Только без паники
Что такое тревожное расстройство, чем тревога отличается от страха и почему в этом плане наиболее уязвимы женщины?
Новосибирскую область накрыла волна тревожных расстройств. По данным сервиса Budu, мы вошли в топ-10 регионов с самыми высокими показателями по количеству тревожного населения, а Новосибирскстат заявил, что в 2023 году с тревожными расстройствами к врачам обратились 4,2 тысячи горожан, подняв прошлогоднюю планку на 26%. Понятное дело, что все эти официальные цифры — лишь верхушка айсберга, люди в таких ситуациях предпочитают обращаться за помощью в частные клиники, чтобы сохранить анонимность. Хотя диагнозом «тревожное расстройство» вряд ли кого удивишь, начиная с конца 2020 года, когда ковидный стресс начал активно проявляться в виде психических нарушений. Об этом заявляет и председатель новосибирского отделения Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Игорь Лях, подчеркивая, что в прошлом году тревожные расстройства стали «топом» — многим из нас трудно адаптироваться к миру, который на глазах меняет конфигурации. Другое дело, что тревожное расстройство становится модным диагнозом, который щедро раздаётся частными врачами-психиатрами, но это тема для отдельного разговора.
Российские эксперты утверждают: выраженное тревожное расстройство есть у каждого пятого россиянина, а самая уязвимая группа — это женщины. К сожалению, в нашем обществе ещё сильны установки, когда человеку, жалующемуся на тревогу, близкий круг радостно советует: соберись, тряпка, от тревоги никто не умирал. Увы, но это совсем не так: при тревожных состояниях вегетативная нервная система активируется, способствуя прогрессированию сердечно-сосудистых патологий, а это увеличивает риск внезапной коронарной смерти и инфаркта миокарда. Но опять же — мы должны уметь отличать страх, который всегда имеет конкретную причину, от безотносительного чувства тревоги.
— Тревога — это базовая эмоция организма, как радость, страх или злость, — рассказывает гештальт-терапевт Зоя Титкова. — Эволюция наделила тревогу особой ролью — она должна защищать нас от опасности. Поэтому когда вы едете в такси и вдруг начинаете испытывать острое чувство тревоги, то знайте — ваша лимбическая система подаёт вам сигнал, что «что-то не так». Возможно, ваш водитель превышает скорость и его поведение для вас опасно. Разумнее в этом случае остановить машину и выйти. Но если, садясь в такси, вы всегда испытываете чувство тревоги независимо от внешних обстоятельств, то, вероятно, у вас есть симптом тревожного расстройства. Кстати, тревожное расстройство может стать поводом для прокрастинации, когда вы специально затягиваете какой-то проект, потому что тревожитесь за результат. Кто-то подумает, что вы ленитесь, но врач-психотерапевт может увидеть в этом симптом.
Первые описания тревожных расстройств появились ещё в трудах Гиппократа, когда он рассказывал о поведении пациентов, которые приходили в ужас от звуков флейты или всегда испытывали тревогу на безлюдных дорогах. Мы не будем вдаваться в описание механизмов, которые приводят в действие эти спусковые крючки, — их слишком много, как, собственно, и классификаций тревожных состояний. Здесь важно разобраться: когда это уже не тревога, а тревожное расстройство? Когда базовая эмоция перестала быть функциональной, помогая нам принимать быстрое и жизненно необходимое решение, и стала симптомом заболевания? Эксперты считают, что когда эмоции превращают вас в «тревожную запеканку», мешая работать и учиться, общаться с людьми, спать и есть, дружить и любить, когда бытовое превращается в хоррор, а вы избегаете повседневных ситуаций, потому что они вселяют в вас ужас, пора записаться на приём к специалисту. Запомните главное: если интенсивность эмоции не соответствует ситуации, и вы готовы спасаться бегством, когда незнакомый человек спросил у вас, как пройти до площади Ленина, это уже тревожный звонок. Если вас накрыло по полной, то наш эксперт психолог-консультант Наталья Гончарова советует снять повышенный тревожный фон с помощью элементарных физических упражнений — есть простые техники самопомощи, которые базируются на осознанном дыхании. К примеру, дышим животом, наблюдая, как живот поднимается при вдохе и опускается на выдохе. Или делаем полный вдох, а потом дышим так, чтобы выдохи были длиннее вдохов. Главное, сообщите своему телу, которое среагировало на тревогу сердцебиением и прочей психосоматикой, что вы в безопасности! Да, мы не можем приказать эмоции «горшочек, не вари!», но можем научиться регулировать её.
Тревога наблюдается у 57% жителей Новосибирской области, но только небольшой процент из них занимаются с психологом для решения своих проблем. При этом 17% считают, что могут без посторонней помощи справиться с ментальными проблемами. В качестве терапии жители региона проводят время с семьей, заедают стресс, занимаются шопингом и ходят на прогулки.
Эксперты министерства здравоохранения НСО считают, что сегодня посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) может развиться у каждого второго, пережившего экстремальный стресс. Образ обожжённого войной ветерана боевых действий с ПТСР, который широко тиражировался в мировой киноиндустрии, сегодня уступает место обычным людям, которые попали в трагические жизненные ситуации.
— Сейчас в научном мире признаётся, что это расстройство может развиваться практически у любого человека независимо от пола и возраста из-за психотравмирующих событий: техногенных или природных катастроф, сексуального насилия и террористических актов, — говорит врач-психиатр Виктория Сапрыкина. — Возникает ПТСР из-за трагичной потери близких людей и даже после перенесённых тяжёлых заболеваний, угрожающих жизни. Расстройство возникает как у непосредственных жертв или участников трагических, травмирующих событий, так и у свидетелей. Люди, пережившие их, часто сталкиваются с негативными воспоминаниями, иррациональным страхом, немотивированными вспышками гнева и перепадами настроения.
По словам психиатра, ПТСР может развиться примерно у половины людей, оказавшихся в ситуации серьёзного стресса. Провоцирующих факторов много: интенсивность и длительность травмирующей ситуации, гены и среда воспитания, а самое главное — психологическая стрессоустойчивость самого человека. Есть ли у него навыки саморегуляции и внутренние ресурсы, позволяющие переработать травмирующий опыт, а не провалиться в него?
— Симптомы ПТСР могут проявляться как сразу, так и со временем, но в медицине принято устанавливать диагноз ПТСР только спустя шесть месяцев после психотравмы, — рассказывает эксперт. — Проявляется ПТСР многогранно, симптомы могут быть абсолютно разными у разных людей. Проявления зависят от характера и особенностей человека. В основном это повторные и навязчивые воспоминания о травмирующих событиях. У пациента могут возникать образы, мысли, ощущения, беспокойство о пережитом, в тяжёлых случаях этот процесс может даже сопровождаться галлюцинациями — человек словно возвращается снова в ту травмирующую ситуацию и вновь переживает произошедшее.
Виктория Сапрыкина поясняет, что пациенты с ПТСР практически не испытывают позитивные чувства или эмоции — света в их жизненном тоннеле вообще нет. Их стакан не просто наполовину пуст, как у хронического пессимиста, он пуст априори и никогда не наполнится. От такого мрачного взгляда на жизнь страдает не только человек, а наверное, ещё в большей степени его окружение — люди с ПТСР, как правило, не стесняются вымещать свою горечь на близком круге. А это означает, что бесконечные конфликты в семьях, умноженные на тревожно-подавленное состояние человека, замыкаются в порочный круг. Поэтому первый совет, который даёт эксперт минздрава региона, — при появлении признаков посттравматического стрессового расстройства сразу обращайтесь в психиатрическую службу за помощью, поскольку бесконтрольные вспышки агрессии или неадекватного импульсивного поведения могут привести к трагедии. А близким людям совет: попытайтесь реагировать на происходящее спокойно и не обесценивать чувства своего родного человека с ПТСР — ни в коем случае нельзя говорить «я тебя понимаю»! Дело в том, что эта поддерживающая фраза может сыграть роль триггера, вызвав бурную реакцию пострадавшего, который считает, что нельзя понять те страдания, которые он пережил.
При правильном комплексном лечении ПТСР у пациента есть большие шансы на выздоровление. Статистика говорит, что около 30% от числа пациентов с ПТСР выздоравливают, у 40% остаются только легкие симптомы, поясняет врач-психиатр. Программы реабилитации помогают снизить тревожность, напряжение, преодолеть последствия психической травмы и вернуться к нормальной жизни. Поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью!
Управляем тревогой с помощью вопросов
- Что я сейчас чувствую?
- Почему ситуация меня пугает?
- На что я реагирую?
- А может, это реакция на мой опыт из прошлого?
- Я точно уверен, что этот опыт обязательно реализуется?
Что делаем, если испытываем тревогу
- Ходим на психотерапию
- Внедряем физические практики — массаж, йога, плавание, тёплые ванны
- Спим, хорошо едим, больше бываем на улице днём
- Соблюдаем информационную гигиену
- Сохраняем все поддерживающие социальные связи
Материалы по теме:
Как выжить в условиях нашей «мерзлоты»? Новосибирский психолог разработала чек-лист сибирского выживальщика
Всё больше людей в последнее время постоянно прослушивают фоновый контент. Что такое «стриминговая зависимость» и стоит ли беспокоиться, разбираемся с экспертом
Собираясь в отпуск, главное — заранее выбрать экскурсии и не забыть крем от загара. А вот как не «сгореть», если предстоит всё лето провести на работе?
Природа самооценки — кто и что на неё влияют, как её можно поднять и почему чувство собственной неполноценности опасно для человека?
У жителей Новосибирской области всё чаще диагностируют депрессию: что делать и как её избежать?
Как правильно пойти в отпуск и не впасть в депрессию в первый рабочий день?
Как новосибирские волонтёры изменили до неузнаваемости детское отделение в психиатрической больнице №3
Для чего нам нужен эмоциональный интеллект и как научиться распознавать свои и чужие эмоции?
В России эпидемия бессонницы: почему мы перестаём спать и чем чреват постоянный недосып?
Что такое профессиональное выгорание и как распознать в себе его первые признаки?
Почему синдром эмоционального выгорания становится приметой нашего времени и как его избежать?
Что такое «новая чувствительность» и почему обида сплачивает современные социальные группы?
Игорь ЛЯХ, один из самых авторитетных и востребованных новосибирских психотерапевтов, рассказывает о том, как правильно переживать эмоции, чем опасна зависимость от «лайков» и как отличить стресс от депрессии.
Почему общество признаёт депрессию как тренд, но отказывается замечать психически больных людей?
Метро в час пик, потеря работы и распродажи в торговых центрах. Чего ещё боятся новосибирцы?