Включить жизнь
Комфортно ли детям с инвалидностью в обычных школах и как сделать инклюзивное образование доступным?
Тьютор находится рядом с ребёнком в течение всего учебного дня.
Тамара ВОРОНЕЦКАЯ, директор школы «Перспектива»:
— С детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, мы начали работать с 2003 года, со дня основания школы. Это самые сложные ученики, причём во всём мире. Участие в проекте стало продолжением начатой работы, более глубоким погружением в тему.
Термин «инклюзия» (от inclusion — включение) всё больше из профессиональной среды входит в обычную жизнь. Инклюзия в образовании — это возможность детям с инвалидностью, с ОВЗ (под этой аббревиатурой понимаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которые могут и не иметь инвалидности, но по медицинским показаниям нуждаются в специальных условиях обучения) учиться в обычных школах. По словам начальника управления образовательной политики регионального министерства образования, науки и инновационной политики Владимира Щукина, условия для инклюзивного образования сегодня созданы в 232 общеобразовательных организациях Новосибирской области. В них обучаются почти 8 тыс. школьников с ОВЗ. 500 школьников с инвалидностью получают знания дистанционно. У нас также действует 29 специальных (коррекционных) школ (для детей с тяжёлыми нарушениями речи, слуха, зрения, проблемами опорно-двигательного аппарата). В 247 дошкольных образовательных организациях открыты группы комбинированной и компенсирующей направленности.
Всего же в Новосибирской области образование (в детсадах, школах) получают 27 870 детей с ограниченными возможностями здоровья, почти 700 ребят с ОВЗ учатся в профессиональных образовательных организациях и вузах. С прошлого года в регионе стали заниматься оказанием ранней помощи, то есть детям с рождения. Сегодня формируется реестр организаций, куда могут обратиться родители с такими маленькими детьми.
В 2016 году Новосибирская область приняла Концепцию развития инклюзивного образования (на федеральном уровне такой концепции пока нет). Хотя разными формами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в регионе занимаются давно. Школа «Перспектива» — в числе «пионеров» этого движения. В региональный проект инклюзивного образования они вступили ещё в 2007 году. И не просто по желанию — победили в конкурсе.
Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется трудностями ребёнка с социальным взаимодействием, коммуникацией и гибкостью мышления. Он может играть рядом с другими детьми, но не делиться впечатлениями, может стремиться к дружбе, но иметь трудности с пониманием желаний и чувств других. Дети с РАС зачастую, как в скорлупе, живут в своём собственном мире. При этом при общем диагнозе каждый ребёнок индивидуален в своём поведении и поэтому требует 100-процентного индивидуального подхода.
В «Перспективе» сегодня учатся 119 человек (все со статусом ОВЗ) — дети со всего города, территориальной прикрепления детей у этого образовательного учреждения нет. Желающих попасть сюда — в разы больше. Классы небольшой наполняемости — по 6-7 человек. В основном по два класса в каждой параллели.
Дети попадают в школу после предварительного тестирования. Но проверяют у них, по словам Тамары Воронецкой, не уровень знаний, а состояние эмоционально-волевой сферы. Чтобы скомплектовать группу, подобрать детей друг другу — тогда и результат будет. В каждой группе всегда есть один очень сложный ребёнок.
Школа эта образовательная — дети с 2-го класса, как и другие школьники, изучают иностранный язык, сдают экзамены, в том числе ЕГЭ. Единственное послабление на госэкзамене — времени для его выполнения можно использовать на 1,5 часа больше. А после окончания неполной средней школы можно сдавать не четыре, а два экзамена. Однако, как рассказывает директор школы, такими послаблениями дети в основном не пользуются. Значимое отличие «Перспективы» от другой СОШ — здесь двеннадцатилетка, дополнительный год введён потому, что дети часто болеют.
В этой школе детей учат жить в обществе. Если такая задача выполнена, учеников отдают в «большие» образовательные учреждения. В этом году таких было четверо — в частности, мальчик-второклассник перешёл учиться в технический лицей при НГТУ.
На общую задачу социализации и коммуникабельности учащихся «играет» и внеурочная деятельность.
— Пробовали применять долгосрочные программы, но поняли — они нам не подходят, — говорит Тамара Воронецкая. — Начали работать по акциям: «Начни со школьного двора», «Помоги братьям меньшим», «Покормить птиц зимой». Это не просто вышли и насыпали корм кормушки — пишутся плакаты, подводятся итоги, много эмоций, шума. Мы ездим в приют для собак, дружим с домом престарелых. В 2017 году на Всероссийском конкурсе заняли 1 место по волонтёрской деятельности.
Восьмиклассник Филипп — один из активистов школы. На мои вопросы отвечает бойко: любимых предметов несколько — математика, физика, химия, русский и английский. Хуже успеваемость по истории — много четвёрок. В будущей профессии выбирает между учителем английского и переводчиком. Помимо английского, пять лет изучает китайский.
— В первом классе Филипп не умел писать, все свои действия сопровождал фразами: «я беру ручку», «я открываю тетрадь», при этом читал и свободно работал на компьютере, — вспоминает Тамара Воронецкая.
Сегодня педагог отмечает фотографическую память юноши, его 100-процентную грамотность. Филипп организует в школе «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», пишет к ним сценарии. Всегда знает и помнит победителей общешкольных акций и «выговаривает» учителям, если они замешкались с поздравлениями. В будущем парня в школе не сомневаются — он найдёт своё место. Но бывают и другие результаты. Из школы по собственной инициативе никого не отчисляют, но бывало, что родители сами забирали детей. И такие случаи остаются «занозой» в сердце директора: почему не получилось?
По данным регионального минздрава, в Новосибирске с расстройством аутистического спектра официально зарегистрированы 642 человека.
С 1 сентября 2017 года две школы: «Перспективы» и образовательный центр «Горностай» взялись обучать детей-аутистов с особо сложной моделью поведения. Для этого подготовили ресурсные зоны — классы со специальной мебелью, разработали методики, подготовили тьюторов.
Задача обучения в ресурсном классе — выровнять поведение детей, чтобы они максимально долго проводили время в основном классе школы. Сначала пусть даже на пять минут, потом на один, два урока. В ресурсной зоне «Перспективы» — четверо мальчишек 8-9 лет. На занятиях с ними, помимо учителя, постоянно находится тьютор, даже на перемене. У каждого ученика — свой помощник.
Куратор ресурсной зоны Татьяна Арцыбасова пишет программы занятий — пошаговые инструкции для учителя и тьютора: какие делать ребёнку подсказки, чему учить; следит, чтобы они были правильно реализованы. Если что-то идёт не так, вместе анализируют ситуацию, выбирают другую методику, иные подходы. Кстати, наглядные пособия тьюторы готовят сами, индивидуально для каждого ребёнка.
За полгода учёбы, говорят в школе, мальчики стали другими. Ладят друг с другом, научились приветствовать взрослых, пользоваться школьной столовой, выполнять несложные задания учителя. Перемены они проводят вместе с учениками основного класса.
— Сначала мы со своим подопечным всё делали вместе: ходили за руку, писали рука в руке, я ему постоянно давала подсказки — как сесть, какую карточку показать, — рассказывает тьютор Наталья Абашина. — Но теперь стараюсь постепенно отдаляться, чтобы ребенок больше был самостоятельным. Он в основной класс ходит уже на два урока: изо и физкультуру. Я, конечно, и там сижу с ним рядом. В идеале хотелось бы, чтобы ребенок посещал основной класс без сопровождения.
Принимать детей-аутистов могут все школы. И стимул теперь есть: региональное минобрнауки с этого года в 4,5 раза увеличило норматив на обучение этих ребят. Однако педагоги неохотно берутся учить таких сложных детей. Видимо, не каждому это под силу.
Любовь ЩЕРБАНЕНКО | Фото Валерия ПАНОВА
Материалы по теме:
Как в Новосибирской области поддерживают родителей, воспитывающих детей с особенностями развития?
В 2024 году новосибирские некоммерческие организации получат более 200 млн рублей грантов на соцпроекты
В регионе продолжает эффективно работать программа, направленная на раннюю помощь семьям, где растут дети с особенностями здоровья
В Новосибирской области состоится более тысячи мероприятий, посвящённых Международному дню людей с ограниченными возможностями здоровья
В Новосибирской области продолжается планомерная работа по социализации и организации досуга людей с ментальными нарушениями
Как в Новосибирской области реабилитируют с помощью труда людей с ограниченными физическими способностями и ментальными нарушениями?
Как в центре «Святитель Лука» в Бердске поднимают на ноги ребятишек с особенностями здоровья — в прямом смысле слова
Благодаря региональному проекту работодатели стали активнее трудоустраивать людей с ограниченными возможностями здоровья
Приготовить обед для себя и родителей — как в регионе учат навыкам самообслуживания детей с особенностями развития?
Председатель «Ассоциация «Интеграция» Ирина ФЁДОРОВА — о тренировочных квартирах и смысле жизни
Тренировочная квартира, социальная гостиница, бесплатный прокат — как в Новосибирской области готовят для самостоятельной жизни людей с инвалидностью?
Родителям — передышка, ребёнку — развитие: как в Новосибирской области помогают семьям, где воспитываются дети с ОВЗ?
Как развивается школьное инклюзивное образование в Новосибирской области?
Ментальные нарушения — не помеха развитию навыков, необходимых для самостоятельной жизни молодых людей с ОВЗ. Кто и как помогает ребятам их получить?
Как живут в Новосибирской области «солнечные» дети и кто помогает им интегрироваться в общество?
Как в Новосибирске работает проект по сопровождаемому проживанию людей с особенностями ментального и физического развития?
Новосибирцы с ОВЗ доказали, что они могут быть профессионалами в любой сфере
Наше общество меняется: люди с особенностями развития начали выходить из «тени», активно интегрируясь в социальные процессы