Святитель Лука» в Бердске поднимают на ноги ребятишек с особенностями здоровья — в прямом смысле слова

17.04.23 Чёткий алгоритм

Благодаря региональному проекту работодатели стали активнее трудоустраивать людей с ограниченными возможностями здоровья

17.02.23 Справляться самим

Приготовить обед для себя и родителей — как в регионе учат навыкам самообслуживания детей с особенностями развития?

24.01.23 Познать мир

«Ведомости» побывали в одном из центров, где проходят реабилитацию дети с ОВЗ

09.02.22 Забывая дышать

Председатель «Ассоциация «Интеграция» Ирина ФЁДОРОВА — о тренировочных квартирах и смысле жизни

03.12.21 Научить жить

Тренировочная квартира, социальная гостиница, бесплатный прокат — как в Новосибирской области готовят для самостоятельной жизни людей с инвалидностью?

09.09.21 Держим в ладошках

Родителям — передышка, ребёнку — развитие: как в Новосибирской области помогают семьям, где воспитываются дети с ОВЗ?

06.08.21 Вместе или отдельно?

Как развивается школьное инклюзивное образование в Новосибирской области?

13.05.21 Просто научиться жить

Ментальные нарушения — не помеха развитию навыков, необходимых для самостоятельной жизни молодых людей с ОВЗ. Кто и как помогает ребятам их получить?

18.03.21 Ты не один

Как живут в Новосибирской области «солнечные» дети и кто помогает им интегрироваться в общество?

03.09.19 Маяк надежды

В Новосибирской области впервые трудоустроен молодой человек с синдромом Дауна

25.04.19 Герои нашего времени

Новосибирцы с ОВЗ доказали, что они могут быть профессионалами в любой сфере

19.12.18 Посмотри на меня!

Наше общество меняется: люди с особенностями развития начали выходить из «тени», активно интегрируясь в социальные процессы

01.03.18 Включить жизнь

Комфортно ли детям с инвалидностью в обычных школах и как сделать инклюзивное образование доступным?

up