Билет в будущее
Почему подростки не торопятся с выбором профессии и как помочь им определиться в жизни?
У современных подростков много увлечений, при этом большинство из них не знают, кем они хотят стать в будущем.
Более 70% школьников в России страдают неосознанной некомпетентностью — не представляют, чем можно заниматься в будущем и не считают нужным выбирать профессию. К такому выводу пришли эксперты всероссийского проекта ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее», проведя исследования среди целевых подростковых групп. На межрегиональном форуме «Подросток 360. Новосибирск» этот результат был привязан к сибирским реалиям российским социологом Майей Русаковой, которая исследовала группы подростков из Новосибирской области и поняла, что половина протестированных не имеют чётких планов на будущее и не знают, чем будут заниматься по жизни.
— Наша группа пришла к выводу, что неопределённость будущих планов на жизнь может вытекать из неучастия в профессионально-ориентационных мероприятиях, которые в Новосибирской области проводятся на регулярной основе, — рассказывает социолог. — Большая часть подростков (58 процентов) ни разу не посещали подобные мероприятия и не обращались с этим запросом к школьным специалистам. Почти половина опрошенных ребят не знают, чего они хотят от жизни в будущем, и не имеют поставленных целей или планов. Но парадокс состоит в том, что их основной запрос оформлен именно на профориентацию — дети хотят, чтобы взрослые им помогли найти жизненные маяки.
Интересная ситуация: министерство образования НСО разрабатывает «дорожные карты» по школьной профориентации, запускает проекты, а у деток — неосознанная некомпетентность. Почему? Психологи и социологи в один голос уверяют, что ещё год назад дети поколения Z (родившиеся после 1995 года) мечтали о «карьере» инфлюенсера: мол, мама, смотри, я блогер-миллионник! А для такой работы, согласитесь, профнавыки и личное общение с командой единомышленников не очень-то и нужны.
Об этой тенденции говорят и результаты опросов фонда «Общественное мнение» Высшей школы экономики — сегодня российские подростки игнорируют такие понятия, как «престиж» и «душа коллектива». Главное, чтобы работа была непыльной, эмоционально окрашенной, очень хорошо оплачивалась и не занимала много времени.
— Дети стали жертвами мейнстрима, который транслирует в социальных сетях одну простую мысль: личный успех может быть быстрым, без труда, за счёт желания, — рассказал на форуме «Подросток 360» Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Карелия Геннадий Сараев. — У подростка складывается ложная картина мира: нет необходимости длительно учится и работать. При этом демонстрация успеха принимается как личный успех только при условии монетизации успеха. Имеет место и установка подростков на гедонизм (подмена счастья удовольствием), транслируемая через Сеть и поддерживаемая обществом.
— А ещё серьёзную «подножку» нашим детям поставило массовое стремление современных родителей выстраивать со своими детьми не детско-родительские отношения, а партнёрские, — уверена подростковый психолог Анна Веселина. — И в этом частично виноваты и мы, психологи, которые лет пять лили воду на эту мельницу: говорите с детьми на равных, не давите на них, признавайте перед ними свои ошибки. Да, с детьми надо говорить честно, но взрослые на каждом углу кричали о том, что дети превосходят их во владении многими навыками оперирования информацией, — и что мы получили в итоге? Тотальную потерю авторитета при альтернативе высокого доверия к информации, размещённой в интернете. А что вы хотели-то при таком «партнёрском поведении»?
Сразу вспомнила про своего близкого человека, который сейчас пытается достучаться до дочки-выпускницы: дорогая, ты решила куда будешь поступать? «Дорогая» второй год хмурит бровь и снисходительно отвечает: «Пап, достал». Но куда поступать и кем стать, до сих пор не знает. А папа честно пытался выстроить с дочерью-подростком именно партнёрские отношения: открыто говорил о том, что он «во всех этих ваших интернетах ничего не понимает», слушал лекции психологов (каждый день говорите, что она у вас самая-самая!), никогда не давил (нельзя, уйдёт в себя, замкнётся!) и давал понять, что в отношениях «отец — дочь», она — лидер. То есть на языке психологии активно формировал у дочери ощущение собственной исключительности. Собственная исключительность, конечно, хорошо, но, судя по ситуации, взрослые немного заплыли за буйки.
— По Эрику Бёрну, партнёрские отношения — это взаимодействие «взрослый — взрослый», когда подразумевается, что каждый участник психологически зрел, а взаимное общение строится на уважение и равной ответственности, — продолжает Анна Веселина. — О какой равной ответственности можно говорить в отношениях родителей и детей? Получается, что родители, выстраивая вот такой партнёрский диалог со своими подростками, наоборот, сгружают на детей свою ответственность.
Теперь понятно, откуда (в том числе!) растут ноги у «парадокса», который обозначила Майя Русакова: с одной стороны, дети не верят в силу профориентации, с другой — отчаянно хотят, чтобы взрослые им помогли и направили в нужную сторону. Родительская гиперопека в сочетании с потерей частичного авторитета и ложного ощущения «я — пуп Земли» даёт очень грустные всходы. Особенно когда подросток вырастает в молодого человека и понимает, что мир, к сожалению, устроен совсем по-иному.
1. Учитывайте его предпочтения и способности.
2. Расскажите ему, что работа не всегда вытекает из хобби. Если он ходит в спортивную секцию, то это не говорит о возможной карьере спортсмена.
3. Изучите реальный спрос на рынке труда. Обратитесь к статистке центров занятости и общих мировых трендов. Анализируйте вместе с подростком.
4. Познакомьтесь вместе с профессиями изнутри. Экскурсии по предприятиям, дни открытых дверей, а можно «ВКонтакте» искать выпускников определённых вузов и спрашивать их лично.
5. Учите детей заранее английскому языку, программированию и инженерии. Эти три вещи дают структурность мышления, которая будет востребована в ближайшие 10–15 лет.
— Большинство проблем современных подростков ещё и от систематического «ничегонеделанья», — сказала на форуме «Подросток 360» в большом зале правительства НСО Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Мария Львова-Белова. — Профориентация, возможность сезонной подработки — всё это должно оказаться для ребят привлекательнее, чем разрушение себя и окружающих. Мой 15-летний сын создал свой небольшой бизнес и работает, гордясь тем, что может помогать семье. Поймите, что возможность подработать для подростка очень важна! Не надо его укутывать в кокон гиперопеки, ничего с ним не случится, если он поделает что-то руками или сядет на велосипед, чтобы заработать доставкой. А там придёт и понимание жизненного пути. Главное — быть рядом и направлять.
Разумеется, подросток имеет право не знать и не понимать, кто он и куда идёт. Мы, взрослые, тоже, если начистоту, и в свои 40–50 лет иногда не понимаем, зачем вот это всё вокруг меня? Поэтому если ваш подросток задаёт вопрос: «А зачем мне вуз? Ты вот сам окончил аграрный, а работаешь в библиотеке», — не уходите в крайности, объясняя, что «все в нашей семье имеют высшее образование» или «не спрашивай — сам не знаю». Эксперты советуют: объясните своему чаду, что в вуз нужно идти за связями, а не за будущей работой. Время автоматизации съедает профессии, которые вечра ещё были востребованы, поэтому вуз даст интеллектуальные горизонты и хорошие знакомства. Горизонтальные связи — наше всё. Но если у подростка нет интереса к профессиональному будущему совсем (и такое бывает!), то нужно идти в отрасли, которые будут расти в горизонте 3–7 лет: IT, робототехника, оборонная промышленность, инженерия, технологии, агропромышленность, медицина, продюсерство, И вот тут нужно будет включить родительский авторитет в сочетании с мягким «подталкиванием в спину» — дайте ребёнку выбор и помогите определиться. А ещё лучше — обратитесь к специалистам в школах или вступите в группу «Билет в будущее» в социальной сети «ВКонтакте».
Материалы по теме:
Зачем ребёнку вера в Деда Мороза и как долго он должен верить в новогоднее чудо? Разбираемся с экспертами
Что такое «осознанное родительство» и почему будущим усыновителям важно пройти курс обучения в специальной школе?
Чем похожи счастливые семьи, как преодолеть трудности воспитания детей и почему опасно «мобильное рабство»?
Почему учителя становятся жертвами буллинга со стороны школьников и их родителей и что с этим делать, по мнению экспертов?
Почему еда становится врагом и как с ней помириться? С психотерапевтом Николаем Чекановым обсуждаем расстройства пищевого поведения — анорексию и булимию
Почему родители провоцируют школьные конфликты, а учителям всё сложнее общаться с мамами и папами своих учеников?
Знают ли подростки о своих правах и почему немало тех, кто хочет изменить имя?
Почему у детей снижаются ценности образования и что такое индекс «благополучия ребёнка»?
Психологи новосибирской общественной организации «День аиста» составили отличный список альтернативных фраз для родителей при общении с детьми
Что такое «селфхарм», почему подростки «режут» себя и как родителям вовремя распознать эти телесные крики о помощи?
Как живётся детям в самоизоляции, в условиях дистанционного обучения, вдали от родных учителей и одноклассников? «Ведомости» спросили об этом детей и подростков Новосибирска
В «Образовательном центре — гимназии №6 “Горностай”» создали словарь «запрещённых фраз», которые запускают у детей негативный жизненный сценарий
Кто такие кидалты и почему учёные считают, что понятие «взрослый человек» скоро исчезнет?
Как распознать признаки суицидального настроения у подростка? Причины, важные сигналы, советы психологов
Грамотные разговоры с детьми о сексе могут стать хорошей профилактикой против насилия и сексуальных домогательств в будущем