Праздник непослушания
Почему молодые люди не боятся потерять работу и сразу требуют высокую зарплату? Вместе с экспертами разбираемся в особенностях «молодёжного» рынка труда
Молодые люди не боятся потерять работу, у них другой принцип: пока молодой, нужно экспериментировать и всё пробовать.
Моя знакомая 1996 года рождения потеряла работу: компания — разработчик компьютерных игр, где она трудилась последние несколько лет, распалась. Я бы уже впала в ужас, сидела безвылазно на сайтах с вакансиями и пила магний В6: для моего поколения рождённых в 1970-е работа — это святое. «Я пока отдыхаю и думаю, куда идти дальше, — говорит близкий человек. — Дала себе время подумать, работа не убежит».
Эксперты ВЦИОМ подготовили экспертно-аналитический доклад «Трудоустройство молодёжи в современной России», где разобрали все тенденции в сфере «молодые люди и рынок труда». Кстати, лёгкое отношение к работе — один из интересных штрихов в этом поколенческом коллективном портрете. Эксперты отмечают, что молодёжь перестала бояться потери работы, действуя по следующей формуле: пока ты молодой, нужно экспериментировать и всё пробовать, пока не найдёшь себя. А если пришлось уйти от работодателя, то — бай-бай, будет работа ещё лучше. Ну а по поводу «испорченной» трудовой книжки они вообще не переживают: у работодателей тоже сменилась парадигма.
— В нашей сфере идёт тенденция, когда работодатель рассматривает соискателя «с чистого листа» — как будущего специалиста, который здесь и сейчас может быть полезным компании, — рассказывает HR-менеджер и психолог Ирина Тихоньких. — Раньше для нас стоп-сигналом были соответствующие записи в трудовой книжке: смена работы чаще чем в три года, нарушения трудовой дисциплины, длительные перерывы между уходом с одной работы и выходом на другую. В нашем профессиональном сленге постепенно исчезает выражение «прошлое кандидата». Мы, HR-специалисты, общаемся друг с другом, поэтому истории о том, что молодой специалист проработал в офисе в первый день несколько часов, а потом исчез — не новость.
Эксперт рассказала, что такие тенденции дико злят и раздражают (а какой работодатель будет в восторге от такого поведения?), но сегодня на рынок труда выходят рождённые при «развитом индивидуализме», поцелованные родителями и обществом «сыночки-корзиночки» и «доченьки-придоченьки», а у них совсем другое отношение к жизни. Если старшее поколение воспитывалось по схеме «кто не работает — тот не ест» и всю свою жизнь катилось по ржавым рельсам старых установок, иногда десятилетиями вкалывая на нелюбимой работе, то миллениалы и зумеры сегодня выбирают себя и свою жизнь. И молодцы, если честно. Такую смелость в отношении работы исследователи ВЦИОМ называют «эмансипацией молодых сотрудников», которая формирует в своём поколении ощущение «лёгкости бытия» — и это новое мироощущение проявлялось в три этапа.
Итак, с начала 1990-х и до середины 2010-х годов главное правило на рынке труда гласило: отработай не менее двух лет по специальности, а потом претендуй. А ещё предполагалась «чистая» трудовая книжка с непрерывным стажем у одного работодателя. Ради этих трудовых паттернов молодые люди годами терпели начальников-самодуров, откровенно недобрые коллективы и жёсткие карательные методы в борьбе за хорошие показатели. Но технологическая гонка начала стремительно умножать на ноль любой прежний опыт, когда для работодателя становятся важными не замшелые профессиональные навыки, а готовность подхватывать новые тенденции на лету. И годными к работе начинают постепенно признаваться те, кто в состоянии быть нужным в моменте, отвечая набору актуальных навыков и компетенций. Добила старый режим пандемия COVID-19, разрушившая привычный график работы, когда с утра в офис — и до заката.
— До пандемии на рынке существовали две условные школы работодателей по отношению к эффективности работы сотрудников, — рассказывают исследователи ВЦИОМ в докладе. — Первую школу можно условно назвать «Главное — это дедлайн». Она подразумевала, что принципиально важно, чтобы работа была качественно выполнена к сроку, а когда она выполнена — в официальные рабочие часы, рано утром или ночью — это менее принципиально. Представители «школы» толерантно относились к гибкости времени ухода и прихода сотрудников и были готовы давать дни сотрудникам, чтобы те «поработали из дома».
Вторую школу исследователи называют «Хронометристы». Эти всегда радели за прибытие на рабочее место в 9:00, а также любили контролировать по часам, чем занят сотрудник, — вплоть до слежки за изображениями на мониторе и частотой ударов по клавишам. После пандемии победила первая школа. Поэтому сегодня молодые соискатели, которые привыкли к полной удалёнке, сразу отвергают работодателей, которые не готовы её предложить. Если я не могу работать в пижаме, значит, я свернул куда-то не туда. Ну и ситуация «идеального шторма», которая случилась в 2022 году, когда на рынке труда слились несколько факторов и стало не хватать специалистов, укрепила молодёжь во мнении: работа — точно не волк, в лес не убежит.
— У меня рекорд был, когда молодой сотрудник, которого я взял на работу вчера, сегодня мне в 11:00 сказал: «Понял, что не моё», — рассказывает индивидуальный предприниматель Виталий Благинин, работающий в сфере налогового учёта. — Собрал вещи и ушёл. Я всегда за выбор, конечно. Зачем себя ломать, если не нравится? Но в этой ситуации мне показалось, что решение было принято без выдержанной взрослой позиции. Просто что-то не понравилось. Может, печеньки были в офисе невкусные. У меня дети так себя часто ведут. Не хочу, потому что не хочу.
У сегодняшних молодых специалистов — много знаний, внутренней свободы и эмпатии.
По данным исследований, 19% представителей поколения Z берут с собой на собеседования родителей.
Проблема в том, что эти замечательные и свободные в своём выборе выросшие дети вышли на рынок труда, где нет понимающих взрослых, а есть только жёсткие системы, которые требуют «напрячься».
— Большинство молодых людей придерживаются принципа, что работу надо постоянно менять, потому что можно «засидеться», — продолжает HR-менеджер Ирина Тихоньких. — Они насмотрелись на своих родителей и бабушек-дедушек, у которых в трудовой книжке одна запись, и так не хотят. Для них работа — это не смысл существования, как для старшего поколения, а некое дополнение к их большой и осознанной жизни. И уж точно, многие из них не будут терпеть хамство начальника или токсичный коллектив.
Исследователи ВЦИОМ считают, что большинство людей зачастую выбирают «безопасные ситуации» — то, что свойственно человеческой природе. Но когда внешние обстоятельства позволяют (а сейчас они позволяют), то формируется значимое меньшинство экспериментаторов, которые своими эскападами в стиле «встал и ушёл по-английски с рабочего места» создают фон «праздника непослушания», что влияет на психологический настрой большинства по выстраиванию отношений с работодателем «в долгую».
— В одной социальной сети завирусилось видео с главным месседжем «Ваша ценность как личности не определяется вашим трудом». Более трёх миллионов просмотров за несколько дней, — делится гештальт-терапевт Зоя Титкова. — Лично для меня оно полностью соответствует запросам молодых людей, рождённых с 1997 по 2012 год. Для многих из этого поколения ценность личной свободы выше, чем финансовой стабильности и самореализации в конкретной компании. Над этим много иронизируют представители старших поколений, но думаю ещё и по той причине, что они так не могут.
- Для молодых людей характерна культура избегания. Феномен культуры избегания развивается из-за высокого уровня тревожности — представители поколения Z (1997–2012) очень травматично воспринимают любые трудности и могут спонтанно уйти от проблем. Ещё и потому, что рядом с ними часто находятся сильные представители поколения Х (1967–1985), которые любят принимать решения. Поэтому даже «невкусные печеньки» могут стать катализатором ухода.
- Личные интересы не бьются с интересами компании. У зумеров нет сильной эмоциональной привязанности к компании, в которой они работают. Поэтому если на их личное посягнуло коллективное корпоративное, то это может стать триггером.
- Молодёжи важно распоряжаться своим временем. В вашей компании принято работать в офисе с 9 до 18? Тогда будьте готовы к тому, что молодые у вас точно не задержатся.
- Нет страха потерять деньги. Это «иксеры» будут вкалывать на работе до логического исхода, потому что самый жуткий страх их жизни — остаться без денег. Они перестройку пережили, сами понимаете, насмотрелись-настрадались. А у «зумеров» есть за спиной старшее поколение, которое даёт им ощущение безопасности. Ну и надо понимать, что их старшее поколение — это люди, пережившие 90-е годы.
- Живут настоящим. Такой подход к жизни — физиологический ответ на тот уровень тревоги, который они испытывают. Поколение Z не строит далеко идущие планы и не мыслит «пятилетками». Какой смысл, если мир сегодня в зоне турбулентности?
- Редакция «Ведомостей» благодарит бухгалтерско-юридическую компанию «План Б» за организацию фотосъёмки своих молодых сотрудников.
Материалы по теме:

В Новосибирской области до 15 августа проходит приёмная кампания в колледжи и техникумы. Более 25 тысяч выпускников готовы принять на обучение на бюджетной основе

Всё больше подростков хотят летом работать — этот тренд на рынке труда Новосибирской области набирает обороты

На предприятиях Новосибирской области стартовал пилотный проект «Династия»

При желании найти сегодня работу в нашем регионе не составляет большого труда. Практически все отрасли экономики в разной степени испытывают дефицит работников

Безработица в регионе достигла исторического минимума, а количество вакансий в пять раз превышает число их возможных соискателей

Как встать на учёт в органах службы занятости и получить пособие по безработице?

Почему люди всё чаще идут работать в службы доставки, предпочитая свободу передвижения карьерному росту? Говорим с экспертами

Более 8 тысяч человек в Новосибирской области смогли найти высокооплачиваемую работу на предприятиях ОПК благодаря комплексу мер господдержки

В регионе активно работают над решением проблемы нехватки кадров для предприятий ОПК. Как господдержка работает на практике и что нужно для того, чтобы получить востребованную профессию?

Какие преимущества и недостатки у удалённой работы? И как сотрудникам на удалёнке работать эффективно? Разбираемся вместе с экспертом

Почти 5 000 подростков в Новосибирской области уже нашли временную работу на различных предприятиях. Как можно подзаработать на каникулах?

Вопросы сокращения безработицы, дефицита кадров и трудоустройства подростков обсудили депутаты заксобрания НСО

Более 10 тысяч безработных жителей Новосибирской области прошли обучение за последние три года

Число предложений работы в регионе более чем в 4 раза выше, чем количество зарегистрированных безработных

Рынок труда превращается в рынок занятости — гонка за вакансиями обернулась охотой на их соискателей

Официальная безработица в Новосибирской области за год снизилась вдвое, но ряд предприятий продолжают искать специалистов

Кто сегодня наиболее востребован на рынке труда и как власти помогут в трудоустройстве выпускникам вузов?

Современные молодые люди не хотят работать «от рассвета до заката» — в новых трендах на рынке труда «Ведомости» разбирались вместе с экспертами

Что сегодня происходит и что будет происходить на рынке труда? Грозит ли нам очередной виток массовой безработицы?

Что такое моббинг, как его избежать и часто ли новосибирские сотрудники подвергаются травле на рабочем месте?

Уровень официальной безработицы в 2020 году повысился с 0,9% до 5,2%

Рынок труда во время пандемии: удалось ли сгладить напряжённость и какие вакансии сегодня наиболее востребованы?

С помощью HR-специалистов «Ведомости» составили рейтинг наиболее востребованных сегодня у работодателей «мягких» навыков и качеств работников

На основе опроса HR-специалистов 100 российских компаний «Ведомости» составили рейтинг негативных качеств сотрудников, которые больше всего мешают организации нормально работать