23.09.24

Ничего личного — только цифры

Эффективность использования комплексов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения рассмотрели на заседании транспортного комитета заксобрания НСО

На заседании транспортного комитета заксобрания НСО.

В поисках главного

Контрольно-счётная палата Новосибирской области ежегодно проводит десятки проверок, в том числе и по обращениям Законодательного собрания, об использовании средств регионального бюджета в рамках реализации различных областных госпрограмм. Затем на заседаниях профильных комитетов аудиторы КСП зачитывают отчёты по результатам проверок. Двумя ключевыми задачами этих исследований становятся законность использования средств и эффективность. Если с законностью в последние годы становится всё лучше, хотя отдельные мелкие недочёты и нарушения всё равно выявляются, то вопрос с эффективностью в данном контексте видится самым важным. Можно куда-то вложить сотни миллионов и даже миллиарды рублей, что-то построить, сделать и наладить, но что толку, если ожидаемый эффект от бюджетных инвестиций не достигнут. Отчёт, который на заседании комитета по транспортной, промышленной и информационной политике представил аудитор КСП Василий Круковский, был посвящён использованию средств, направленных на приобретение (модернизацию) комплексов фото- и видеофиксации (КФВФ) нарушений правил дорожного движения в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса “Безопасный город” в Новосибирской области» в 2022–2023 годах и за текущий период 2024 года. Чем хороша эта и другие проверки палаты — в них практически нет места эмоциям и различным интерпретациям. Только цифры. Но, соотнеся их с реальностью, можно сделать определённые выводы. Или, как минимум, задаться вопросами.

Проверка КСП так и не смогла сделать выводы об эффективности присутствия на дорогах технических средств контроля.

Плато аварийности
ЦИФРА

1,956

млрд рублей принесли в 2023 году в бюджет (дорожный фонд) Новосибирской области комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

Уже не первый год каждое заседание транспортного комитета начинается с текущего анализа аварийности на дорогах региона. И это неслучайно, ведь, как отметил председатель комитета Валерий Ильенко, несмотря на некую положительную в 2024 году динамику по погибшим и раненым в ДТП с пострадавшими (а в статистику входят именно такие), глобальных улучшений нет уже несколько лет, а по итогам восьми месяцев количество ДТП с пострадавшими к уровню прошлого года всё равно выросло. Да, немного, всего на 0,7%, но выросло. Кроме того, как рассказал начальник отдела по подготовке оперативной информации областного ГАИ Вячеслав Анисимов, резкий рост — более чем в 3 раза — отмечен по авариям с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), проще говоря — самокатов, с пострадавшими в них людьми и детьми. Пусть самокатчики и не являются полноценными участниками дорожного движения, но это тоже тревожный сигнал. Да и сама сухая статистика Госавтоинспекции за последние пять лет — с 2019 по 2023 год — подтверждает, что регион не снижает показатели и уровень социального риска на дорогах, а скорее находится на плато аварийности. «Кривая» количества ДТП за последние пять лет выглядит так — 1 982, 2 177, 1 799, 2 184 и 2 662 аварии с пострадавшими в 2023 году. По снижению числа погибших на дорогах мы тоже продвинулись вперёд — с 274 человек в 2019-м до 281 человека в прошлом году. По раненым, как и по погибшим, небольшое снижение к уровню предыдущих лет было отмечено в 2021 году, но затем резкий скачок: 2 103 человека за год, 2 741 и 3 286 — в прошлом году. В этом году по пострадавшим и погибшим пока есть небольшое снижение к уровню 2023 года. Но в лучшем случае мы опять вернёмся назад, и новый всплеск может последовать в будущем когда угодно.

Не камерами едиными, но…

Неоднократно отмечалось, что безопасность на дорогах — это вопрос комплексный, а КФВФ — лишь один из элементов, неспособный в одиночку исправить ситуацию. Хотя, с другой стороны, одним из мотивов использования комплексов фиксации нарушений ПДД является дисциплинирование водителей и ликвидация мест концентрации ДТП, где аварии происходят чаще, чем в других местах. Но, что любопытно, за тот же самый пятилетний период выросло как число мест концентрации ДТП, так и число погибших и раненых в этих местах. Единственное исключение — опять 2021 год, когда наблюдалось незначительное уменьшение и этого показателя тоже.

В Новосибирской области, кстати, не так много КФВФ, особенно в сравнении с другими регионами России. Просто цифры: в Татарстане 4 723 единицы различных КФВФ (стационарных, мобильных, передвижных), в Москве — 3 969, в Свердловской области — 2 705. В Новосибирской области — всего 269. Число КФВФ растёт с каждым годом, на их закупку и обслуживание выделяются немалые бюджетные средства, но порядок цифр с регионами-лидерами просто несопоставим.

КОММЕНТАРИЙ

Валерий ИЛЬЕНКО, председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Есть какие-то отдельные улучшения в статистике дорожно-транспортных происшествий. Пьяных, например, устраивающих аварии, стало сильно меньше. Но по другим показателям идёт рост. И многие требования федеральной программы по снижению социального риска на дорогах наш регион, к сожалению, не выполняет. Всё это требует ещё более скоординированной и точечной работы, и наш комитет останется местом, где эта проблематика будет рассматриваться в первую очередь.

Не будет ошибкой предположить, что о расположении подавляющего большинства комплексов водители прекрасно знают, что, судя опять же по статистике, не делает их более дисциплинированными на дороге. Да, можно сказать, что продолжается рост автомобилизации региона, и это также влияет на число ДТП, но не такими же темпами. В 2021 году число нарушений, зафиксированных КФВФ в Новосибирской области составило 2,52 млн, или 88% от общего числа, в 2022-м — 3,4 млн (92,3%), а в прошлом году — 4,67 млн нарушений, что составило 94% от общего числа. Как отметил аудитор КСП, целевые индикаторы госпрограммы в плане процента выявленных нарушений КФВФ успешно перевыполняются. Пополняя попутно и региональный бюджет. И в целом складывается впечатление, что этого и достаточно.

— В областной госпрограмме «Безопасный город» отсутствуют показатели эффективности КФВФ, указывающие на снижение количества населения, погибшего или пострадавшего в происшествиях, сокращение экономического ущерба от происшествий, уменьшение социального риска, — подчеркнул Василий Курковский. — Таким образом, сделать вывод об эффективности установленных в Новосибирске и регионе КФВФ не представляется возможным. Мы направили предложение в правительство Новосибирской области о рассмотрении вопроса об установлении целевого индикатора, отражающего эффективность использования КФВФ. 

КСТАТИ
Установленные в России КФВФ распознают 59 видов нарушений правил дорожного движения, которые попадают под административные правонарушения в области дорожного движения. В Новосибирской области под контроль КФВФ попадают всего 16 видов нарушений ПДД.
Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА и пресс-службы ЗС НСО
back

Материалы по теме:

01.07.24 Лучше, но не идеально

Ситуацию с ДТП на дорогах Новосибирской области в очередной раз рассмотрели депутаты транспортного комитета заксобрания

28.05.24 Вопросы на понимание

Почему не улучшается ситуация с ДТП на дорогах региона, обсудили депутаты заксобрания

21.03.24 Денег жалеть нельзя

Депутаты заксобрания НСО обсудили планы по снижению числа ДТП в регионе

15.02.24 Неоправданные риски

Что необходимо сделать для снижения аварийности и смертности на дорогах Новосибирской области?

29.01.24 Тревожный звонок

По государственной областной программе повышения безопасности дорожного движения в 2023 году остались неиспользованными более полумиллиарда рублей

26.01.24 Неприятная тенденция

Депутаты заксобрания НСО обеспокоены ситуацией с дорожно-транспортными происшествиями в Новосибирской области

20.11.23 В поисках решений

Депутаты заксобрания НСО продолжают искать пути снижения аварийности и травматизма на дорогах региона

23.10.23 Нерадостный прирост

Депутаты заксобрания НСО выступают за разработку эффективных мер по снижению аварийности и смертности на дорогах региона

26.09.23 Справедливые вопросы

О ситуации на дорогах Новосибирской области депутатам рассказал начальник региональной ГИБДД

21.04.23 Ситуация беспокоит

Депутаты транспортного комитета заксобрания обсудили, как снизить количество ДТП на дорогах Новосибирской области

23.03.23 Тормозите, вас снимает...

Как улучшить культуру вождения новосибирцев? Депутаты заксобрания задумались над этим вместе с ГИБДД

06.02.23 В целом — тревожно

В 2022 году в Новосибирской области погибло меньше людей на дорогах, но статистика ДТП остаётся неутешительной

up