Скандинавский нуар
Главный режиссёр «Красного факела» рассказал сагу об убийстве дикой утки
Хильда и зелёный симулякр леса
Сегодня редкий читатель-зритель не знает термина «скандинавский нуар» — мрачные криминальные и политические драмы, разворачивающиеся на северных берегах, занимают отдельное место в массовом культурном мейнстриме. Безэмоциональные герои с тяжёлыми психологическими травмами, холодный колер окружающего пейзажа, атмосферный привкус из серии «что-то страшное грядёт» и общая фатальность сюжета — вот главные черты скандинавского детектива. Спектакль «Дикая утка» в постановке главного режиссёра стал событием для любителей северной мрачнухи — всем поклонникам шведского сериала «Мост» и писателя Ю. Несбё посвящается. «Стопицот» маньяков на один квадратный метр, конечно, не будет, но на зрительских нервах сюжет поиграет.
В основу истории режиссёр Тимофей Кулябин и драматург Ольга Федянина положили пьесу Ибсена с одноимённым названием, где герои 150-летней давности тонут в вязком болоте застарелой семейной драмы. Пьеса была переведена с «древнего» норвежского на современный: герои получили знакомые нашему уху имена, обзавелись родовыми травмами, действие переместилось в студию-лофт, а девочка Хильда превратилась в особенного ребёнка с явным расстройством аутистического спектра и признаками ДЦП. В общем, сплошное усиление предлагаемых обстоятельств и нагнетание внешних факторов — как в традиционном скандинавском нуаре. На столь любимую зрительскому сердцу мрачнуху работает и сценография художника Олега Головко, выполненная в цветовой гамме обнажившейся из-под снега земли, серых скал и белёсого тумана: хюгге здесь и не пахнет, сплошной обезличенный минимализм — стол, диван, торшер.
Разговор по душам Томаса и Герберта Берга
Артхаусную сдержанность сценического действия усиливает ещё один план в виде фильма, снятого студией «Гамма» в пустом лофте, куда на время репетиций переехала вся творческая команда. Лофт был превращён в дом Бергов и гостиную семьи предпринимателя Верле — здесь разворачиваются события, помогающие зрителю понять, кто кем приходится в этой семейной драме и какие психологические нити связывают героев. Условно говоря, фильм, который идёт на заднике сцены, — это приквел, краткое содержание основных событий, остающихся за кадром. В первых сценах актёры пытаются синхронизироваться со своими экранными альтер эго, выполняя роль «дублёров», озвучивающих фильм, но затем отстраиваются и начинают жить своей жизнью. Такая сценическая расстановка работает на общую идею спектакля: сначала ты снимаешь документальный фильм о своей жизни, как это делает Мартин Берг (Денис Казанцев), и мнишь себя режиссёром, а потом превращаешься в обычного статиста. В скандинавском нуаре бог-режиссёр суров, а финал — фатален и безысходен, несмотря на торжество правды.
Эксперты считают, что в основе скандинавского творчества лежат два типа традиционных саг — родовые и героические. «Дикая утка» Кулябина — это, бесспорно, родовая сага, где у внешне сдержанных героев кипят внутренние котлы, а черти всех мастей подкидывают под них дровишки. Поэтому путь Героя, который несёт знамя торжества правды, становится той самой отправной конфликтной точкой. В спектакле эта миссия возложена на Томаса Верле (Павел Поляков), который возвращается в родной город, чтобы отработать травматичные отношения с богатым отцом Хоконом Верле (Андрей Черных) и найти способ показать ему фигу в кармане. Фига в кармане не заставляет себя ждать: Томас узнаёт, что его друг детства Мартин находится на полном иждивении Хокона Верле, потому что воспитывает его дочь Хильду (Луиза Русанова), думая, что он её кровный отец. И — та-дам! — возмездие, торжество правды, я раскрою тебе глаза, о друг мой, ибо надо жить не по лжи. На самом деле Томасу нет никакого дела до торжества правды — ему просто хочется пнуть побольнее своего папашу, а тут такая оказия подвернулась. Но, согласитесь, чёрный плащ борцуна за справедливость всегда выглядит социально привлекательнее, чем вульгарная месть? Павел Поляков удивительно точно примеряет на себя этот плащ, не скрывая и одновременно стыдясь своих истинных мотивов. Его внешне сдержанная рефлексия позволяет зрителю заглянуть в бездну человеческой психики, где одновременно уживаются Свет и Тень. Стоп-кадр: Томас валяется в ботинках на кровати в отеле — можно предположить, что через несколько минут он запьёт антидепрессанты виски, поигрывая кадыком в зеркальном отражении, как это делают герои скандинавских детективов. Молча, сурово и рутинно.
Родство душ по отцовской линии
Правда Томаса вдребезги разбивает семью Бергов, где центром Вселенной является неземная девочка Хильда — инопланетное существо, живущее в мире особенных вибраций, которые она «достаёт» из музыкального аппарата, купленного ей родителями в качестве терапии. Чтобы войти в контакт с «неземным разумом» Гина (Ирина Кривонос) и Мартин разрабатывают целую систему семейного языка. Папа одержим идеей снять о дочери модный неигровой фильм, поэтому контактирует с Хильдой через оптику кинокамеры. Мама печётся о социализации дочери, заставляя девочку записывать на специальной доске дневные события. А дедушка Герберт Берг (Владимир Лемешонок) предоставляет девочке убежище в симулякре дикого леса, где живёт живая дикая утка, а деревья растут в цветочных горшках. Это зелёное место силы вызывает у зрителя восхищённую оторопь — мёртвый лес сочного ядовитого цвета выглядит как кровь на жертвах криминальных драм. И это тот самый художественный штрих, который готовит зрителя к неизбежному.
Узнав правду, Мартин отказывается от Хильды и торопливо-радостно бежит с тонущего корабля семьи, отринув годы любви, когда он считал девочку своей. «У меня больше нет дочери!» — пафосно заявляет он, надеясь укусить этим заявлением жену Гину и друга Томаса. Но, как часто бывает в жизни, чеховское ружьё, висящее на стене, выстреливает в самого слабого и беззащитного. В неземную девочку Хильду, которую разыграли в своей шахматной партии взрослые. И у этого скандинавского детектива второго сезона, к сожалению, не будет.
• Разумеется, ценителям настоящего скандинавского нуара, где неторопливо раскручивается пружина интриги, а из семейных шкафов горами вываливаются скелеты. При этом главные герои не проявляют внешне много эмоций, оставляя свои травмы за скобками сюжета.
• Любители русского психологического театра тоже будут довольны — действие разворачивается в лучших чеховских традициях, когда заявленное в первом акте ружьё обязательно выстреливает в последнем.
•Поклонников традиционного театра («вышел, сказал текст, отыграл мизансцену и ушёл») могут смутить спектакль и фильм в одном сценическом флаконе. Хотя это сегодняшний тренд — и, судя по всему, он с нами останется надолго.
Материалы по теме:
В театре «Старый дом» стартовала режиссёрская лаборатория, которая финиширует марафоном спектаклей
В театре «Глобус» поставили спектакль для подростков с клиповым мышлением
В Новосибирском музыкальном театре рассказали историю о лётчиках, подвигах и самоотверженных женщинах
В новосибирском театре «Старый дом» поставили спектакль о человеке с ментальными особенностями, родительском «гештальте» и бессмертии души
В театре «Старый дом» прошёл цикл показов нового спектакля режиссёра Юрия Квятковского. Почему его обязательно надо увидеть?
«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле»: психологический портрет спектакля в сценическом контексте
В театре «Красный факел» исследовали тему абсолютного зла. Режиссёр Пётр Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по мотивам известной повести Николая Лескова
«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Артисты театра «Старый дом» готовят самостоятельные работы — 13 и 14 апреля состоится актёрский марафон «Без дистанции»
В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег
В театре «Старый дом» готовят мировую премьеру спектакля по мотивам культового фильма братьев Коэн
Андрей Прикотенко начал свой сезон в театре «Красный факел» премьерой спектакля «Мёртвые души»
В Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл о трансформации человека
В Новосибирском театре кукол поставили философский спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова
В театре «Красный факел» поставили спектакль о конфликте отцов и детей
В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Котлован», порвавшая привычный платоновский шаблон
В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни
В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»
В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность
Как артисты театра «Старый дом» превратили сцену в социальное зеркало, где отражаются наши надежды и страхи
«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век
В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления
В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие
Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя
«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании
Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание
В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами
Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева
Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»
Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»