Можно и нужно жить
В Новосибирской области продолжается планомерная работа по социализации и организации досуга людей с ментальными нарушениями
Опытные педагоги-дефектологи дневного стационара налаживают мосты общения с другими людьми.
Клементий живёт в Успенском психоневрологическом интернате и очень любит играть в песочнице, которую специально для него построили сердобольные сотрудники. «Ему 25 лет, но по развитию как будто три года, — рассказала сотрудница интерната во время пресс-тура в Мошковский район. — К Клементию часто приезжают родители, которые, к сожалению, не могут обеспечить ему нужный уход в домашних условиях. Это очень тяжёлое испытание для семьи. Не все могут справиться с ним». Врио министра труда и социального развития НСО Елена Бахарева подтверждает: сегодня остро стоит вопрос по жизнеустройству совершеннолетних молодых людей с ментальными нарушениями — в нашем регионе живут около тысячи таких «особенных», оставшихся в силу природных причин за бортом социума.
Но диагноз не должен стать приговором для самого человека и его близкого круга. В регионе три года работает программа «Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов», получившая поддержку на федеральном уровне, — результаты уже есть.
К примеру, в ассоциации «Интеграция» пять лет работает важный проект, рассчитанный на «взрослых детей», которые в силу своих особенностей не могут жить в обществе, — днём они занимаются творчеством в художественных мастерских или живут в тренировочных квартирах, где получают бытовые навыки. Сюда приходят молодые люди с ОВЗ, которые уже достигли 18-летия, но чей мир не превышал размеров квартиры.
— Самое страшное — это когда к тебе приходят пожилые родители и говорят: мы через десять лет умирать будем. Помогите нашему ребёнку — мы не хотим, чтобы он в интернате свою жизнь закончил, — говорит председатель ассоциации «Интеграция» Ирина Фёдорова. — Но и в работе со всеми родителями мы перешли на более жёсткую форму. Если у ребёнка с ментальными нарушениями идёт серьёзный сбой в социуме, то времени остаётся мало. Надо набраться мужества и задать себе главный вопрос: «А что будет с моим ребёнком, когда меня не станет?». С минсоцразвития у нас партнёрские отношения — в том, что инклюзивное образование развивается, есть большая заслуга министерства.
Сотрудники Обского психоневрологического интерната, где на днях открылось отделение дневного пребывания для людей с ментальными нарушениями, полностью подтверждают слова Ирины Фёдоровой: родителям таких особенных детей надо помогать — многие из них не хотят расставаться со своим взрослым ребёнком, поместив его на ПМЖ в интернат. Из года в год они тянут свою лямку — без отдыха и выходных, потому что таким ребятам требуются особые условия для жизни и развития. И если сегодня система реабилитации для детей с ОВЗ в регионе уже практически сформирована, то в отношении молодых людей 18+ надо ещё много работать.
— Мы сейчас открываем вот такие дневные отделения — ребята находятся в них днём, без отрыва от дома. К сожалению, до недавнего времени у них путь был только один — психоневрологический интернат, — рассказывает Елена Бахарева. — Сейчас мы эту проблему для семей закрываем. Это отделение рассчитано на 15 человек, но, судя по количеству заявок, которые к нам поступают, потребность в них гораздо больше. Мы организовали сюда доставку ребят и возим их специализированным транспортом. Сейчас решаем вопросы для открытия таких отделений на базе других своих учреждений.
Елена Бахарева в творческой мастерской дневного стационара.
В отделении организовано полноценное комплексное трёхразовое питание, есть игровые комнаты отдыха, небольшие пространства для творчества и сенсорный кабинет психолога, где с молодыми людьми будут проводиться групповые и индивидуальные занятия. В этом «детском саде» ребята с ОВЗ будут тренировать свою память, улучшать свой эмоциональный фон, развивать мелкую моторику и заниматься оздоровительной гимнастикой. Будут и совместные праздники, и прогулки, и общение по интересам — люди с ОВЗ остро нуждаются в социальных «поглаживаниях». Елена Бахарева рассказала, что инициатива по созданию такого отделения шла от родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, — в особенности от тех, кто не хочет разлучаться со своим ребёнком в его взрослом, но, увы, беспомощном состоянии.
Попасть в отделение можно, обратившись в отдел организации социального обслуживания населения по месту жительства.
«Аркаше 12 лет, и у него синдром Дауна. А вчера нас попросили уйти из театральной студии, куда он ходил целый год, — поделилась с журналистом «Ведомостей» мама Юлия в одном из детских развлекательных центров, который раз в квартал проводит благотворительную акцию для детей с ОВЗ. — Нам сказали, что родители начали жаловаться: мол, почему наши дети должны заниматься вместе с нездоровым ребёнком? Мы живём в Первомайском районе, нам трудно выбираться в город, чтобы Аркаша мог себя где-то раскрыть. В театральной студии ему нравилось, и дети с ним хорошо общались, но родители решили, что он плохо влияет на общую атмосферу».
В принятии людей с ОВЗ наше общество до сих пор, к сожалению, неоднородно: в одних сообществах их принимают, помогая навести мосты общения с окружающим миром, в других — гонят, боясь, что «иной» несёт угрозу безопасности их чадам. Психологи и социологи единодушно уверены: агрессивные выпады неподготовленных людей при встрече с особенными детьми, объяснимы — они зачастую просто не понимают, как вести себя, сталкиваясь со своей тревогой, что не справятся с эмоциями и чувствами. Эксперты в свои исследованиях, посвящённых этой проблеме, пишут, что такое поведение обусловлено вшитой в нас эмпатией, которая не даёт нам оставаться равнодушными при встрече с такими людьми, хочется надеяться, что это действительно так. Единственный выход из ситуации — это просвещение общества и активная интеграция людей с ОВЗ в социальные процессы.
«Изолированность детей с ОВЗ и их семей — одна из нерешённых проблем нашего времени. На территории Новосибирского района уже не первый год ведётся работа по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья», — говорится в справке министерства культуры НСО, где региональные школы искусств отчитываются о проделанной работе в этом направлении. Во многих ДШИ дети с ОВЗ рисуют, лепят, мастерят на уроках декоративно-прикладного творчества — вместе с нормотипичными детьми. Да, желаемой массовости пока нет, но всё-таки никто не выгоняет «иного» ребёнка. А в театре «Глобус» недавно прошла премьера спектакля «Гадкий утёнок», где главную роль играет Павел Есипов — молодой человек, живущий с синдромом Дауна. Кстати, «Глобус» — один из первых театров региона, где начали прокачивать тему инклюзии, создавая спектакли с особенными артистами.
Материалы по теме:
Как в Новосибирской области поддерживают родителей, воспитывающих детей с особенностями развития?
В 2024 году новосибирские некоммерческие организации получат более 200 млн рублей грантов на соцпроекты
В регионе продолжает эффективно работать программа, направленная на раннюю помощь семьям, где растут дети с особенностями здоровья
В Новосибирской области состоится более тысячи мероприятий, посвящённых Международному дню людей с ограниченными возможностями здоровья
Как в Новосибирской области реабилитируют с помощью труда людей с ограниченными физическими способностями и ментальными нарушениями?
Как в центре «Святитель Лука» в Бердске поднимают на ноги ребятишек с особенностями здоровья — в прямом смысле слова
Благодаря региональному проекту работодатели стали активнее трудоустраивать людей с ограниченными возможностями здоровья
Приготовить обед для себя и родителей — как в регионе учат навыкам самообслуживания детей с особенностями развития?
Председатель «Ассоциация «Интеграция» Ирина ФЁДОРОВА — о тренировочных квартирах и смысле жизни
Тренировочная квартира, социальная гостиница, бесплатный прокат — как в Новосибирской области готовят для самостоятельной жизни людей с инвалидностью?
Родителям — передышка, ребёнку — развитие: как в Новосибирской области помогают семьям, где воспитываются дети с ОВЗ?
Как развивается школьное инклюзивное образование в Новосибирской области?
Ментальные нарушения — не помеха развитию навыков, необходимых для самостоятельной жизни молодых людей с ОВЗ. Кто и как помогает ребятам их получить?
Как живут в Новосибирской области «солнечные» дети и кто помогает им интегрироваться в общество?
Как в Новосибирске работает проект по сопровождаемому проживанию людей с особенностями ментального и физического развития?
Новосибирцы с ОВЗ доказали, что они могут быть профессионалами в любой сфере
Наше общество меняется: люди с особенностями развития начали выходить из «тени», активно интегрируясь в социальные процессы
Комфортно ли детям с инвалидностью в обычных школах и как сделать инклюзивное образование доступным?