Портретная психотерапия
В ЦК19 открылась персональная выставка известного новосибирского художника Константина Скотникова
Для Константина Скотникова каждый портрет — «дверь в человека».
КОНСТАНТИН СКОТНИКОВ
Родился в 1958 году. Художник, куратор, преподаватель, поэт, член Союза художников России с 1993 года. Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт имени В. В. Куйбышева в 1981 году по специальности «Архитектура». Преподавал на кафедре рисунка, живописи и скульптуры в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии.
Константин Скотников — фигура для Новосибирска легендарная. Художник-график, автор философских проектов, педагог, перформер-акционист и очень интересный собеседник, умеющий увлечь в интеллектуальные глубины коллективного подсознательного. Пять лет назад Константин Арнольдович решил провести собственный социальный проект «Не стесняйся!» — художник приглашал в свою мастерскую людей, поил их чаем, говорил с ними о жизни, а потом писал портрет своего визави, вытаскивая на свет интересных «внутренних жильцов».
— Проект родился из этой потребности художника говорить в условиях своего одиночества, — рассказывает Константин Скотников. — Это как продолжение моего внутреннего диалога. Ведь когда я веду внутренний диалог вроде как с самим собой, на самом-то деле я всё равно беседую с людьми. С конкретными, а иногда абстрактными, гипотетическими. Поэтому у художника никогда не прекращается диалог с человечеством. Многие говорят, что мои сеансы — это не просто общение модели и художника, это психотерапевтические сеансы, когда души могут немного обнажиться. Мне важно разговорить человека, нащупать его внутреннюю линию, постараться ухватить её.
А теперь в залах центра культуры ЦК19 поселились все герои тех волшебных чаепитий, которые проходили в мастерской художника, — 120 портретов, 120 «внутренних жильцов», выглянувших на свет божий благодаря рентгеновскому взгляду Константина Скотникова. Сегодня эта выставка называется «Портретикон» — в этом слове, по мнению автора, совмещаются понятия «портрет» и «закон»: закон портрета, или портретный закон.
— Главная страсть Константина Скотникова — страсть к человеческим лицам, — рассказывает куратор выставки Михаил Харитонов. — Художник говорит, что для него создавать портрет — это как «плыть в лодке к причалу». Эта метафора раскрывает и явную спешку, желание поскорее завершить начатое, и пламенность процесса создания работы. Чтобы акцентировать метод художника и его авторское видение, мы добавили в экспозицию подборку стихотворений Константина Арнольдовича. Влечение к слову также характерно для него, как и влечение к человеческой душе. Создавая портрет, он запоминает беседу, фиксируя отдельные фразы. Вот почему на многих работах мы видим не только лица, но и текст.
Художник и его модель Мария.
На открытии выставки художник рассказал, что увлечение портретами пришло к нему в 1970-х годах. Но в 1995 году Константин Скотников ушёл на тропу акционизма: Новосибирск до сих пор помнит его эпатажные перформансы, на которые слетались журналисты и охочая до зрелищ публика. Художнику было не до портретов, движение «Синие носы», акционизм, рваная ткань бытия. Но жизнь рано или поздно выносит на знакомые плёсы, и с 2016 года Константин Арнольдович начал портретировать с удвоенным пристрастием. «В настоящее время портрет стал для меня законом, данным свыше, вполне себе трансцендентальным обстоятельством, необходимостью, каналом, подключённостью. Смысл этого закона — увидеть и выразить человеческое в человеке», — делится художник.
Кураторы выставки постарались передать портретный космогонизм Константина Скотникова — сансара индивидуальностей необратимо поглотит всякого, кто начнёт вглядываться в эту «бездну». Особое состояние, когда ты обнаруживаешь собственного «внутреннего жильца» в этом круговороте людей, а он вдруг начинает смотреть в тебя. Кстати, практически вся творческая интеллигенция Новосибирска побывала на сеансах портретной терапии у Константина Скотникова — это проект стал знаковым для культурного пространства, собственно, как и всё, что делает Константин Арнольдович.
«Портретикон» — это повесть о человеке из 120 глав.
— Портретный метод в творчестве Константина Скотникова представляет собой синергию изобразительного мастерства, концептуального подхода и, что самое важное, образа мысли автора, — говорит куратор выставки, художница Анастасия Эрмиш. — Субъект становится контекстом на время портретирования, а итог совместной работы автора и собеседника — это одновременно сакраментальный образ и искренний подарок художника своему визави — возможность буквально увидеть себя глазами другого.
Материалы по теме:
Художник Вадим ИВАНКИН — о том, почему русская живопись ценится в Китае, что такое сибирское искусство и как творческому союзу не превратиться в собес
Как восстановление Ленинграда стало фундаментом для рождения скульптора №1 в Новосибирске — Михаила Меньшикова
Легко ли быть женой художника, где живут теперь ангелы Александра Шурица и появится ли музей — рассказывает Тамара МАМАЕВА
Известный новосибирский художник Михаил ПАРШИКОВ — о логике плаката, творческих дачах и социальном заказе
Художник, керамист, педагог Алёна ЗАЛУЦКАЯ — о старых мастерах,новых учениках и опыте трансформации искусства
«Белый художник» Валерий Нестеров о своих взрослых учениках, везении и постоянной потребности размышлять
Художник, скульптор, ювелир Юрий ШАХОЯН — о тайне рождения образа, любви к импровизации и сибирском «плене»
Создатель знаменитой скульптуры медвежонка в Первомайском сквере Новосибирска Галина МАКАШИНА — о военном детстве, животных и советской эпохе
Новосибирская художница Елена БЕРТОЛЛО — о бегстве от реальности, свободных людях и непохожести
Как Геннадий Арбатский менял образ Богданки, кто забрал у него мастерскую и какова судьба наследия — рассказывает Татьяна АРБАТСКАЯ
Оружие из дюралюминия, изысканные блюда из пластика и горилла на ёлке — лучший в городе художник-бутафор Тимур ГУЛЯЕВ о технологиях ненастоящего и настоящем творчестве
Театральный художник — о ключе к романам Толстого, природе винтажных вещей и социальном нерве «Старого дома»
Художница Евгения ШАДРИНА-ШЕСТАКОВА о жизни в мансарде, попытках ухватить время, портретах из Гуанчжоу и пролитом уксусе
Художник Константин СКОТНИКОВ — о современном искусстве, свободе и одиночестве
Самый романтичный художник Новосибирска отметил 70-летие. Миры Сергея МОСИЕНКО населяют необычные существа и ангелы.