26.01.23

Трудные родители

Почему родители провоцируют школьные конфликты, а учителям всё сложнее общаться с мамами и папами своих учеников?

Дети чаще всего быстро забывают о своих «конфликтах» — в отличие от родителей.

Российские педагоги и психологи всё чаще говорят о «трудных родителях», которые за своё дитятко «оторвут голову» учителю, раздуют слона из обычного детского конфликта и придадут обструкции всех участников родительского чата. Эксперты считают, что это связано с тем, что у современных детей в школе много прав, но нет обязанностей, личные границы учителя размыты, а главный школьный принцип «уважение к старшим» потускнел под воздействием новых этических норм из серии «почему, если ты старше, я должен тебя уважать?».

Глаза общества
Из практики Уполномоченного по правам ребёнка в НСО Надежды Болтенко:
«Педагогический состав и ученики школы №10 подверглись буллингу со стороны одной из матерей. Суть скандала: дети катались на снежной горке, одна девочка неудачно с неё съехала и получила травму позвоночника. В произошедшем обвинили мальчика, который вместе со всеми катался с горки. Его родители под угрозами матери пострадавшей заплатили за лечение. Потом выяснилось, что он не виноват. Тогда мама девочки стала обвинять учителей и детей, устраивала скандалы с родителями, писала в прокуратуру жалобы. В адрес Уполномоченного поступило три обращения по данной ситуации: одно от директора гимназии №10 и два от мамы девочки. Проведено расследование, осуществлён выезд в прокуратуру города Новосибирска».

Сегодня в психологической среде появился термин «родительский терроризм», который по своей сути похож на явление «потребительский терроризм», когда возмущённый клиент, вооружённый законами и правами, на пустом месте строчит жалобы и заявления в суд. «В моей практике участились случаи, когда родители продолжают раздувать конфликты в школе, несмотря на то что инцидент давно исчерпан, — рассказала “Ведомостям” Надежда Болтенко. — Дети уже сто раз помирились и забыли, что они когда-то ругались, а родители продолжают ходить в инстанции с жалобами на учителя и детей». Российские эксперты считают, что для таких мам-пап важен сам процесс разборок — можно реализовать себя как активного родителя, разрядиться и понять, что ты сегодня в школе власть, а не учитель с директором. «Родитель всегда прав» — по такому принципу всё чаще строятся отношения в наших школах. И происходит это по той причине, что сегодня в обществе отсутствует базовое уважение к учителю как к носителю знаний. А зачем его уважать, когда можно «погуглить»? Клинический психолог Наталья Шестакова считает, что это происходит ещё и по той причине, что родители не хотят себя «нагружать проблемами» — общество потребления живёт по принципам «легко и просто», поэтому замечание учителя, что их ребёнок ведёт себя неправильно, воспринимается в штыки.

— А дети чётко следуют родительским нормам, поэтому ведут себя в школе и публичных местах достаточно распущенно, — говорит клинический психолог. — Но это уже вопрос традиций, которые были разрушены в 1990-х годах, здесь одного десятилетия на восстановление не хватит.

Семейный психолог-консультант Татьяна Скрицкая полагает, что корни «родительского терроризма» растут из принципов индивидуализма, которые активно насаждались последнее время. Популярная мантра воспитания «мой ребёнок — пуп вселенной» привела к тому, что «пупы» и их родители создали новую реальность, где слова «нет» и «нельзя» угрожают их персональной безопасности, а поэтому всякий, кто ставит это под сомнение, объявляется врагом. Отсюда и бесконечные жалобы на учителей, даже по незначительному поводу: сделал замечание, что шумел на уроке, — всё, токсичный педагог. Но существует и альтернативное мнение — сегодня в целом размыты границы: школа, требуя от родителей погружения в учебный процесс, заходит на территорию семьи, а родители в ответ при малейшей возможности проникают в пространство школы. Хотя уже доказано не одним педагогическим трудом — в детские конфликты (если это, конечно, не школьная травля!) взрослым лучше не вмешиваться. Дети вчера поругались (и даже подрались), сегодня помирились. А взрослые так не умеют. Очень хорошо сказал по этому поводу министр образования НСО Сергей Федорчук, комментируя драку между подростками во дворе школе №57 в селе Новолуговое, которая произошла в ноябре прошлого года.

— К сожалению, мы слишком начинаем раздувать некоторые вещи, гиперболизировать, — подчеркнул он. — Я не говорю о том, что не нужно бороться с такими явлениями, когда кто-то третирует кого-то, будь то в детском коллективе или где-то ещё. Но давайте будем относиться к этому соответствующе. Конфликты назревают необязательно в стенах школы. И происходят необязательно в стенах школы. Не всегда учителя могут на эти конфликты отреагировать, потому что они могут быть спонтанными. В современном мире вообще, к сожалению, уровень жестокости возрастает. Это связано с очень серьёзными причинами. Я не хочу их сейчас обсуждать, но нельзя сказать, что в этом виновата только школа. А эта агрессия — она формируется в школе? Или она формируется в семье? Или она формируется в обществе? Так почему же мы делаем школу этим самым углом треугольника, в котором всё сходится?

Эффект заражения
Виктория Минаева (имя и фамилия изменены), учитель русского языка и литературы:
«Очень трудно сегодня коммуницировать с родителями моих семиклассников. Они постоянно от меня что-то требуют, открыто возмущаются тем, что я ставлю их детям плохие оценки. Одну маму, к примеру, не волнует, что её дочь систематически не делает домашнее задание, она подозревает меня в том, что я ей специально ставлю двойки, потому что не люблю её. Во-первых, у меня нет такой задачи — любить всех детей. Во-вторых, я сама страдаю от её плохих отметок, она портит мне отчётность. Что касается уважения ко мне как к учителю, то об этом даже мечтать не приходится. Мне могут написать в WhatsApp в час ночи, а утром позвонить с претензией, почему я не ответила на вопрос “Сколько денег сдавать на поездку в Сузун?”. Мне пишут на выходных и в праздники, родителей не волнуют личные границы учителя. Как-то мне высказали: почему я не состою как классный руководитель в родительском чате? Я там состояла неделю. Спасибо, не надо. Мне хватает классного чата».

Интересное исследование в августе 2022 года провели эксперты «Лаборатории Касперского», опросив 2008 родителей в преддверии нового учебного года: всё ли вас устраивает в родительском чате? Выяснилось, что недовольны коммуникацией в чатах 83% респондентов, 40% родителей не устраивает, когда другие участники чата выясняют отношения при всех, а 36% бесит, когда их «сочатники» не следят за историей сообщений и начинают переспрашивать, пересказывать или говорить своё «пфе» не в тему. Треть опрошенных страшно злят ошибки или опечатки. В общем, родительский чатик — это небольшая модель нашего мира, где мы тоже иногда бесим друг друга. Но если во внешнем мире мы стараемся идти на компромиссы, то в родительском чате конфликты напоминают картину французского художника Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах».

НА ЗАМЕТКУ

Какие темы в родительском чате приводят к конфликту?
• обсуждение поведения какого-либо ребёнка
• обсуждение учебно-воспитательного процесса
• выбор родительского комитета

В своей исследовательской работе детский психолог-педагог Ирина Лагунина пишет о том, что в чате срабатывает «эффект невидимки», когда из-за отсутствия визуального контакта человек высвобождает многие подавленные чувства и эмоции. Но самый главный принцип работы родительских чатов, который может привести к настоящему родительскому буллингу, — это «эффект заражения».

— В моей практике работы с подростками были случаи, когда вот такой «эффект заражения» из родительского чата спровоцировал травлю детей сверстниками, — делится психолог Анна Веселина. — События развивались по одинаковой схеме. В родительской группе в WhatsApp появлялось примерно такое сообщение: «Уважаемые родители, кто ещё пострадал от действий Васечкина?». Это сразу запускает волну коллективного негатива — каждый в чате, не отдавая себе в этом отчёта, начинает прокручивать рассказы своего ребёнка про плохого «Васечкина». Наш мозг устроен так, что он обязательно подбросит какое-нибудь подтверждение. Родители начинают перечислять прегрешения «Васечкина». Потом обсуждать и призывать к ответу его родителей. Некоторые начинают выспрашивать у своих детей: «А правда, что Васечкин такой плохой?». И этим запускают волну негатива уже у детей. В моих случаях ситуация усугубилась тем, что некоторые дети прочитали родительскую переписку и начали высмеивать «Васечкина» в классе.

Эксперты предлагают родителям выработать свой кодекс поведения в школьном чате: к примеру, высказывать чувства через формат «я-сообщение», отвечая только за свои мысли и эмоции. И не втягивать в свою родительскую орбиту обсуждений других детей и учителей — ни к чему хорошему такие «круглые столы» не приводят.

КСТАТИ

Телефоны горячей линии министерства образования НСО:
8 (383) 223-14-68
8 (383) 223-57-23
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

back

Материалы по теме:

18.12.23 Почему вы мне врали?

Зачем ребёнку вера в Деда Мороза и как долго он должен верить в новогоднее чудо? Разбираемся с экспертами

06.12.23 Дать свою фамилию

Что такое «осознанное родительство» и почему будущим усыновителям важно пройти курс обучения в специальной школе?

16.11.23 Счастлив ли ты?

Чем похожи счастливые семьи, как преодолеть трудности воспитания детей и почему опасно «мобильное рабство»?

10.10.23 Вы его не любите!

Почему учителя становятся жертвами буллинга со стороны школьников и их родителей и что с этим делать, по мнению экспертов?

10.03.23 В своей тарелке

Почему еда становится врагом и как с ней помириться? С психотерапевтом Николаем Чекановым обсуждаем расстройства пищевого поведения — анорексию и булимию

05.12.22 Родители, оно вам надо?

Чем опасно эмоциональное насилие в семье и как его распознать?

29.11.22 Что в имени тебе твоём?

Знают ли подростки о своих правах и почему немало тех, кто хочет изменить имя?

16.11.22 Билет в будущее

Почему подростки не торопятся с выбором профессии и как помочь им определиться в жизни?

17.10.22 Легко ли быть молодым?

Почему у детей снижаются ценности образования и что такое индекс «благополучия ребёнка»?

07.02.22 ТОП-15 фраз для родителей вместо «Хватит!» и «Не кричи!»

Психологи новосибирской общественной организации «День аиста» составили отличный список альтернативных фраз для родителей при общении с детьми

16.07.21 Когда больно

Что такое «селфхарм», почему подростки «режут» себя и как родителям вовремя распознать эти телесные крики о помощи?

10.08.20 Поколение Z

Почему детей цифровой эпохи называют «социальными индивидуалистами»?

29.05.20 Жизнь в онлайн-формате

Как живётся детям в самоизоляции, в условиях дистанционного обучения, вдали от родных учителей и одноклассников? «Ведомости» спросили об этом детей и подростков Новосибирска

19.05.20 Словарь для предков

В «Образовательном центре — гимназии №6 “Горностай”» создали словарь «запрещённых фраз», которые запускают у детей негативный жизненный сценарий

23.12.19 Такая вот вечная молодость

Кто такие кидалты и почему учёные считают, что понятие «взрослый человек» скоро исчезнет?

04.12.19 Помогите мне!

Как распознать признаки суицидального настроения у подростка? Причины, важные сигналы, советы психологов

28.10.19 Как говорить про «это»?

Грамотные разговоры с детьми о сексе могут стать хорошей профилактикой против насилия и сексуальных домогательств в будущем

up