Дать свою фамилию
Что такое «осознанное родительство» и почему будущим усыновителям важно пройти курс обучения в специальной школе?
Актриса Новосибирского театра кукол Яна Трегубова раскрывает ребятишкам секреты кукол.
Однажды директор благотворительного фонда «Солнечный город» Марина Аксёнова сказала: «Дети не должны жить в казённых учреждениях!» — и эта формула семейного устройства детей, оставшихся без родительской заботы, сегодня активно применяется в Новосибирской области. Попечители и приёмные семьи получают государственные преференции за свой почётный труд, но в этой семейной шеренге отдельно стоят родители, которые забрали ребёнка из сиротского дома и дали ему свою фамилию, — усыновители. В Новосибирском областном театре кукол прошёл День усыновителя — этот праздник в первое воскресенье декабря традиционно проводит министерство труда и социального развития НСО вместе с общественной организацией «День аиста». В пространстве театра носилась весёлая ребятня — для неё были организованы зоны игровой активности, аквагрим, мастер-классы по ведению кукол и просмотр спектакля «Конёк-Горбунок».
Витя сказал по секрету, что он уже очень любит свою маму.
Татьяна, счастливая мама 10-летнего Вити: «У нас с мужем нет своих деток. И вот однажды мы сели: ну что — берём ребёночка на усыновление? Пошли в школу приёмных родителей, которая работает в организации “День аиста” и решили, что будем учиться очно. Поставили своих работодателей перед фактом, что на выходных нас тревожить нельзя, мы учимся. Было очень интересно, но сложно в психологическом плане. Отучились — и начался поиск. Мы, конечно, хотели ребёнка помладше, но потом решили: почему мы не даём шанс стать счастливым тому, кто старше? Нам позвонили и сказали, что есть прекрасный мальчик Витя. Мы приехали, познакомились и забрали его. Опека нам хотела дать что-то вроде испытательного срока, беспокоились, что мы не сойдёмся характерами, боялись, что обратно его в детский дом вернём. Вначале была, конечно, дистанция — мы все разные, все с характерами. Но с каждым днём мы становились всё ближе, и я теперь жизни не представляю без своего сына».
Эксперты-«аисты» считают, что семьи, которые усыновляют/удочеряют детей, проходят сложный психологический путь, когда некровный ребёнок становится им родным: «Мы сердцем рожаем», — обычно говорят мамы усыновлённых детей. Здесь много нюансов, отличающих такую семью, скажем, от приёмной: детка берёт фамилию и отчество своих некровных родителей, имеет все права на наследство, а родители-усыновители не получают на ребёнка ежемесячных пособий от государства — в отличие от людей, которые взяли детей в опеку. Это не просто поступок — полное переформатирование своей жизни с чётким осознанием, что теперь ребёнок носит твою фамилию, а отказаться от него — всё равно, что сдать родного в детский дом.
— Семьи, которые усыновили детей, — это особенные семьи, потому что для них ребёнок становится родным, — говорит министр труда и соцразвития региона Елена Бахарева. — Такая форма жизнеустройства детей должна постоянно развиваться, поскольку она является самой щадящей и благоприятной для дальнейшего развития ребенка. Всего в регионе порядка 1 500 детей воспитываются в семьях усыновителей, в этом году 42 счастливых ребёнка обрели своих родителей — настоящих маму и папу. Эта цифра несколько лет уже стабильна.
Министр подчеркнула, что главное условие усыновления — это обучение будущих мам-пап в школе приёмных родителей. Сегодня в регионе работает семь таких школ, а началось всё в 2005 году, когда общественная организация «День аиста», созданная подвижницей теории усыновления Евгенией Соловьёвой, начала поддерживать родителей, решившихся на этот важный шаг. Дело в том, что создание опекунской и усыновительской семьи — это процесс, который требует определённых навыков и опыта: ведь с появлением некровных детей в семье могут обостряться отношения, и не все родители понимают, как нужно правильно поступить в той или иной ситуации. «День аиста» начинался как место, где все желающие принять в семью некровного ребёнка могли обсудить свою ситуацию с теми, кто уже прошёл через тот или иной этап некровного родительства.
Аквагрим — билет в сказку.
Дина, мама трёхгодовалой Танечки: «Мы с мужем выпускники школы приёмных родителей “День аиста” 2022 года. А через девять месяцев после окончания учёбы у нас появилась дочка, которую мы взяли из детского дома Прокопьевска. Мы очень долго шли к этому решению, своих детей у нас нет. Учёба была очень сложной в психологическом плане, нас готовили к разным ситуациям, ведь когда ты забираешь ребёночка, вы по сути друг для друга чужие люди. Мы живём вместе уже три месяца, но сказать честно — какой-то жёсткой адаптации у нас не было, агрессии и кидания игрушек. Мы пока дома находимся, детский сад Танюше, мне кажется, ещё не нужен, она только что вышла из системы и ей может показаться, что мы её предаём и возвращаем обратно. Она сразу начала называть “папой” мужа, а потом и меня“мамой”. Она к нам привязана, и мы уже к ней сильно. Нашли мы её случайно. Мы очень долго шерстили базу усыновителей — у меня было мифическое представление, что очень много детей ждут усыновления. Да, очень много детей с инвалидностью, но мы с мужем честно признались себе, что мы не в том ресурсе, чтобы усыновить ребёнка с пятой группой. Мы оценивали свои силы реально».
Официальная российская статистика гласит: ежедневно 14 детей возвращаются в казённые учреждения из приёмных семей. Причины «возврата» у несостоявшихся родителей разные: у кого-то были слишком завышены ожидания, когда родительство представляется «пасхальной открыткой» с ангелами и херувимами, а в жизни — разнополярные характеры и трудности подросткового возраста. А кто-то и вовсе так и не смог полюбить ребёнка, принять его сердцем — вот не смог и всё тут. Но руководитель «Школы приёмных родителей» при Институте развития семейного устройства Дина Магнат пишет в свой научной работе: «в любом, даже самом тяжёлом случае ответственность лежит только на взрослом». Потому что, как считают психотерапевты, последствия вторичного сиротства для ребёнка чудовищны — после предательства вновь обретённых родителей он перестаёт верить людям и начинает рассматривать всех взрослых как трусов и эгоистов. Ошибочно считать, что двухлетняя крошка, которую вновь сдали в казённый дом, потому что новая мама не рассчитала свои душевные силы, ничего не помнит — предательство важных взрослых людей отравит ядом всю её последующую жизнь.
Ошибочные мотивации родителей-усыновителей
- «Я одинок, мне нужен ребёнок»
- «Мой кровный ребёнок — эгоист, ему нужен брат/сестра»
- «Хочу, чтобы семья была, как у всех»
- «Наш брак распадается — ребёнок его скрепит»
- «Воспитаю для себя, чтобы в старости помогал»
- «Замещу ребёнком пустоту после ухода близкого человека»
- «Не хочу иметь биологических детей»
- «Совершу благородный поступок»
У каждого ребенка должно быть детство, где есть мама с папой, радость и сказка
— Неважно, по каким причинам человек «возвращает» ребёнка, — считает практикующий семейный психолог Евгения Соловьёва, мама пятерых детей (кровных и усыновлённых). — Это означает только одно — он не стал родителем. И давайте будем точны в определениях: ты не «возвращаешь» ребёнка, а именно отказываешься от него.
Кстати, сегодня «Школа усыновителей и опекунов» при НГООУ «День аиста» — самая жёсткая в плане родительских тренингов, там будущим мамам-папам над, как в той сказке, «железные хлеба изгрызть и железные башмаки стопать». Специалисты должны из пар вытянуть их истинную мотивацию: почему вы хотите усыновить ребёнка? Принятие ребёнка — это не фотографии в стиле «ми-ми-ми», это большая и взрослая ответственность. Как говорят на усыновительном сленге: «Родить из “сердца”вовсе не проще, чем из “живота”. Пуповина должна обязательно вырасти».
Будущим родителям-усыновителям важно помнить, что среднестатистический портрет ребёнка, живущего в казённом доме, — это не голубоглазый херувим с кудряшками. Это дети, пережившие глубокий травматичный опыт и остро нуждающиеся в любви и доверии.
Материалы по теме:
Зачем ребёнку вера в Деда Мороза и как долго он должен верить в новогоднее чудо? Разбираемся с экспертами
Чем похожи счастливые семьи, как преодолеть трудности воспитания детей и почему опасно «мобильное рабство»?
Почему учителя становятся жертвами буллинга со стороны школьников и их родителей и что с этим делать, по мнению экспертов?
Почему еда становится врагом и как с ней помириться? С психотерапевтом Николаем Чекановым обсуждаем расстройства пищевого поведения — анорексию и булимию
Почему родители провоцируют школьные конфликты, а учителям всё сложнее общаться с мамами и папами своих учеников?
Знают ли подростки о своих правах и почему немало тех, кто хочет изменить имя?
Почему подростки не торопятся с выбором профессии и как помочь им определиться в жизни?
Почему у детей снижаются ценности образования и что такое индекс «благополучия ребёнка»?
Психологи новосибирской общественной организации «День аиста» составили отличный список альтернативных фраз для родителей при общении с детьми
Что такое «селфхарм», почему подростки «режут» себя и как родителям вовремя распознать эти телесные крики о помощи?
Как живётся детям в самоизоляции, в условиях дистанционного обучения, вдали от родных учителей и одноклассников? «Ведомости» спросили об этом детей и подростков Новосибирска
В «Образовательном центре — гимназии №6 “Горностай”» создали словарь «запрещённых фраз», которые запускают у детей негативный жизненный сценарий
Кто такие кидалты и почему учёные считают, что понятие «взрослый человек» скоро исчезнет?
Как распознать признаки суицидального настроения у подростка? Причины, важные сигналы, советы психологов
Грамотные разговоры с детьми о сексе могут стать хорошей профилактикой против насилия и сексуальных домогательств в будущем