Живое в камне
Как восстановление Ленинграда стало фундаментом для рождения скульптора №1 в Новосибирске — Михаила Меньшикова.
Сын скульптора Михаила Меньшикова — Сергей Меньшиков, у скульптуры «Сыны».
Вдумчивый взгляд и волевое лицо, кажется, ещё немного — и он повернёт голову: академик Мешалкин «вырастает» из мрамора, и эта каменная глыба передаёт масштаб личности человека, спасавшего жизни, — создателя хирургии сердца. Рядом большое фото автора — ещё начинающего скульптора Михаила Меньшикова, бывшего фронтовика, студента Академии художеств. В то время он работал в реставрационной мастерской по обработке мрамора на восстановлении послевоенного Ленинграда. Так возрождение жизни стало началом большого пути скульптора.
Куратор выставки Елена Шептунова работала над подготовкой проекта несколько месяцев: «Иногда кажется, что скульптуры живее иных людей».
Гордый разносчик газеты «Правда», задорная «Первоклассница» и коренастый «Сибирский охотник». Посетители выставки подходят к скульптурам, фотографируются, трогают и даже обнимают их (что, конечно, не стоит повторять) — такими живыми выглядят эти лица и персонажи.
Первый профессиональный скульптор Новосибирска Михаил Иванович Меньшиков родился 30 сентября 1922 года в Челябинске, был последним, 13-м, ребёнком в семье. Посещал кружок скульптуры и лепки Татьяны Руденко-Щелкан, учитель которой брал уроки у Родена. Во время войны был политруком, награждён медалью «За отвагу», в одном из боёв получил множественные осколочные ранения. В Новосибирск Михаила Меньшикова пригласили в 1952 году, с тех пор он жил и работал в нашем городе. Мастерская находилась в доме №159 на Красном проспекте, сейчас там штаб-квартира новосибирского Союза художников России. Не стало скульптора в 1988-м, его сбил автобус — трагедия случилась на площади Калинина, когда Михаил Иванович шёл в мастерскую.
Выставка «Михаил Меньшиков. Скульптура. К 100-летию со дня рождения» открылась в Новосибирском государственном художественном музее (НГХМ) в конце декабря и продлится до 26 февраля. Проект создан при поддержке министерства культуры Новосибирской области. Как отметил замминистра культуры Григорий Милогулов, эта выставка — лучший способ почтить память великого скульптура и отметить его вековой юбилей.
«Истребитель танков».
Проект по-настоящему уникальный, достаточно сказать, что это всего лишь вторая персональная выставка скульптора, первая была полвека назад, к 50-летию. А теперь представьте вероятность побывать на следующей! Хотя отдельные работы участвовали и в других проектах, так, например, «Истребитель танков» известен по выставкам о Победе.
— Михаил Иванович производит впечатление сильного, красивого и масштабного человека и скульптора, непревзойдённого в нашем городе. Каким-то образом он вдыхал в камень и бронзу жизнь, и она осталась в скульптурах навсегда. Мы хотели предложить новосибирцам по-новому посмотреть на известные работы, — говорит куратор выставки, сотрудник научно-хранительного отдела НГХМ Елена Шептунова. — Если подойти к памятнику воину-победителю в Павловском сквере Новосибирска и рассматривать его, можно заметить, какое сильное впечатление он производит. Это одна из последних его работ. 1980-й год, наступает время современного искусства. Он сумел соединить суровый стиль и тонкую проработку лица.
Михаил Меньшиков работает над скульптурой «Сибирский охотник».
На первый взгляд, на юбилейной выставке всё просто и понятно — благодаря большому пространству есть возможность детально рассмотреть работы, их дополняют фотографии и видеосюжеты (есть и хроника 1950-х). Однако эта история разворачивается в захватывающий детектив, если вчитываться в тексты. Настоящее расследование истории семьи Меньшиковых провела журналист Александра Зайцева. Выяснилось, что отец Михаила Ивановича был известным в Челябинске предпринимателем, занимался кузнечным делом и имел свой магазин. Открытия следовали за открытием. Так, чтобы снять мемориальное творчество отца, Сергей Меньшиков ездил в Камень-на-Оби, где установлены его работы — аллея Героев Советского Союза и памятник 50-летию Советской власти. А за месяц до выставки Сергей обнаружил папку с китайскими акварелями: в сентябре 1956 года, в разгар дружбы с Китаем, Михаил Меньшиков в составе делегации новосибирских художников путешествовал по КНР, знакомился с древней историей, делал зарисовки. Но сколько бы ни искали, исчез без следа эскиз к центральной скульптуре “Право на труд”, стоявшей когда-то на фронтоне ДК имени Горького, — остались только фотографии.
Скульптура «Первоклассница». Детская тема у Михаила Меньшикова — особая трепетная линия творчества.
«Делать выставку скульптура непросто. И отец в 1972 году, когда была первая выставка, намаялся, собирая по городам и музеям скульптуры, к тому же они объёмные и тяжёлые. На нынешней выставке представлены работы из фондов НГХМ, краеведческого музея и семейной коллекции. Спасибо сотрудникам художественного музея за то, что они очень ответственно отнеслись и создали душевную атмосферу», — говорит Сергей Меньшиков.
Два мальчика сидят на санках: тот, что постарше, — серьёзный, младший — задумчивый романтик, и кажется, что эти санки вот-вот понесут их в большую жизнь. Скульптура «Сыны» установлена в зале, где представлено творчество сыновей — Данилы и Сергея Меньшиковых. Оба — известные художники, члены СХР, продолжатели династии. А значит, история продолжается.
Материалы по теме:
В ЦК19 открылась персональная выставка известного новосибирского художника Константина Скотникова
Художник Вадим ИВАНКИН — о том, почему русская живопись ценится в Китае, что такое сибирское искусство и как творческому союзу не превратиться в собес
Легко ли быть женой художника, где живут теперь ангелы Александра Шурица и появится ли музей — рассказывает Тамара МАМАЕВА
Известный новосибирский художник Михаил ПАРШИКОВ — о логике плаката, творческих дачах и социальном заказе
Художник, керамист, педагог Алёна ЗАЛУЦКАЯ — о старых мастерах,новых учениках и опыте трансформации искусства
«Белый художник» Валерий Нестеров о своих взрослых учениках, везении и постоянной потребности размышлять
Художник, скульптор, ювелир Юрий ШАХОЯН — о тайне рождения образа, любви к импровизации и сибирском «плене»
Создатель знаменитой скульптуры медвежонка в Первомайском сквере Новосибирска Галина МАКАШИНА — о военном детстве, животных и советской эпохе
Новосибирская художница Елена БЕРТОЛЛО — о бегстве от реальности, свободных людях и непохожести
Как Геннадий Арбатский менял образ Богданки, кто забрал у него мастерскую и какова судьба наследия — рассказывает Татьяна АРБАТСКАЯ
Оружие из дюралюминия, изысканные блюда из пластика и горилла на ёлке — лучший в городе художник-бутафор Тимур ГУЛЯЕВ о технологиях ненастоящего и настоящем творчестве
Театральный художник — о ключе к романам Толстого, природе винтажных вещей и социальном нерве «Старого дома»
Художница Евгения ШАДРИНА-ШЕСТАКОВА о жизни в мансарде, попытках ухватить время, портретах из Гуанчжоу и пролитом уксусе
Художник Константин СКОТНИКОВ — о современном искусстве, свободе и одиночестве
Самый романтичный художник Новосибирска отметил 70-летие. Миры Сергея МОСИЕНКО населяют необычные существа и ангелы.