Легко ли быть молодым?
Почему у детей снижаются ценности образования и что такое индекс «благополучия ребёнка»?
Участники форума на променаде «Город глазами подростков» — молодёжь водила взрослых по своим культовым местам.
Третий международный форум «Подростки 360» — это два дня интенсивных дискуссий, выступления клинических психологов и экспертов по «конфликтным разговорам», тренинги-погружения от команды ресурсного центра благотворительного фонда «Солнечный город» и квартирники на «открытых пространствах». Главная мысль-послание форума: взрослые, давайте избавимся от «подростковой амнезии» и вспомним, легко ли быть молодым.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Мария Львова-Белова и губернатор Андрей Травников.
Форум проводился по инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой. Детский омбудсмен успела за эти два дня провести пленарное совещание, принять участие в открытии подросткового пространства «Юность» и встретить в аэропорту Толмачёво ребятишек из ЛНР, которых в Новосибирске ждали приёмные семьи. Губернатор Андрей Травников рассказал на пленарном заседании, что был «непростым подростком себе на уме» — откровение первого лица сразу снизило градус официального пафоса, задав форуму вектор «разговора по душам».
— Мы сегодня делаем акцент на развитии инициативы самих ребят, — сказал губернатор. — Надо не просто помочь преодолеть семейное неблагополучие, жизненные неурядицы, а научить человека жить в будущем самостоятельно и добиваться успеха. У нас в предыдущие годы была создана большая сеть молодёжных подростковых центров — 60 пространств в разных муниципалитетах.
«Мои эмоции — моё наказание». Участники форума избавляются от «подростковой амнезии» и вспоминают, как это было с ними.
Тема «открытых пространств», где подросток может укрыться от невзгод внешнего мира и, например, поиграть в настольную игру, стала на форуме одной из ключевых. Секции и кружки дополнительного образования — это, конечно, замечательно, но ребятам нужно своё, свободное от педагогических догм место, где можно попить чай, посидеть в телефоне и почувствовать, что ты в этом мире не один, но никто не посягает на твои личные границы. «Мы развиваем это направление по всей России, — сказала Мария Львова-Белова. — Знаете, есть дети, которые не хотят идти домой. У нас в одном таком пространстве был мальчик, у которого пил отец, и он шёл домой только тогда, когда тот засыпал. Потом мы потихоньку начали работать с самой семьёй». Министр образования НСО Сергей Федорчук поддержал омбудсмена: да, сегодня важно взаимодействовать на уровне области по профилактике детского и семейного неблагополучия, но огромную роль играет семья подростка, где не всегда всё благополучно.
— Очень важны сегодня «открытые пространства», куда дети могут прийти, чтобы не оставаться наедине со своими проблемами, — подчеркнул министр. — Мы будем продолжать поддерживать инициативы общественных организаций, которые ориентированы на работу в этом направлении. На мой учительский и министерский взгляд, подростки — это и дети, и молодёжь, но самое для нас страшное, что они себя считают взрослыми, отсюда весь конфликт. Они считают, что мы их не слышим, а мы считаем, что они с нами разговаривать не хотят. Им не хватает любви. А нам не хватает времени.
Эксперты форума были единодушны: самые одинокие дети — это «обычные» подростки. Они не относятся ни к социально уязвимым, ни к одарённым — дрейфуют по жизни со смартфоном в руке, звёзд с неба не хватают, девиантным поведением не страдают, никто с ними «не носится». С детских площадок их гоняют, в продвинутых молодёжных центрах они себя чувствуют неловко — куда им податься? «Мы убеждены, что один из лучших видов профилактики и реабилитации — это трудовая занятость, — уверена детский омбудсмен. — Это постоянно звучит от подростков: дайте нам возможность зарабатывать! Так дайте им такую возможность — и многие вещи уйдут сами собой».
Тренеры-супервизоры ресурсного центра «Солнечного города» провели трёхчасовую игру-тренинг «Подросток — инструкция по взаимодействию».
Уже давно понятно, что понятие «идеального детства» сильно разнится у взрослых и детей. Первые считают, что дитё должно жить по схеме «драмкружок, кружок по фото, мне ещё и петь охота», вторые жалуются семейным психологам на усталость и тотальную загруженность. Доктор психологических наук Галина Семья уверена, что нужно вводить в педагогическое поле новое определение «благополучие ребёнка» (БР), которое красноречиво говорит о том, что родители и дети по-разному воспринимают эту жизнь. К примеру, мама считает, что если её дочь ходит в бассейн, на английский и танцы, то это признак благополучия семьи в целом. А вот для её ребёнка это тяжёлая и изматывающая работа.
9
миллионов подростков в возрасте от 12 до 17 лет сегодня живут в России.
— Мы провели пилотное исследование 17 тысяч подростков в 22 субъектах Федерации, — рассказала Галина Семья. — В нём участвовали не только дети из благополучных семей, но и сироты, инвалиды, мигранты, цыгане, дети из удалённых сельских школ, арктической зоны, Крайнего Севера, проживающие на экологически неблагополучных территориях — в общем, разные детские группы. И вот такие результаты: 69,5 процента подростков оценили свой уровень благополучия как средний, 15 процентов — как высокий и 15,1 процента — как низкий. Оказалось, что в рейтинге благополучия для ребёнка на первом месте стоят хорошие доверительные отношения с преподавателями и достаточная физическая активность. А вне школы ребёнку важно время, проведённое с родителями, и время, проведённое с ними вне дома.
«Красные зоны» неудовлетворённости вчерашних детей — это снижение ценности образования. Всё чаще подростки задают вопрос: а зачем мне учиться, когда в интернете много работы? Кстати, на этот вопрос гениально ответила сопровождающий сложных разговоров Юлия Булгакова: «Дорогой, я сама не знаю, зачем тебе учиться. Но думаю, что учёба сможет придать твоей жизни смысл и цель». А ещё подросткам мешает жить школьный буллинг, незнание своих прав и отсутствие взрослых наставников — к сожалению, родителей в этой роли дети не видят. Наставник — это другой взрослый, который обладает определёнными компетенциями, но при этом не боится признаться в том, что чего-то не знает. «Мы все требуем от подростков — ты должен определиться с целью! — говорит Юлия Булгакова. — А что мы от них требуем, если, по большому счёту, мы и сами эту цель не видим? Подростку нужны искренность и честность».
А вы думали — легко быть подростком? Тотальное погружение в психическое пространство.
Галина Семья в своём исследовании обнаружила любопытный факт: БР ещё зависит от школьного микроклимата — ребёнок там проводит столько времени, сколько мы с вами на работе. И неожиданно на первом месте в рейтинге благополучия оказались школьники из малокомплектных сельских школ, а на втором — ребята из закрытых образовательных учреждений для трудных подростков. С сельскими школами всё понятно — чем меньше народа, тем больше человеческого кислорода. Но — режимная организация?! Выяснилось, что, когда «трудные» дети попадают в условия, где ими занимаются, то их БР резко повышается. А на первом месте у подростков (внимание!) — возможность построить доверительные отношения с родителями. Как бы они ни орали «вы меня не понимаете» — они ждут от нас совместных ужинов, прогулок и разговоров по душам. В общем, если вы сейчас читаете нашу статью, то идите к своему подростку, обнимите его и предложите съесть вместе пиццу. И если он будет по привычке ворчать, что ничего не хочет, обнимите его ещё раз. Он этого сильно ждёт. Впрочем, как и мы, взрослые.
Чем полезны «открытые пространства»?
• дают подростку ощущение безопасности
• помогают ему найти единомышленников по увлечениям
• подросток находится рядом с «помогающими взрослыми»
Материалы по теме:
Зачем ребёнку вера в Деда Мороза и как долго он должен верить в новогоднее чудо? Разбираемся с экспертами
Что такое «осознанное родительство» и почему будущим усыновителям важно пройти курс обучения в специальной школе?
Чем похожи счастливые семьи, как преодолеть трудности воспитания детей и почему опасно «мобильное рабство»?
Почему учителя становятся жертвами буллинга со стороны школьников и их родителей и что с этим делать, по мнению экспертов?
Почему еда становится врагом и как с ней помириться? С психотерапевтом Николаем Чекановым обсуждаем расстройства пищевого поведения — анорексию и булимию
Почему родители провоцируют школьные конфликты, а учителям всё сложнее общаться с мамами и папами своих учеников?
Знают ли подростки о своих правах и почему немало тех, кто хочет изменить имя?
Почему подростки не торопятся с выбором профессии и как помочь им определиться в жизни?
Психологи новосибирской общественной организации «День аиста» составили отличный список альтернативных фраз для родителей при общении с детьми
Что такое «селфхарм», почему подростки «режут» себя и как родителям вовремя распознать эти телесные крики о помощи?
Как живётся детям в самоизоляции, в условиях дистанционного обучения, вдали от родных учителей и одноклассников? «Ведомости» спросили об этом детей и подростков Новосибирска
В «Образовательном центре — гимназии №6 “Горностай”» создали словарь «запрещённых фраз», которые запускают у детей негативный жизненный сценарий
Кто такие кидалты и почему учёные считают, что понятие «взрослый человек» скоро исчезнет?
Как распознать признаки суицидального настроения у подростка? Причины, важные сигналы, советы психологов
Грамотные разговоры с детьми о сексе могут стать хорошей профилактикой против насилия и сексуальных домогательств в будущем