13.01.23

Ангел Шурица

Легко ли быть женой художника, где живут теперь ангелы Александра Шурица и появится ли музей — рассказывает Тамара МАМАЕВА.

Одного из самых заметных художников Новосибирска Александра Шурица, чьи картины разлетелись по всему миру, не стало в апреле 2017 года. Но его ангелы, воздушные девы и яркие сюжеты продолжают восхищать и вдохновлять людей благодаря выставкам, которые проводит его жена — Тамара Мамаева. Вот и декабрьская выставка «Три ангела» в Новосибирском краеведческом музее стала лучшим лекарством от зимней хандры и самым заметным выставочным проектом 2022 года. Работы известных художников Новосибирска — Александра Шурица, Геннадия Арбатского и Санду Бортника представили их вдовы — Тамара Мамаева, Татьяна Арбатская и Елена Балтусова.

Где-то за радугой

— Тамара Дмитриевна, тяжело это — распоряжаться творческим наследием?

— Это, конечно, большая ответственность, но и продление жизни мастера. Выставка «Три ангела» как нельзя лучше это продемонстрировала, а идея пришла неожиданно. В феврале 2020 года в архитектурной академии открывалась выставка графики Геннадия Арбатского, которую проводила его жена Татьяна. И вот стоим, разговариваем с Татьяной Арбатской, подходит Лена Балтусова, общаемся уже втроём, и я вдруг говорю: а не сделать ли нам совместную выставку, три наших ангела на небесах — так и назовём. Я знала, что и Лена, и Татьяна делают выставки, но ведь до этого даже мысли о совместном проекте не было… Сейчас наши любимые на небесах, а мы остались на земле, чтобы закончить то, что они не успели. Главное, что они оставили свой яркий след в культурной жизни Новосибирска, и работать с таким наследием — одно удовольствие. Там, где-то за радугой, они ведут неторопливые беседы об искусстве и, надеюсь, вспоминают о нас.

— Организация выставки — дело непростое. Что ложится на хрупкие женские плечи?

— Нужно выбрать работы, запаковать их и перевезти. Перевозка картин — очень уязвимая процедура — не дай бог задеть холст, скажем, о дверь подъезда. Для «Трёх ангелов» мы вывозили работы четырьмя машинами. Потом три дня в музее монтировали выставку с помощью рабочих и спецоборудования. На открытие был аншлаг, и что отрадно — обычно на выставках знакомые лица, а тут было очень много новых, молодых. Мы проводили экскурсии, а это непросто, если ты не экскурсовод. Я в своих рассказах опираюсь на Сашину автобиографическую книгу, которая вошла во второй том нашего альбома «Александр Шуриц».

— Изданный вами альбом «Александр Шуриц» в двух томах удостоен Гран-при конкурса «Книга года» на фестивале «Книжная Сибирь» в 2021-м. И это настоящее произведение искусства. Кто вам помогал?

— Я три года думала, с чего начать, боялась, что не справлюсь. Искала хорошего дизайнера. И мне посоветовали обратиться к Анатолию Грицюку, книжному дизайнеру, сыну знаменитого новосибирского художника Николая Грицюка. И это была счастливая встреча. Анатолий поразил меня своим подходом к делу, он сам отснял все работы Саши на фотоаппарат, а для альбома нужно было высокое качество. Мы ездили к коллекционерам снимать Сашины картины, в Новосибирске есть очень большие коллекции, в одном доме, к примеру, больше 40 картин. В первом томе альбома представлена живопись, и можно проследить, как менялись художник и его стиль. Есть большие интерьерные развороты, витражи и книжная графика. Когда альбом ушёл в печать, мы целыми днями проводили в типографии «Деал». Как говорил Анатолий, хороший печатник — это высший пилотаж: современные печатные машины похожи на музыкальный инструмент с клавишами и выбором лучшей цветопередачи. К большому сожалению, Анатолия не стало через полгода после окончания этой работы.

Сорок лет спустя

Тамара Мамаева, Елена Балтусова и Татьяна Арбатская на выставке «Три ангела» в Новосибирском краеведческом музее.

— Это правда, что ваш портрет — картина «Девушка с зеркальцем» работы Александра Шурица — вы увидели только спустя 40 лет?

— Я работала в иностранном отделе Центрального дома книги, когда Саша пригласил меня позировать для картины. Как большой любитель чтения он часто бывал в нашем магазине. Мы знали, что это художник, уже и книжки у него выходили. Своей мастерской у Саши ещё не было, он её арендовал, и я всего-то приходила раза три позировать и, конечно, смущалась, это было непривычно. Саша сделал портрет, а я его так и не увидела. В 1980 году картина уехала на Всесоюзную молодёжную выставку в Ташкент. Работы собирались в Москве и возвращались туда же. После выставки Саша оставил «Девушку с зеркальцем» на временное хранение у друга — писателя Виктора Пекелиса. И как-то всё не складывалось забрать её, а когда Пекелиса не стало, в декабре 2019-го я нашла его вдову, которая ответила мне доброжелательным письмом: «Дорогая Тамара, ваш портрет висит на том же месте, куда его повесил Александр, и ждёт вас». Так спустя 40 лет картина вернулась в Новосибирск, а я увидела свой портрет. И перед выставкой «Три ангела» неожиданно к нам вернулась другая работа — «Детство Марии».

— Картина была одной из самых заметных на выставке. Как она к вам вернулась?

— Я веду страницы в соцсетях, где зарегистрирована как Тамара Шуриц. Там на меня вышел один человек, который сказал, что есть картина, которую в 1990-х годах подарили в офис, а когда компания закрылась, этот человек буквально спас её, и она ещё много лет стояла в плёнке. Я увидела картину и поняла, что это работа Саши. Мы заключили договор о передаче, я подарила этому человеку альбом. Потом картиной занимался реставратор, остались только небольшие кракелюры. Мы перетянули её на новый подрамник, и сейчас она в хорошем состоянии. Мы решили оставить «Детство Марии» в домашней коллекции, это единственная работа 1996 года. В то время Саша много работал для Галереи современного искусства в Биробиджане — писал серию по Ветхому завету. В итоге этот музей хранит одну из самых больших коллекций Шурица.

— Вы сами располагаете большим собранием?

— Иногда после художника остаётся и 300, и 500 работ. У Александра Шурица не было такого количества картин. Его работы были востребованы и быстро расходились, к тому же он делал много выставок, а после принято что-то дарить, или музеи приобретали. Моя задача сейчас — показывать работы, пока они есть. За эти почти шесть лет я провела шесть персональных выставок Александра Шурица, к примеру, на выставке «Ангел в тумане» в Новосибирском художественном музее было представлено около 100 работ, в том числе из фондов НГХМ, а выставку «Маэстро сновидений» мы показывали в Томске и Новокузнецке.

«Настоящий художник должен быть свободен… Я думаю, что я настоящий художник. Я всегда любил свободу и даже во времена сплошного тоталитаризма писал такие картины, где всё было свободно, где люди разговаривали с ангелами, где времена смешивались в пейзаже, где всё летало, изгибалось, растекалось и исчезало, и искажалось так, как мне этого хотелось. Правда, у меня были неприятности… Разгневанные посетители выставок советовали мне, во-первых, уехать как можно дальше, лучше в Израиль, во-вторых, лечиться у психиатра и, в-третьих, выбросить кисти и заняться другим делом… Я свободен, — говорю я себе. Передо мной чистый холст на мольберте».
А. Шуриц, «О свободе», Белый альбом, стр. 193. 
Будет музей?

— На ваших глазах Александр Давидович из просто хорошего художника превратился в мастера. Это был трудный путь — сомнения, муки творчества?

— Саша начинал как книжный иллюстратор, сотрудничал с издательствами Новосибирска, Москвы, Кемерова, Челябинска, Барнаула, Кишинёва. Когда в 1970 году вышла его первая книжка — «Багаж» Самуила Маршака, — Саша приходил в книжный магазин смотреть, как разбирали книжку, и признавался, что ему хотелось сказать: это я сделал! А потом в 1990-х годах, когда на тротуарах продавали книги, мы покупали его книжки, потому что дома они не задерживались — мы их раздаривали. В 2015 году московское издательство переиздало пять книжек Шурица в серии «Новые старые книжки» — ему было очень приятно получить авторские экземпляры, книжки получились очень яркие. Лучше всего о том, как складывалась его творческая жизнь, рассказывает он сам: во второй том альбома, кроме автобиографии, вошли заметки о путешествиях, «25 советов, как написать картину» и авторские колонки для «Континента Сибирь». Написано всё легко и с юмором.  

— Вам пришлось освобождать мастерскую. Это помещение могло бы стать музеем Шурица?

— Мастерскую мы должны были освободить, Союз художников распределил её Лене Бертолло. Мастерские уже не те, раньше там кипела жизнь, устраивались праздники. И когда в город приезжали иностранцы или именитые гости, было два места, куда их вели: оперный театр и мастерские художников на Советской. А что касается музея, у нас в этом смысле интересный город: 100-летие Николая Грицюка отмечалось в прошлом году, а музея нет, только зал в художественном музее. До некоторого времени в постоянной экспозиции не было даже зала новосибирских художников, сейчас открыли, говорят, там даже есть одна работа Шурица, но как по одной работе представить художника? Так что музей Шурица в ближайшей перспективе вряд ли откроется. Что касается наследия, все мы смертны, и рано или поздно нужно будет передавать архив Саши. Я склоняюсь к тому, чтобы передать его в музей, скажем, краеведческий, где с ним можно будет работать исследователям и где его могут использовать, — это лучше, чем хранить дома или в архиве. Я думаю над этим, мы советовались с сыном Максимом, но всё должно быть сделано с умом, без спешки.

— Где сейчас можно увидеть работы художника?

— В фондах Новосибирского государственного художественного музея хранится 16 живописных работ Александра Шурица. Самая большая коллекция находится в Биробиджане, городе, где родился Александр Давидович. Его картины есть в музеях Новокузнецка и Владивостока, в частных собраниях в Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Израиля, Италии, России, США, Франции, Южной Корее и Японии. Большую коллекцию цветной книжной графики и живописи в своё время приобрёл известный итальянский коллекционер Марио Романини. Он делает публикации в журналах, участвует в серьёзных выставках. У нас, например, есть каталог выставки «Экспо-арт», где работа Шурица висела в соседнем зале с Дали.

ИНФО
Родился Александр Шуриц на Дальнем Востоке, в Биробиджане, 4 января 1945 года. В Новосибирск приехал в 1969-м, после окончания Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского). Работал в Специальном художественно-конструкторском бюро, в 1971 году ушёл в армию, а уже в 1975-м состоялась его первая персональная выставка в Доме учёных Академгородка. Начинал как книжный график — иллюстрировал произведения Волкова, Маршака, Чуковского, Гайдара — всего более 200 книг. В 1990-е занялся живописью, при жизни выставки художника проходили не только в России, но и в Бельгии, Голландии, Италии и других европейских странах, где его хорошо знают. «Золотой ангел» Александра Шурица живёт на алтарной стене храма святого Христофора в английском Бристоле, а прекрасные витражи «Райские врата» можно увидеть в новосибирской синагоге.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

18.08.23 Портретная психотерапия

В ЦК19 открылась персональная выставка известного новосибирского художника Константина Скотникова

11.05.23 Искусство — это жизнь

Художник Вадим ИВАНКИН — о том, почему русская живопись ценится в Китае, что такое сибирское искусство и как творческому союзу не превратиться в собес

17.01.23 Живое в камне

Как восстановление Ленинграда стало фундаментом для рождения скульптора №1 в Новосибирске — Михаила Меньшикова

08.11.22 Прямое попадание

Известный новосибирский художник Михаил ПАРШИКОВ — о логике плаката, творческих дачах и социальном заказе

22.06.22 Возрождение будет

Художник, керамист, педагог Алёна ЗАЛУЦКАЯ — о старых мастерах,новых учениках и опыте трансформации искусства

04.03.22 По млечному пути

«Белый художник» Валерий Нестеров о своих взрослых учениках, везении и постоянной потребности размышлять

18.01.22 Игра с вечностью

Художник, скульптор, ювелир Юрий ШАХОЯН — о тайне рождения образа, любви к импровизации и сибирском «плене»

19.07.21 Все они как живые

Создатель знаменитой скульптуры медвежонка в Первомайском сквере Новосибирска Галина МАКАШИНА — о военном детстве, животных и советской эпохе

13.01.21 Над пропастью смыслов

Новосибирская художница Елена БЕРТОЛЛО — о бегстве от реальности, свободных людях и непохожести

01.01.21 Жил-был художник

Как Геннадий Арбатский менял образ Богданки, кто забрал у него мастерскую и какова судьба наследия — рассказывает Татьяна АРБАТСКАЯ

07.12.20 Волшебник кукольного города

Оружие из дюралюминия, изысканные блюда из пластика и горилла на ёлке — лучший в городе художник-бутафор Тимур ГУЛЯЕВ о технологиях ненастоящего и настоящем творчестве

22.09.20 Миры Ольги Шаишмелашвили

Театральный художник — о ключе к романам Толстого, природе винтажных вещей и социальном нерве «Старого дома»

08.05.20 Я вижу мир пятнами

Художница Евгения ШАДРИНА-ШЕСТАКОВА о жизни в мансарде, попытках ухватить время, портретах из Гуанчжоу и пролитом уксусе

04.02.20 Жизнь=искусство

Художник Константин СКОТНИКОВ — о современном искусстве, свободе и одиночестве

31.07.18 Время придумали люди

Самый романтичный художник Новосибирска отметил 70-летие.  Миры Сергея МОСИЕНКО населяют необычные существа и ангелы.

up