Комплексный подход
Новосибирск переходит на новый механизм застройки: вся инфраструктура должна появляться вместе с домами
Депутаты заксобрания намерены прописать чёткий алгоритм реализации проектов КРТ.
Новосибирск стремительно развивается: старые дома сносят, на их месте появляются новые современные. Одним из самых популярных инструментов преображения городского пространства стал механизм комплексного развития территории. По нему застройщики получают участки, расселяют на них аварийное жильё, строят новые дома и необходимую инфраструктуру — школы, детсады, дороги, парки, спортобъекты и так далее. В последние годы в Новосибирске почти полностью прекращена точечная застройка, все проекты реализуются именно с учётом комплексного подхода. Более того, согласно внесённым в декабре поправкам в правила землепользования и застройки Новосибирска строительство и реконструкция объектов жилищного строительства и гостиниц на территории города допускаются исключительно в случаях реализации решений и договоров о комплексном развитии территорий. Однако всё далеко не так просто в этом вопросе, признают специалисты. И поработать над совершенствованием механизма ещё предстоит немало. На заседании комитета заксобрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам депутаты рассмотрели проект закона «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Новосибирской области “Об отдельных вопросах регулирования в сфере комплексного развития территорий Новосибирской области”».
— В связи с изменением Градостроительного кодекса РФ предлагается наделить правительство Новосибирской области полномочиями по определению оператора комплексного развития территории, по заключению соглашения с оператором КРТ и установлению случаев, когда такое соглашение заключается, а также требований к содержанию подобного соглашения, —пояснил и. о. министра строительства Новосибирской области Дмитрий Тимонов.
Необходимость внесения таких поправок возражений у депутатов не вызвала. А вот к самому механизму реализации проектов комплексного развития вопросов возникло немало. И связаны они в основном со строительством социальных объектов и транспортной инфраструктуры. Депутат Ашот Рафаелян призвал ответственных чиновников обратить особое внимание на эти вопросы при заключении соглашений о комплексном развитии территорий.
— В условиях конкурсов у нас прописываются правила формирования цены договора комплексного развития. Если муниципалитет хочет построить социальный объект самостоятельно, то убирает это условие из договора — цена на землю высокая. Если в конкурс вкладывается обязательство по строительству социального объекта за счёт застройщика, то цена будет сбалансирована с учётом компенсации этих расходов, — рассказал Дмитрий Тимонов.
Однако депутаты привели немало примеров, когда при таком подходе жилые комплексы оказывались без школы, детсада или поликлиники. А деньги, выплаченные застройщиком, уходили на совсем иные цели. И по сути никто в муниципалитетах не понёс ответственности за то, что люди остались без дорог и соцобъектов.
— Например, вот есть у нас проект КРТ, за который застройщик заплатил три миллиарда рублей. Кто должен построить школу? Школу должен построить муниципалитет. А если деньги истрачены? Ответственность у муниципалитета какая? Где он возьмёт деньги? Только если из областного бюджета выделят. Деньги, которые застройщик платит, должны быть, так сказать, «окрашены», их никто трогать не должен ни на какие другие цели, — уверен депутат Вячеслав Илюхин.
Речь идёт, прежде всего, о тех договорах, что были заключены ранее, отметил председатель комитета Олег Подойма. С реализацией соглашений, которые заключаются сегодня, таких проблем быть не должно.
Необходимы чёткие алгоритмы реализации и контроля за проектами комплексного развития территорий, отметили депутаты. Представители министерства строительства и региональные парламентарии договорились продолжать работу над совершенствованием механизмов КРТ, в том числе и для того, чтобы сделать эту программу максимально открытой и прозрачной.
Инструмент комплексного развития территории появился в нашей стране в конце 2020 года. С инвестором заключают соглашение, в котором предусматривают социальную нагрузку — улучшение инфраструктуры, строительство поликлиник или детских садов, а также обязательства по расселению ветхого жилья.
Материалы по теме:

В Калининском районе Новосибирска демонтируют два аварийных дома по программе комплексного развития территорий

Под комплексное развитие территорий в Новосибирской области определена 31 площадка

Новосибирская область остаётся одним из лидеров по объёмам введённого жилья в Сибирском федеральном округе

Новосибирская область продолжает сохранять лидерство по вводу в строй жилья и наращивает темпы благоустройства территорий

Вопросы комплексной застройки и развития Новосибирска обсудили депутаты Законодательного собрания на месте будущего микрорайона

На крупнейшей в регионе площадке комплексного развития территорий стартовало строительство первого жилого дома

В зону комплексного развития территорий в Новосибирске под прямым контролем областного минстроя попало устье Ини: что там будет?

В Новосибирске началось строительство первого жилого комплекса по проектам комплексного развития территорий. Как будет идти реновация в нашем регионе?

Министр строительства региона поделился новостями о строительстве инфекционной больницы и первого небоскрёба

Когда закончится строительство новых зданий учебного корпуса и досугового центра СУНЦ НГУ?

Когда начнётся освоение Смарт-Сити и где закончится улица Кирова в Новосибирске?

Где в Новосибирске можно удачно расположить небоскрёбы и когда построят первый из них?

Что мешает строительному комплексу сильнее — санкции или кадровый голод? Ответ на этот вопрос в Новосибирске искали строители со всей страны

На Сибирском строительном форуме обсудили проблемы и перспективы комплексного развития территорий