Дни, наполненные чудом
Она умеет находить чудо в каждом дне, путешествовать вглубь себя и видеть во сне новые проекты. В новосибирском ЦК19 до 16 февраля проходит выставка художницы Елены ЮДИНОЙ
ЕЛЕНА ЮДИНА
Художница из Новосибирска, обучалась живописи в студии Натальи Чижик. Вместе с Олегом Гороховым и Александром Косенковым участвовала в создании Ассоциации свободных художников имени «Купания красного коня» Петрова‑Водкина. Автор проекта «Фестивальное одеяло».
В экспозиции представлены работы, написанные ещё в 1998 году, в том числе с совместных пленэров с Алисой Дьячковой, Александром Косенковым, Олегом Гороховым в Колывани, Томске и многих других городах. И работы, вдохновлённые взаимодействием с учителем автора — известной Натальей Чижик. Циклу «Мои Дни», выставленному впервые, посвящён целый зал — это дневник в красках, в честь которого и названа выставка. Каждый день появлялась одна работа, на которой изображены события дня. А у каждого дня — свой фон, свои чудеса и удивления.
— Очень часто мои проекты приходят ко мне во сне. Словно я на выставке, вижу картины, как они расставлены — просыпаюсь и начинаю писать. Но с ангелами было по-другому. Я приехала в Швейцарию по вызову подруги. Она рассказала, что её подруга, которая родом из другой страны, пишет книгу о своей очень тяжёлой жизни, и ей нужны иллюстрации. Я придумала, как вот эту тяжёлую жизнь подруги моей подруги облегчить немножечко через ангелов. Показать, что чудеса на самом деле происходят даже в каких-то трагических ситуациях. И я сделала довольно много иллюстраций. Сейчас на выставке их нет, но именно с них начался этот цикл. «Ангелы» выставлялись на «Жëлтой мельнице» под Парижем по приглашению Славы Полунина. Всем они нравятся, видите, у них очень много дел. Они с нами танцуют, играют, подсказывают.
Мне хочется мультик сделать про этих ангелов, и я даже начала писать сценарий. Никому про это не рассказывала, но с вами поделюсь. У нас в Городке идёшь по улице Золотодолинской — и вдруг видишь огромный сугроб, по которому какой-то ребёнок провёл пятернёй. И получился как будто бы нотный стан. Я придумала, что люди идут, кто-то яблоко грызёт, уронил сердцевинку, упала случайно веточка, шишка, и нотки возникают на нотном стане. И шагает ангел в телогрейке, с крыльями, он везёт телегу, на которой возят продукты, только на ней стоит пианино. И пианист играет снежную музыку, которую видит на этом нотном стане. Это только один из эпизодов мультфильма. А ещё одна из историй, это мы разговаривали с подружкой детства. Она рассказала, что когда получала двойку, приходила домой, и там папа, допустим, её ругает, она ложится на диван, ей так горько. И в это время за окном падают огромные хлопья снега, и девочке становится очень уютно и хорошо: потом приходит мама, обнимает её и говорит, что дочка пахнет яблоком. Подумала я: хлопья — это домики ангелов, ангелов, которые повсюду оставляют стежки свои, свой смех и свою тишину. У них очень много дел, и если у нас что-то не получается, они своим примером заряжают нас.
— В 2019 году я должна была снова поехать на «Мельницу» Славы Полунина под Парижем. Заболела мамочка, конечно, я никуда не поехала. И тогда я придумала, что могу сделать вот такой проект — буду рисовать свои дни. И оказалось, что это такая роскошь — получается, всё есть при тебе. Для меня это стало таким невероятным путешествием, которое заменило путешествия во все страны, на все космические планеты. Путешествие в мир себя — это потрясающая вещь, чего я и вам желаю всем.
Например, я шла по Академгородку и прямо в центре услышала пение петуха. Ну, скажите, откуда здесь петух? От удивления открыла рот, в который тотчас залетел комар. Я начинаю смеяться, для меня это такое маленькое чудо, которое тоже вошло в «Мои Дни». Когда рисуешь это, прорисовываешь, кажется, как будто какая-то сказка такая. И думаешь: а ведь многое можно вообще не замечать. Вот, например, лист с фруктами — возможно, в этот день я съела грушу. Я иду из магазина с набитыми сумками домой. Для меня это тоже путешествие. Я придумываю, что ездила в другое село на ярмарку. Я смотрю в окно и вижу, как летит самолёт — кто-то всё-таки летает в это время. Машу ему рукой, и это тоже становится маленьким чудом. «Мои Дни» — очень частная моя история. Моя, моих близких, друзей, предков. Мы много гуляли с мамочкой, и она есть почти на всех листах — их всего около 700. А был момент, когда я болела сама, и тогда на работах появлялись геометрические фигуры. Не могу это никак объяснить, но так влияла на меня болезнь.
И я бы, конечно, думала: вот если бы детей в школе учили видеть эти чудеса и зарисовывать, ну хотя бы там, не знаю, раз в неделю, чтобы вот это чудо обнаружить в своей жизни, то это было бы очень здорово, мне кажется, мир бы изменился.
Главный посыл выставки «Мои Дни» — порадоваться чему-то красочному и вдохновиться на путешествия вглубь дней своих. Ведь вся наша жизнь полна прекрасных моментов, которые стоит ценить и сохранять в памяти.
— Питер — это как будто в своей воде ты плаваешь, и тебя как художника очень все понимают. Мы там и в Пушкинской, 10, в арт-центре, выставлялись. Ой, там такие истории были… Решила однажды участвовать в текстильном фестивале, делала вертеп. Там целая история с этим вертепом, как я его сделала и как я его закончила именно в Рождество, вернее, в Рождественский сочельник. Закончила, наконец стала ходить, до этого у меня ноги болели, я сидела дома месяц, и пошла в храм, у меня уже вертеп был готов. Это удивительно. Так вот, этот вертеп я весной повезла в Питер. И мне нужна была ёлка для него. Я приезжаю к друзьям на дачу под Питером, а накануне там очень сильный ураган повалил деревья. Я говорю: ребята, можно возьму ёлку — она же сломанная. И вот я с этой ёлкой в метро питерском в начале мая — люди в подземке так радовались, глядя на меня, как на человека из декабря.
— Нашему фестивалю одеял уже много лет. Все участники шьют одинаковые трёхслойные блоки 25 на 25. И потом я на фестивале это все компоную, вручную мы сшиваем и потом дарим куда-то. У каждого одеяла своё название: «Шелест зелёного леса», «День пятый», «Дом», «Море», «Дерево», «Лето красное», «Урожай», «Книга», «Фестиваль», «Путешествие», куда вошёл мой лоскут, созданный по мотивам моего участия в оформлении творческой лаборатории Славы Полунина «Жёлтая мельница» под Парижем.
Например, я отвозила лоскутное одеяло Александру Сергеевичу Пушкину, прямо на могилу возлагала. На открытии выставки в Пушкинских горах было зачитано письмо матери Пушкина, где она рассказывает, какие тыквы уродились. И вот совпадение — на нашем одеяле эти прекрасные жёлтые тыквы, словно иллюстрация к письму!
Тайная жизнь клоуна
— Меня спрашивают про работу «Клоун на отдыхе». Это актёр, который рекламировал пластиковые окна. В видеороликах из окон вылетали журавли. Мне звонит друг режиссёра, говорит, слушай, вот мы будем снимать про него фильм в его квартире, а ты как будто бы его сто лет знаешь (а я его вообще не знала) — ты ему позвони и скажи: вы такой человек известный, у вас такой образ, мне бы хотелось вас писать. А мы будем в его квартире смотреть за ним, снимать, как он отреагирует, может, растеряется. Но он воспринял моё предложение как должное. И мы отправились на дачу писать портрет. Было очень интересно — там учёные двое на забор облокотились, наблюдали за процессом, как древнегреческие боги. Где-то в уголке я нарисовала поросёнка — это была его история, как они его резали. Потом, правда, я это всё закрасила. Дома дорабатывала, надо было проработать цветовые решения. Нужно было что-то дать в руки ему, решила, что это будет аквариум с черепашкой. Позвонила спросила: не возражаешь? Он ответил: так у меня есть дома аквариум с черепашкой…