Желание учиться
Как в Новосибирской области реабилитируют с помощью труда людей с ограниченными физическими способностями и ментальными нарушениями?
Носки от Успенского ПНИ раскупают местные жители.
Улыбчивый Сергей Брауэр живёт в Успенском психонервологическом интернате уже 15 лет. «А другой жизни и не знаю, — говорит молодой мужчина. — Из Ояша меня сюда привезли. С детства в Ояшинском интернате жил. Мне тут даже нравится. Раньше фанеру пилил, а теперь носки вяжу. С детства хотел научиться носки вязать. Теперь на станке это умею делать». Сергей нажимает кнопку, и программа петельного станка запускает процесс вязки чёрного носка: все параметры и узоры выбраны, автомат за четыре минуты выдаёт готовую продукцию. Сергей гордо улыбается: за рабочую смену, если сильно постараться, можно связать 150–180 пар. Местные жители мгновенно раскупают носки, связанные в Успенском интернате: цена-то смешная! Один такой комплект чулочно-вязаной продукции стоит 25 рублей, а цена в магазине между тем иногда под сотню. «Я первым учился на станке работать, — рассказывает Сергей. — Это был эксперимент. Теперь других товарищей учу».
Успенский психоневрологический интернат был создан в нашем регионе в 1947 году — здесь живут люди с хроническими психическими заболеваниями и ментальными нарушениями, которые не могут сами себя обслужить. Сегодня интернат объединяет три отделения — в Белоярке, Успенке и Дубровино, где 852 человека ежедневно находятся под медицинским присмотром.
Это, конечно, не самое весёлое место на земле, но жизнь пробивается всюду — люди сажают капусту и огурцы на локальных огородах, объединяются в компании, ухаживают за свинюшками и цесарками, а с недавнего времени получили возможность делать что-то полезное своими руками. Несколько лет назад в нашем регионе начала работать программа по комплексной реабилитации инвалидов, которая в 2020 году получила федеральную поддержку. Человек может быть ограничен в своих физических возможностях, но человеком его делает желание учиться чему-то новому. Сегодня обучение профессиональным навыкам — одна из главных составляющих комплексного реабилитационного процесса, который реализуется в интернатах, подведомственных министерству труда и социального развития НСО. Есть свой обувной цех, работают гончарная и столярная мастерские, открыты специальные курсы, где люди могут научиться плести из лозы, работать на ручном ткацком станке, термопрессе для печати на кружках и одежде и станке для производства бахил. А ещё постояльцы интернатов успешно осваивают процесс производства тротуарной плитки и изготовления корпусной мебели.
— Около 20 специальностей предлагается сегодня освоить людям с инвалидностью, — рассказал начальник управления организации социального обслуживания населения и реабилитации инвалидов министерства труда и социального развития НСО Дмитрий Журин. — Трудоспособность — один из важных критериев успешной реабилитации и социализации людей с инвалидностью. Несмотря на ограничения здоровья, многие стремятся к социально активной и максимально независимой жизни с возможностью профессиональной самореализации. Поэтому наша основная задача — оказать необходимую поддержку в достижении этих стремлений.
Марина в цветастой косынке строчит наперники для подушек в светлой швейной мастерской, которая была оборудована на базе интерната в июле этого года. Женщина живёт в интернате 12 лет, рассказывает, что здесь лучше, чем дома, — есть подруги и люди, которые ей помогают жить. «Меня спросили: хочешь научиться шить? — Марина заправляет под лапку швейной машинки выкроенный наперник. — Я сказала, что очень хочу. Руками интересно работать. Учусь пока». Как рассказала мастер цеха Мария Иванова, сотрудники интерната сначала провели опрос среди проживающих: кто хочет стать настоящей швеёй? Откликнулось 11 женщин — сегодня они шьют постельное бельё для нужд интерната.
Оборудование для мастерской закупили по программе реабилитации.
— Девочки сначала на простых тканях тренировалась, — делится мастер. — Два месяца учились машинку заправлять, нитки на шпульку наматывать, челнок вставлять, простые строчки делали. А сейчас уже шьют сами. Рабочая смена — четыре часа: два часа до обеда и два часа после. За два часа они обычно шьют 17–20 наперников. Хотим создать самостоятельное подразделение по ремонту и пошиву одежды, где можно будет подшить брюки, заменить молнию или сшить юбку.
Кстати, в Успенском психоневрологическом интернате с успехом продолжается реабилитация зоотерапией — в подсобном хозяйстве завели кур, фазанов, цесарок и перепёлок. Этот необычный ход, по словам директора интерната Владимира Тарасенко, решил сразу две задачи: во-первых, настроил на позитивный лад пациентов, которые с удовольствием ухаживают за питомцами, а во-вторых, обеспечил яйцами и мясом столовые интерната. Сегодня в хозяйстве живут коровы, свиньи и даже яки.
В 2022 году в Новосибирской области профессиональную реабилитацию прошли около 100 людей с инвалидностью. В планах министерства труда и социального развития НСО на этот год обучить порядка 120 человек.
Материалы по теме:
Как в Новосибирской области поддерживают родителей, воспитывающих детей с особенностями развития?
В 2024 году новосибирские некоммерческие организации получат более 200 млн рублей грантов на соцпроекты
В регионе продолжает эффективно работать программа, направленная на раннюю помощь семьям, где растут дети с особенностями здоровья
В Новосибирской области состоится более тысячи мероприятий, посвящённых Международному дню людей с ограниченными возможностями здоровья
В Новосибирской области продолжается планомерная работа по социализации и организации досуга людей с ментальными нарушениями
Как в центре «Святитель Лука» в Бердске поднимают на ноги ребятишек с особенностями здоровья — в прямом смысле слова
Благодаря региональному проекту работодатели стали активнее трудоустраивать людей с ограниченными возможностями здоровья
Приготовить обед для себя и родителей — как в регионе учат навыкам самообслуживания детей с особенностями развития?
Председатель «Ассоциация «Интеграция» Ирина ФЁДОРОВА — о тренировочных квартирах и смысле жизни
Тренировочная квартира, социальная гостиница, бесплатный прокат — как в Новосибирской области готовят для самостоятельной жизни людей с инвалидностью?
Родителям — передышка, ребёнку — развитие: как в Новосибирской области помогают семьям, где воспитываются дети с ОВЗ?
Как развивается школьное инклюзивное образование в Новосибирской области?
Ментальные нарушения — не помеха развитию навыков, необходимых для самостоятельной жизни молодых людей с ОВЗ. Кто и как помогает ребятам их получить?
Как живут в Новосибирской области «солнечные» дети и кто помогает им интегрироваться в общество?
Как в Новосибирске работает проект по сопровождаемому проживанию людей с особенностями ментального и физического развития?
Новосибирцы с ОВЗ доказали, что они могут быть профессионалами в любой сфере
Наше общество меняется: люди с особенностями развития начали выходить из «тени», активно интегрируясь в социальные процессы
Комфортно ли детям с инвалидностью в обычных школах и как сделать инклюзивное образование доступным?