Вы его не любите!
Почему учителя становятся жертвами буллинга со стороны школьников и их родителей и что с этим делать, по мнению экспертов?
Светлана, учитель русского языка и литературы: «В прошлом учебном году меня систематически изводила мамочка одного шестиклассника. Мальчик не делал домашние задания, на уроках не работал, приходил иногда без тетради и учебника. Я пыталась поговорить с родителями, но никакой реакции с их стороны не было. Я начала ставить соответствующие отметки. И начались скандалы. Мамочка мне писала в мессенджер глубокой ночью: “По какому праву вы поставили моему сыну двойку?”. Приходила к директору и писала на меня жалобы. Ждала после уроков. Когда я ей сказала, что с ребёнком нужно дома заниматься, она закричала, что она налоги платит, чтобы учителя с её сыном занимались, и если он ничего не понимает, то виноват учитель. И она, к сожалению, не одна так думает. Не дай бог тройку в электронный журнал ребёнку поставишь, сразу начинаются звонки: а в чём дело, мой ведь самый умный, а вы ему тройку!».
Любая травля возникает, когда группе нужна сплочённость, — это самый примитивный способ ощутить единение. Родительские чаты — не исключение.
Эксперты НИУ ВШЭ опубликовали результаты недавнего исследования: 70% российских учителей хотя бы раз становились жертвой буллинга со стороны школьников и их родителей. И если в прошлом веке в школах царил диктат из серии «учитель всегда прав», а сами школы напоминали герметичные институции, куда родитель мог прийти только на собрание, то сегодня картина поменялась с точностью до наоборот. В плохой успеваемости учеников теперь зачастую виноват учитель, а школу родители считают рыночном прилавком, где можно получить товар-услугу — ни о каком храме знаний речи больше не идёт. По мнению социологов-исследователей из ВШЭ, сегодня набирает обороты явление под названием «родительский терроризм» — по аналогии с потребительским, когда клиенты, вооружившись до зубов законами, строчат жалобы в высшие инстанции. Олдскулы-педагоги считают, что такие тенденции родились в 2000-х годах, когда устав школы стал двигаться в сторону демократии, наделяя ребёнка правами, но одновременно снимая с него обязанности, такие как дежурство в столовой и в классе.
— Есть мнение, что «родительский терроризм» появился на руинах советской школы, где ребёнок, по сути, не был защищён. Редкий родитель тогда мог себе позволить вступить в конфликт с учителем своего ребёнка — педагог был неприкосновенен, — рассказывает психолог-консультант Анна Веселина. — Вот и выросло поколение, которое решило всегда быть на защите своего ребёнка. Но это из области предположений, конечно. На самом деле, сегодняшние мамочки страдают избыточным детоцентризмом, считая, что её ребёнок самый-самый, а значит, учитель, поставивший ему двойку, — плохой человек, не сумевший оценить таланты.
Результаты опроса ВШЭ
- 80% учителей отметили, что их дразнили хотя бы раз.
- 90% учителей знают, что им придумывали клички.
- 85% учителей игнорировали ученики.
- 80% учителей столкнулись со специальным нарушением дисциплины на своём уроке.
- 80% учителей знают, что ученики жаловались на них руководству школы или родителям.
Семейный психолог Татьяна Скрицкая тоже убеждена: время индивидуализма наложило отпечаток и на отношения «родитель — учитель», если твоё дитё — пуп вселенной, то учитель должен ему пять раз в день петь осанну, а не двойки в электронный дневник выставлять. Самое интересное, что такое мироощущение прекрасно коррелируется с нежеланием выполнять свои родительские обязанности по воспитанию чада, когда вся ответственность перекладывается на школу: приняли в первый класс — воспитывайте! Иногда такое комбо приводит к печальным ситуациям, когда учитель становится объектом настоящей травли со стороны детоцентрированной мамочки. К примеру, в прошлом учебном году в гимназии №10 случился конфликт, в который пришлось вмешаться министерству образования НСО, Уполномоченному по правам ребёнка по Новосибирской области, департаменту образования и прокуратуре — третьеклассники не вышли на уроки, чтобы поддержать затравленного учителя. Такой социальный протест выбрали родители учеников, которые 1,5 года наблюдали острую фазу конфликта между учителем и одной мамочкой, которая травила классного руководителя с классической изощрённостью — письма, доносы, оскорбления в чатах. По мнению детского омбудсмена Надежды Болтенко, конфликт разгорелся из-за того, что мама требовала от администрации школы обеспечить её ребёнка особыми условиями для обучения из-за полученной травмы, но они не были созданы. А потом в чёрную воронку конфликта провалился весь класс: учитель стал «грушей для битья», а дети — свидетелями унизительных сцен, которые явно не работали на имидж педагога.
На что жалуются родители?
- Несогласие с оценкой. Почему снизили?
- Слишком много задают на дом.
- Моего ребёнка не спрашивают на уроках. Или наоборот.
- Нет индивидуального подхода к моему ребёнку. Вы его не любите!
- Почему задерживаете моего ребёнка после занятий? Учите на уроках.
- Мой ребёнок не успевает на уроке. Вы должны с ним дополнительно заниматься.
— Родительские чаты вполне могут спровоцировать травлю учителя, — продолжает Анна Веселина. — Чаты, как правило, — это случайно собранная группа. В ней нет авторитетного лидера, который может объединить людей вокруг хорошей и полезной цели. В основном там заправляют мамы, которые заряжаются друг от друга эмоциями по принципу «курятника». И вот так рождается дисфункциональная группа, с которой работать труднее, чем с детьми. В этих чатах социальные роли родителей и учителей разыгрываются со знаком равенства. Если в советские времена отношения «родитель — учитель» были вертикальные, то теперь — горизонтальные.
Моя знакомая молодая учительница подтверждает слова психолога: на замечания учителя родители сегодня мало реагируют. Пришёл неопрятный в школу? Он так самовыражается! Болтал на уроке? У моего ребёнка подвижная психика! Ходит во время уроков по классу? Детям трудно высидеть 40 минут на одном месте! В общем, на каждый учительский аргумент есть родительский контраргумент. Вот такая арифметика.
Мария, учитель истории: «Я работаю после института пять лет. Очень трудно работать с шестыми-седьмыми классами. На каждое замечание они сразу отвечают: “Вы не имеете права!”. И начинают снимать тебя на камеру телефона. Когда я запретила пользоваться телефонами на моих уроках, родители пришли жаловаться на меня завучу. Риторика одинаковая: “Она не имеет права, вдруг моему ребёнку нужно срочно ответить на мой звонок?”. Так не звони своему ребёнку во время урока, пусть он занимается спокойно».
Аналитики из ВШЭ считают, что учителя предпочитают замалчивать тот факт, что они стали объектом насмешек и травли со стороны учеников. Дело в том, что статус взрослого человека не позволяет жаловаться: надо мной издеваются мои ученики! Это будто в собственной профнепригодности расписаться. А тем временем в таких ситуациях тоже виноваты родители — дети просто копируют их высказывания и модель поведения. Если дома мамочка говорит про учителя «ну она у меня завтра попляшет!», а потом строчит комментарии в родительском чате, обсуждая это за семейным ужином, то у ребёнка прочно закрепляется мыслеформа «учитель — это пустое место». Конечно, защищать своего ребёнка — прекрасное намерение, автор этих строк тоже вступался за своего сына-школьника в несправедливых ситуациях, но это намерение, по мнению экспертов, должно основываться на уверенности, а не на тревожности и недоверии.
— У родителей-агрессоров, как правило, работает компенсаторная схема, — считает гештальт-терапевт Зоя Титкова. — Довольный своей жизнью человек, который органично реализует себя в разных сферах жизни, не будет зацикливаться на желании вывести учителя на чистую воду и довести его до увольнения. Скорее всего, такие мамы испытывают прессинг и давление на работе или в семье. И разряжаются вот таким доступным способом. Или пытаются сыграть роль «активный родитель», потому что в реальной жизни этого не делают — много работы и разных дел.
Психологи и педагоги видят выход из этой ситуации только в одном — надо с первого класса заниматься просветительской работой с родителями: устраивать открытые педсоветы, круглые столы, семинары и выставки на условную тему «семья и школа — партнёры». Эксперты министерства образования НСО тоже работают в этом направлении: во многих школах используется принцип медианы, когда зарождающийся конфликт между участниками образовательного процесса гасится профессиональным медиатором-переговорщиком. Расширяется штат школьных психологов, которые сегодня не просто тестируют детей, а работают регулировщиками школьных процессов, выявляя острые камни и подводные течения. А проект «Областное родительское собрание», который курирует министерство образования, проводит онлайн-семинары и лекции на темы взаимоотношений родителей и учителей.
Материалы по теме:
Зачем ребёнку вера в Деда Мороза и как долго он должен верить в новогоднее чудо? Разбираемся с экспертами
Что такое «осознанное родительство» и почему будущим усыновителям важно пройти курс обучения в специальной школе?
Чем похожи счастливые семьи, как преодолеть трудности воспитания детей и почему опасно «мобильное рабство»?
Почему еда становится врагом и как с ней помириться? С психотерапевтом Николаем Чекановым обсуждаем расстройства пищевого поведения — анорексию и булимию
Почему родители провоцируют школьные конфликты, а учителям всё сложнее общаться с мамами и папами своих учеников?
Знают ли подростки о своих правах и почему немало тех, кто хочет изменить имя?
Почему подростки не торопятся с выбором профессии и как помочь им определиться в жизни?
Почему у детей снижаются ценности образования и что такое индекс «благополучия ребёнка»?
Психологи новосибирской общественной организации «День аиста» составили отличный список альтернативных фраз для родителей при общении с детьми
Что такое «селфхарм», почему подростки «режут» себя и как родителям вовремя распознать эти телесные крики о помощи?
Как живётся детям в самоизоляции, в условиях дистанционного обучения, вдали от родных учителей и одноклассников? «Ведомости» спросили об этом детей и подростков Новосибирска
В «Образовательном центре — гимназии №6 “Горностай”» создали словарь «запрещённых фраз», которые запускают у детей негативный жизненный сценарий
Кто такие кидалты и почему учёные считают, что понятие «взрослый человек» скоро исчезнет?
Как распознать признаки суицидального настроения у подростка? Причины, важные сигналы, советы психологов
Грамотные разговоры с детьми о сексе могут стать хорошей профилактикой против насилия и сексуальных домогательств в будущем