04.09.23

Встать и пойти

Как в центре «Святитель Лука» в Бердске поднимают на ноги ребятишек с особенностями здоровья — в прямом смысле слова

В тренировочной комнате антураж как дома.

Крохотный, похожий на глазастого птенца Марк изо всех силёнок пытается держать вертикально голову и одновременно сделать несколько шажков — кряхтит, краснеет, но мужественно улыбается. Малыш помещён в специальные ходунки для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата — умный механизм двигает малыша силой его мышц. «У меня были сложные роды, и сразу было ясно, что Маркуша родится с осложнениями, — рассказывает его мама Юлия. — О центре «Святитель Лука» узнала из сарафанного радио: рассказали, что здесь чудеса происходят. В четыре месяца мы привезли сюда сына, и уже есть заметные улучшения: Маркуша разжал кулачки, пытается ползать и поворачивает голову в разные стороны, когда лежит».

Специалисты Центра абилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ «Святитель Лука» каждый день помогают детям и дарят надежду их родителям. В их арсенале — самые продвинутые техники, предназначенные для ребятишек с ДЦП, расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна и прочими особенностями, которые сегодня поддаются если не излечению, то коррекции — точно. Люди, работающие в Центре, уверены: любой ребенок должен самостоятельно двигаться, общаться с людьми, получать необходимую информацию и реализовываться в творчестве.

А если этому мешают нарушенные или утраченные физиологические функции, то их нужно компенсировать с помощью Международной классификации функционирования, где чётко прописан весь алгоритм реабилитационно-спасательных работ.

ЦИФРА

Более
11 000

детей-инвалидов живут в Новосибирской области

37 000

ребятишек с ограниченными возможностями здоровья.

Главная особенность Центра — это междисциплинарная команда, объединившая различных специалистов — от обычного невролога до войта-терапевта, который разгоняет центральную нервную систему и активизирует высокие мозговые структуры специальными упражнениями. Сегодня войта-терапия официальной медициной не признана, но результаты у неё впечатляющие. Вот, к примеру, 15-летний Саша до недавнего времени вообще не вставал на ноги — с самого рождения лежал в кровати. У подростка — ясный ум и сохранный интеллект, в глазах — упрямая воля к жизни. Сашу привезли в Центр родственники: «последняя на вас надежда». И случилось обыкновенное для этого места чудо: мальчик начал двигаться. Каждый день Сашка вместе с тренером заставляет свои ноги ходить — тренируется в зале АФК, наматывая круги с помощью вертикализатора, который помогает парню стоять в полный рост. Сашке очень трудно, но он не сдаётся. Потрясающей воли парень.

— В работе с каждым ребёнком, мы ставим конкретную, именно для него важную цель, идём от его потребностей и запросов семьи, — говорит директор центра Лариса Клиновицкая. — Сначала специалисты определяют: что ограничивает жизнь ребёнка? А потом мы выделяем самые актуальные на текущий момент его проблемы и начинаем работу. Мы ведём свою статистику: у 70% ребятишек, прошедших в центре реабилитацию, наблюдаются улучшения. Даже если ребёнок начинает лепетать на своём языке — это уже маленькая победа. Результаты реабилитации зависят, конечно, от состояния ребёнка. Бывают очень тяжёлые формы — наша задача в этом случае поддержать ребёнка, не допустив ухудшений.

Для особенных малышей необходимо найти верную коммуникацию.

В центре есть интересная оценочная процедура «Интервью: типичный день», когда специалисты просят родителей рассказать, как у них проходит рутина — бывают ли трудности во время умывания, одевания или кормления малыша? Кстати, эрготерапевты Центра помогают детям овладеть социально-бытовыми навыками в специальных комнатах-квартирах, где антураж максимально приближен к обычному быту. Вот стол — за ним едят, вот стул — на нём сидят, а это стиральная машинка, в неё загружают вещи и стирают. Белокурая Лиза вместе с терапевтом печёт оладушки, знаками объясняет, что угостит родителей. Коммуникация — вот главная дверь в мир особенного ребёнка. Если научиться её открывать, то контакт будет. Для тех ребятишек, кто испытывает трудности с речью, здесь используют систему альтернативной коммуникации PECS — специальные карточки, которые заменяют привычные слова. На них изображены предметы, которые нравятся малышу: к примеру, он берёт карточку с изображением яблока, передаёт её взрослому, а в ответ получает настоящее сладкое яблоко. Постепенно ребёнок учится сообщать взрослому о своих потребностях с помощью карточек, составляя из них целые фразы и собирая свой «коммуникационный альбом».

— В Новосибирской области сформирована эффективная система, обеспечивающая поддержку семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, — говорит Наталья Базылюк, начальник отдела по вопросам семьи, материнства и детства министерства труда и социального развития Новосибирской области. — У нас в области работает девять таких реабилитационных центров, большая помощь в этой сфере идёт от социально ориентированного некоммерческого сектора. Спектр оказываемых услуг достаточно широк: коррекционно-развивающие занятия, проведение персональных консультаций родителей и детей, надомная помощь, выездные мероприятия в отдаленные районы области, работа адаптационных и коррекционно-развивающих групп разной направленности, деятельность групп дневного и кратковременного пребывания.

А в этом году в Центре «Святитель Лука» появилась новая услуга «Выездной микрореабилитационный центр»: теперь 30 семей Бердска, где воспитываются дети с тяжёлыми нарушениями развития, будут получать помощь и консультирование на дому.

Наталия ДМИТРИЕВА
back

Материалы по теме:

19.08.24 Чтобы выдохнуть

Как в Новосибирской области поддерживают родителей, воспитывающих детей с особенностями развития?

16.08.24 Полёты наяву

В 2024 году новосибирские некоммерческие организации получат более 200 млн рублей грантов на соцпроекты

29.02.24 Больше шансов

В регионе продолжает эффективно работать программа, направленная на раннюю помощь семьям, где растут дети с особенностями здоровья

30.11.23 Повод напомнить

В Новосибирской области состоится более тысячи мероприятий, посвящённых Международному дню людей с ограниченными возможностями здоровья

09.10.23 Можно и нужно жить

В Новосибирской области продолжается планомерная работа по социализации и организации досуга людей с ментальными нарушениями

14.09.23 Желание учиться

Как в Новосибирской области реабилитируют с помощью труда людей с ограниченными физическими способностями и ментальными нарушениями?

17.04.23 Чёткий алгоритм

Благодаря региональному проекту работодатели стали активнее трудоустраивать людей с ограниченными возможностями здоровья

17.02.23 Справляться самим

Приготовить обед для себя и родителей — как в регионе учат навыкам самообслуживания детей с особенностями развития?

24.01.23 Познать мир

«Ведомости» побывали в одном из центров, где проходят реабилитацию дети с ОВЗ

09.02.22 Забывая дышать

Председатель «Ассоциация «Интеграция» Ирина ФЁДОРОВА — о тренировочных квартирах и смысле жизни

03.12.21 Научить жить

Тренировочная квартира, социальная гостиница, бесплатный прокат — как в Новосибирской области готовят для самостоятельной жизни людей с инвалидностью?

09.09.21 Держим в ладошках

Родителям — передышка, ребёнку — развитие: как в Новосибирской области помогают семьям, где воспитываются дети с ОВЗ?

06.08.21 Вместе или отдельно?

Как развивается школьное инклюзивное образование в Новосибирской области?

13.05.21 Просто научиться жить

Ментальные нарушения — не помеха развитию навыков, необходимых для самостоятельной жизни молодых людей с ОВЗ. Кто и как помогает ребятам их получить?

18.03.21 Ты не один

Как живут в Новосибирской области «солнечные» дети и кто помогает им интегрироваться в общество?

20.02.21 Квартиранты

Как в Новосибирске работает проект по сопровождаемому проживанию людей с особенностями ментального и физического развития?

03.09.19 Маяк надежды

В Новосибирской области впервые трудоустроен молодой человек с синдромом Дауна

25.04.19 Герои нашего времени

Новосибирцы с ОВЗ доказали, что они могут быть профессионалами в любой сфере

19.12.18 Посмотри на меня!

Наше общество меняется: люди с особенностями развития начали выходить из «тени», активно интегрируясь в социальные процессы

01.03.18 Включить жизнь

Комфортно ли детям с инвалидностью в обычных школах и как сделать инклюзивное образование доступным?

up