Квартиранты
Как в Новосибирске работает проект по сопровождаемому проживанию людей с особенностями ментального и физического развития?
Распорядок дня в «Интеграции»: днём — работа в мастерских, вечером — бытовая социализация на тренировочной квартире.
Несколько лет назад общество поняло, что людям с ментальными и физическими особенностями лучше жить в социуме, чем иметь постоянную прописку в психоневрологических интернатах, где не живут, а доживают. В России заработали проекты по сопровождаемому проживанию — под присмотром тьюторов и психологов особенные люди заселялись в тренировочные квартиры, чтобы учиться самостоятельной жизни. В Новосибирской области такие квартиры появились благодаря совместной работе регионального министерства социального развития и НКО Ассоциация «Интеграция».
Уже 30 лет «Интеграция» возвращает людей с ментальными и физическими особенностями в наш мир. Помогает слепоглухим от рождения детям «услышать» и «увидеть», социализирует людей с синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра, дарит радость движения ребятишкам с ДЦП. Без помпы, пиара и общественной шумихи узнавания.
— Мы стараемся подготовить наших детей к выходу в большой мир — многие наши воспитанники догоняют «нормотипичных» детей по развитию и идут учиться в обычные школы, — рассказывает Ирина Фёдорова. — Сейчас, к счастью, инклюзивное образование набирает обороты, есть в этом заслуга и нашего минсоцразвития. Но иногда волной отлива к нам приносит обратно наших воспитанников, которые в силу своих особенностей не смогли вписаться в социум. Поэтому у нас возникла идея проекта «18+».
Для взрослых «детей» главное — быть нужным и занятым каким-то делом. Они с одинаковой радостью и кружку из глины вылепят, и пуговки на холщовую сумку нашьют, и свечи для полярных станций скатают, и на швейной машинке фартук стачают. Что смогут — то и сделают. Главное, чтобы им было, где всё это делать. Ирина Фёдорова и её единомышленники организовали в «Интеграции» художественные мастерские, где особенные люди познают радость творчества. Лепят из глины, шьют, красят, собирают бусы, устраивают выставки, а иногда даже мастерят на заказ. Продавать своё творчество «Интеграция» не может в силу юридических причин, а вот сшить летнюю холщовую сумку с яркой аппликацией — пожалуйста! Причём каждый делает то, что у него получается. Миша сшивает на машинке прямоугольные полотнища сумки, Настя приклеивает на них аппликацию, Коля в художественном беспорядке пришивает пуговицы, а Арсений носит между столами нужные «ингредиенты», потому что у него лучше всего получается носить.
Ирина Фёдорова считает, что художественные мастерские для людей с ОВЗ должны быть в каждом районе города и области.
Ирина Фёдорова — идейная последовательница основоположника теории «Сопровождаемое проживание» Андрея Царёва. Аксиома теории: люди с ОВЗ должны проходить реабилитацию в тренировочных квартирах, где они могут подготовиться к самостоятельной жизни — обучиться главным навыкам самообслуживания. Благодаря тьюторам «квартиранты» учатся готовить себе нехитрую еду, стирать вещи, ходить в магазин и рассчитывать элементарный бюджет.
Тренировочная квартира «Интеграции» находится в районе МЖК — в девятиэтажном доме на первом этаже. Квартира съёмная — минсоцразвитие помогает с арендой, но выкупить её в собственность «Интеграция» пока не может. Вопрос висит в воздухе, хозяйка грозится продать — в общем, обычные дела. К счастью, жители дома прониклись нежностью к «квартирантам»: улыбчивые простодушные молодые люди растопили самые чёрствые сердца.
В квартире — идеальная чистота, ребята сейчас на занятиях в художественных мастерских, мы одни. Ирина показывает, как устроен быт в тренировочной квартире, объясняет значение ярких стикеров, наклеенных на всех поверхностях. Вот памятка по выносу мусорного ведра, вот стикер с алгоритмом стирки, а вот напоминание о том, как вести себя в душевой кабине, — плакат, что можно делать, а что нельзя. Фигурки обнимающихся людей перечёркнуты красным. «А это почему?» — спрашиваю я.
— Потому, — отрезает Ирина. — У наших взрослых детей, как у многих ментальщиков, повышена чувственность. Вопрос их сексуальности — больной вопрос, по поводу которого столько копий сломано. Я придерживаюсь мнения — лучше не начинать.
Ирина объясняет: для людей с ментальными особенностями нужна чётко выстроенная система проживания с алгоритмом последовательных действий. Они плохо воспринимают «голосовые сообщения», но хорошо реагируют на «наглядные пособия». Как только они начинают жить согласно таким визуализированным правилам, их мир структурируется, а горизонты коммуникации расширяются. Правда, созависимые родители на такие горизонты реагируют по-разному — некоторым трудно смириться, что их деточка вполне может обходиться и без них.
— Уехали четыре человека на тренировочную квартиру, и я вдруг обнаруживаю в «Интеграции» одну из мам, — улыбается Ирина. — Говорю ей: езжайте домой, ваш ребёнок под надзором тренера и психолога. Нет, отвечает, я его здесь ждать буду — переночую на стульчике. Еле уговорила. Я родителям постоянно говорю: разрешите своему ребёнку делать дома то, чему он научился у нас! Если приобретённые навыки не закреплять ежедневно, будет деградация. Надеюсь, что меня слышат.
Председатель «Интеграции» говорит, что стигма в отношении людей с ОВЗ в обществе сильна. Мы сколько угодно можем писать посты о нашей эмпатии и толерантности, но в большинстве случаев нетерпимы к людям с особенностями.
— Привыкнув к такому отношению, очень радуешься, когда встречаешься с человеческим принятием, — говорит председатель «Интеграции». — К примеру, нам сильно повезло, что рядом с нашей тренировочной квартирой есть магазин «Горожанка» — мы туда выходим на практику. Наши дети ведь очень доверчивы, они могут за булку хлеба отдать всю наличность, если им скажут, что она стоит 1 000 рублей. В «Горожанке» знают все их особенности и всегда идут навстречу. Вот наш ребёнок увлёкся рассматриванием наклеек и застрял в каком-нибудь отделе — охранник подойдёт к тренеру и скажет: «Ваш мальчик там-то там. Нужна помощь?». От людей всё зависит. Только от людей.
В 2020 году на базе Ояшинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей при поддержке минсоцразвития была создана тренировочная квартира — для наращивания опыта в сфере сопровождаемого проживания.
Мечта Ирины — зациклить систему реабилитации людям с ОВЗ. Художественные мастерские во всех районах, тренировочные квартиры, социальные гостиницы, сопровождение тьюторов и психологов. Человек имеет право на жизнь. И право на проживание её в силу своих умений и врождённых способностей.
Перечислить любую сумму по реквизитам:
НМООИ «Ассоциация «Интеграция» ОООИ-РСИ
ОГРН 1025400001428 от 10.12.1992
ИНН 5406023921 КПП 540101001
Р/с 40703810144080100127
Сибирский банк ПАО Сбербанк г. Новосибирск
К/с 30101810500000000641 БИК 045004641
Назначение платежа:
Пожертвование на уставную деятельность
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
Материалы по теме:
Как в Новосибирской области поддерживают родителей, воспитывающих детей с особенностями развития?
В 2024 году новосибирские некоммерческие организации получат более 200 млн рублей грантов на соцпроекты
В регионе продолжает эффективно работать программа, направленная на раннюю помощь семьям, где растут дети с особенностями здоровья
В Новосибирской области состоится более тысячи мероприятий, посвящённых Международному дню людей с ограниченными возможностями здоровья
В Новосибирской области продолжается планомерная работа по социализации и организации досуга людей с ментальными нарушениями
Как в Новосибирской области реабилитируют с помощью труда людей с ограниченными физическими способностями и ментальными нарушениями?
Как в центре «Святитель Лука» в Бердске поднимают на ноги ребятишек с особенностями здоровья — в прямом смысле слова
Благодаря региональному проекту работодатели стали активнее трудоустраивать людей с ограниченными возможностями здоровья
Приготовить обед для себя и родителей — как в регионе учат навыкам самообслуживания детей с особенностями развития?
Председатель «Ассоциация «Интеграция» Ирина ФЁДОРОВА — о тренировочных квартирах и смысле жизни
Тренировочная квартира, социальная гостиница, бесплатный прокат — как в Новосибирской области готовят для самостоятельной жизни людей с инвалидностью?
Родителям — передышка, ребёнку — развитие: как в Новосибирской области помогают семьям, где воспитываются дети с ОВЗ?
Как развивается школьное инклюзивное образование в Новосибирской области?
Ментальные нарушения — не помеха развитию навыков, необходимых для самостоятельной жизни молодых людей с ОВЗ. Кто и как помогает ребятам их получить?
Как живут в Новосибирской области «солнечные» дети и кто помогает им интегрироваться в общество?
Новосибирцы с ОВЗ доказали, что они могут быть профессионалами в любой сфере
Наше общество меняется: люди с особенностями развития начали выходить из «тени», активно интегрируясь в социальные процессы
Комфортно ли детям с инвалидностью в обычных школах и как сделать инклюзивное образование доступным?