Словарь для предков
В «Образовательном центре — гимназии №6 “Горностай”» создали словарь «запрещённых фраз», которые запускают у детей негативный жизненный сценарий.
«В кого ты такой уродился?», «В твои годы я уже…» (командовал полком, читал Достоевского, знал японский — нужное подчеркнуть), «Из какого места у тебя руки растут?», «Закрой свой рот!» — эти родительские фразы передаются из поколения в поколения, блокируя у детей уверенность в собственных силах. Валерия Романова, ученица новосибирского «Горностая», разобрала «на атомы» устойчивые выражения взрослых и составила детско-родительский разговорник, который принёс ей победу в «Вернадских чтениях» и был высоко оценён министерством образования Новосибирской области.
Мы уже публиковали материал «Закрой рот!» об излюбленных родительских словечках, запускающих в детях, особенно в подростках, негативную бурю отрицания — тогда эксперты подробно «препарировали» многие обиходные фразы нашего детства. На протяжении нескольких лет на исследовательском факультативе по психологии в ОЦ «Горностай» старшеклассники под руководством научного руководителя Анны Бердниковой собирают «родителизмы», чтобы облегчить жизнь детям и предупредить взрослых: не делайте так, пожалуйста. Надо сказать, что в условиях самоизоляции, когда все дома, такой словарь приобретает ещё и практическую актуальность. В проекте приняли участие разновозрастные ученики «Горностая»: в режиме «я-высказывания» (структура Карла Роджерса) они рассказывали о фразах, которые бесят. Кстати, эти же фразы бесили и самих родителей, когда их деревья были большими, а портфели — тяжёлыми.
«Просто “здравствуй”. Просто “как дела”?» — поёт модный в 90-х дуэт, но в этой фразе «кроется дьявол», потому что подростки воспринимают её исключительно негативно.
— Если вы зададите такой вопрос ребёнку из младшего класса, то он, скорее всего, воспримет его как заинтересованное к себе отношение, — раскрывает секреты Валерия Романова. — А вот подросток уже может увидеть в нём формальный интерес, когда родитель интересуется для галочки. А некоторые участники нашего исследования считают, что фраза «как дела?» — это контроль и маркёр неблагополучия. Если меня спрашивают «как дела?», значит, визуально со мной что-то не в порядке.
Следующая позиция в топе «родителизмов» — любимая фраза учителей и родителей, въевшаяся в нашу риторику уже на архетипическом уровне, — «надо стараться». Исследователь считает, что она является конфликтогеном в детско-родительском общении, указывает подростку на недостаточность его усилий в целом и несёт в себе компоненту обвинения. Мол, всё то, что ты делал раньше, — полная фигня. Обычно дети глубоко обижаются на эту фразу, потому что она обесценивает всё, что они делали раньше.
Своеобразие фразы «не отвлекайся» заключается в том, что она не переводит деятельность ребёнка в нужное русло (с просмотра видосика на задачу по алгебре), а концентрирует внимание на себе. Когда взрослый произносит её железным тоном, то дитё не задачку начинает решать — а лихорадочно думать, как бы не схлопотать от родителя, и вся алгебра идёт лесом. Обычно «не отвлекайся» подкрепляется угрожающим «я кому сказала», поэтому не удивляйтесь, если ваш ребёнок ещё целый час не сможет нормально соображать.
— Советую родителям никогда не произносить фразу «мне за тебя стыдно», — продолжает исследователь. — Дело в том, что наша психика устроена так, что мы не можем чувствовать стыд за другого человека. Если вы говорите своему подростку, что вам за него стыдно, — он слышит её как «я стыжусь тебя» и «мне стыдно быть рядом с тобой». Это очень мощный триггер, который в будущем убьёт в нём самооценку и взрастит вечный комплекс вины, от которого трудно избавиться. Впрочем, не советую эту фразу говорить и взрослому близкому человеку. Ему будет очень долго больно.
Ну, держись! Вот только отец вернётся. Ребёнок слышит, что его ждёт страшное наказание — но не от вас, а от более сурового родителя.
У тебя своего ещё ничего нет! Мы показываем подростку, что нам важны материальные ценности, а на его эмоции нам плевать.
Мы с отцом всю жизнь на тебя горбатимся! Это гигантская ответственность за жизнь самых близких людей, которую ни ребёнок, ни подросток не вытянет.
Ты меня в могилу сведёшь! Такие фразы детей пугают и заставляют испытывать чувство вины. Но если вы будете «умирать» по десять раз за день, то в будущем ребёнок перестанет обращать на вас внимание.
Ну наплачешься ты по жизни со своим характером! Чёткая программа, моделирующая дальнейший жизненный сценарий ребёнка.
Ты ничего не можешь! Лучше я сам! Вы не даёте ему никаких шансов чему-то научиться, а потом плачете, что он в 18 лет не научился себе яичницу готовить.
Ну-ка быстро извинись перед Ваней! Психологи говорят, что невозможно принять социальные нормы, если тебя принуждают публично говорить кодовые слова. Эмпатия не рождается из-под палки.
Следующий «хит» — «я бы на твоём месте». Несмотря на то что многие авторы психологического научпопа считают, что эта фраза несёт в себе коннотацию «доброго совета», она очень негативно воспринимается подростками. Во-первых, это совет, а их, как известно, очень не любят зайчики пубертатного периода. Поэтому не нужно играть в психологические увиливания и говорить о том, что вы бы сейчас на его месте перестали мочить орков в Warckraft и сходили за хлебушком. Просто говорите: «Сходи за хлебом!»
Анна БЕРДНИКОВА:
В разговоре с подростком нужно избегать любых оценочных суждений. Все высказывания, касающиеся его внешнего вида, физического состояния и умственных способностей, не должны иметь характер оценки. В противном случае подросток воспринимает это как факт травли.
Любимое архетипическое— «я в твои годы». Вариаций здесь море: от «я в твои годы работал на заводе» до «я в твои годы не красилась» — у каждого из нас есть «свои годы». Кстати, олдскульное «в 16 лет Гайдар уже полком командовал!» из этой же оперы. Валерия уверена, что эта фраза обесценивает сегодняшнюю реальность вашего подростка, указывает ему на его ничтожность и сводит к нулю все его достижения. Кстати, перейти на другой уровень в том же Warckraft — тоже достижение. Просто оно другое.
— К запрещённым фразам относятся и все оценочные высказывания: когда ребёнка сравнивают с каким-то другим идеальным ребёнком мифической коллеги по работе, — уверена Валерия. — Наш словарь постоянно пополняется новыми фразами, которые говорят взрослые люди детям, не отдавая себе отчёта, что они программируют своего ребёнка на какие-то несчастливые вещи. Очень надеемся, что наш проект принесёт и практическую пользу.
Честное слово, общение с такими людьми, как Валерия Романова, приносит большую радость: хорошие у нас растут дети, умные и перспективные. Не случайно новосибирский детско-родительский словарь получил высокую оценку на ХХVII Всероссийских юношеских чтениях имени В. И. Вернадского, который поддерживает Министерство просвещения РФ, а на региональном уровне — министерство образования НСО. «Чтения Вернадского» — это самая крупная научно-практическая конференция для старшеклассников, где будущие мыслители и практики делятся своими исследовательскими работами в разных сферах. ОЦ «Горностай», где благодаря Анне Бердниковой и её коллегам сформировался сильный «психологический сегмент», постоянно принимает участие в «Чтениях Вернадского» — в этом году Валерия Романова стала их лауреатом.
Примечательно, что Чтения-2020 проходили в условиях, «несовместимых с жизнью»: пандемия коронавируса схлопнула все публичные образовательные мероприятия. Команде организаторов и экспертов пришлось в срочном порядке переводить их в онлайн и оперативно осваивать дистанционные интернет-платформы, модифицировав некоторые из них под конкретные задачи Чтений. Получилась беспрецедентная всероссийская конференция с общим эфирным временем длиной в десять суток. Разумеется, огромная нагрузка легла на региональных «операторов» Чтений — в Новосибирской области с этой ролью успешно справляется ОЦ «Горностай».
— Меня очень увлекает когнитивная психология, — рассказывает девятиклассница. — Правда, я ещё не определилась, куда пойду учиться. С одной стороны, интересует нейробиология и всё, что связано с нашей мыслительной функцией, с другой — влечёт и биология. Одно точно я знаю: меня интересует человек.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Дмитрия ДАНЕВИЧА
Материалы по теме:
Зачем ребёнку вера в Деда Мороза и как долго он должен верить в новогоднее чудо? Разбираемся с экспертами
Что такое «осознанное родительство» и почему будущим усыновителям важно пройти курс обучения в специальной школе?
Чем похожи счастливые семьи, как преодолеть трудности воспитания детей и почему опасно «мобильное рабство»?
Почему учителя становятся жертвами буллинга со стороны школьников и их родителей и что с этим делать, по мнению экспертов?
Почему еда становится врагом и как с ней помириться? С психотерапевтом Николаем Чекановым обсуждаем расстройства пищевого поведения — анорексию и булимию
Почему родители провоцируют школьные конфликты, а учителям всё сложнее общаться с мамами и папами своих учеников?
Знают ли подростки о своих правах и почему немало тех, кто хочет изменить имя?
Почему подростки не торопятся с выбором профессии и как помочь им определиться в жизни?
Почему у детей снижаются ценности образования и что такое индекс «благополучия ребёнка»?
Психологи новосибирской общественной организации «День аиста» составили отличный список альтернативных фраз для родителей при общении с детьми
Что такое «селфхарм», почему подростки «режут» себя и как родителям вовремя распознать эти телесные крики о помощи?
Как живётся детям в самоизоляции, в условиях дистанционного обучения, вдали от родных учителей и одноклассников? «Ведомости» спросили об этом детей и подростков Новосибирска
Кто такие кидалты и почему учёные считают, что понятие «взрослый человек» скоро исчезнет?
Как распознать признаки суицидального настроения у подростка? Причины, важные сигналы, советы психологов
Грамотные разговоры с детьми о сексе могут стать хорошей профилактикой против насилия и сексуальных домогательств в будущем
«У тебя не руки, а крюки!», «Глаза б мои тебя не видели!»… Какие родительские фразы могут запустить у ребёнка негативный жизненный сценарий?