Неизвестный Шуриц
40 неизвестных картин Александра Шурица привезли в Новосибирский художественный музей к 80-летию художника. «Ведомости» побывали на открытии выставки и пообщались с вдовой художника
«В молодости Пикассо был настолько беден, что его “голубой период” появился просто потому, что денег хватало только на серую и синюю краски», — как-то пошутил Александр Шуриц, а вездесущие журналисты сразу внесли ироничное высказывание Мастера в «золотой цитатник». Про «голубой период» основоположника кубизма знают все образованные люди, а вот про «биробиджанский период» известного художника Новосибирска — точно только узкий круг. Два месяца в художественном музее будет работать выставка «Неизвестный Шуриц», на ней представлены картины, которые мастер писал по заказу Музея современного искусства Еврейской автономной области.
В конце 1980-х годов сотрудники Музея современного искусства Биробиджана попросили Шурица: «Мастер, если будете писать на темы Ветхого завета — возьмём все картины!»
— Всё, что рождалось в мастерской Саши на эту тему, отправлялось в больших ящиках в город, где он в 1945 году появился на свет, — рассказывает вдова художника Тамара Мамаева. — Саша очень любил этот город — на всех фотографиях из детского архива всегда солнечно улыбался. Вспоминал, как его отец, Давид Шуриц, педагог и любимец местной детворы, говорил: «Хватит книжки читать, иди с пацанами мяч погоняй».
«Мои родители приехали на Дальний Восток строить Землю обетованную, но в советском варианте, — писал Александр Шуриц в своей автобиографии. — Отец — первый пионервожатый, организатор пионерских лагерей, учитель физкультуры. Мама — банковский работник. В начале детства мы жили на втором этаже Госбанка, и я ходил играть с милиционерами, охранявшими банковские сейфы. Меня, можно сказать, вырастили милиционеры». А Тамара Мамаева добавляет: художника никогда не манили «заграницы» и «столицы» — до конца жизни его духовным магнитом были Сибирь и Дальний Восток.
«Портрет отца» — пронзительное признание в любви Александра Шурица своему отцу Давиду. В ноябре 1933 года отец рыжеволосого Исаака (именно такое имя получил Мастер при рождении) пришёл работать в школу №1 Биробиджана, которая находилась в двух небольших домиках. Давид Абрамович в своих воспоминаниях пишет: «Ребята все были взрослые… Знали все повадки тайги, прекрасно охотились, рыбачили. Когда я зашёл в школу, то просто удивился. Многие ходили в унтах лёгкого типа, на боку почти у каждого мальчика висел большой нож в самодельном чехле. Я спросил: “Зачем это в школе?”, они ответили: “Это закон тайги”». Картина хранится в Биробиджане.
Сюжеты Ветхого завета — это страшные уроки для человека, которого Создатель на заре цивилизации пытался усадить за условную парту, дабы воспитать сознательную личность. С методами воспитания, конечно, можно поспорить, но человек — существо упрямое, с первого урока понимал не сразу. «Ослепление в Содоме» — ветхозаветная история, когда жители Содома пытались покуситься на ангелов, пришедших в дом Лота, и были за это наказаны слепотой. Александр Шуриц вывел сюжет в метафорическую плоскость, когда люди лишаются духовного видения за свои грехи.
«Жертвоприношение Авраама» — ещё одно свидетельство того, как Создатель «укрощал» людскую коллективную строптивость, вырабатывая у человека безусловный рефлекс на подчинение. Согласно библейскому сюжету, Бог призвал Авраама принести в жертву своего сына — ошеломлённый отец согласился. Но просьба оказалась проверкой, и ситуация благополучно разрешилась. Кстати, по поводу трактовки Ветхого завета у богословов мнения расходятся, но наше мнение, что Шуриц — великий художник, остаётся незыблемым.
Солнечные блондинки Шурица — это метафизическая «вывеска» Мастера. Многие считают, что главной моделью всех его сюжетов была Тамара Мамаева — Муза, любимая женщина и главный организатор бытового пространства. «Я пишу блондинок только потому, что они хорошо смотрятся на тёмном фоне», — иронизировал художник, но мы-то с вами понимаем, что на картине «Исполнение желаний» запечатлена тонкорукая и златокудрая любимая Муза.
Тамара Мамаева раскрыла главный секрет Мастера — он никогда не писал на даче и не выезжал на традиционный пленэр. «Для него самым важным местом была его мастерская, — рассказала вдова художника. — Он мог писать только в ней — окружённый любимыми предметами и находясь в своей атмосфере творчества. Это был его мир, который питал и вдохновлял». На уровне администрации города шли разговоры о том, чтобы мастерскую Шурица превратить в арт-объект, но дальше слов дело не пошло — сейчас в «намоленном» пространстве работают другие творцы.
Заместитель министра культуры Новосибирской области Ирина Рудковская обратила внимание на то, как много друзей художника присутствует на открытии выставки. «Александр Давидович внёс огромный вклад в изобразительное искусство Новосибирской области», — сказала замминистра и отметила, что его творчество — это всегда свежий взгляд на действительность.
Выставка работает до 28 сентября по адресу: ул. Свердлова, 10. 18+
Материалы по теме:

Художница из Новосибирска Соня ВОРОНА — о том, как важно передать настроение, челлендже «100 работ в год» и почему художник не должен быть голодным

История Натальи БАИШЕВОЙ — о том, что переучиться и стать профессионалом в другой сфере можно в любом возрасте

Она умеет находить чудо в каждом дне, путешествовать вглубь себя и видеть во сне новые проекты. В новосибирском ЦК19 до 16 февраля проходит выставка художницы Елены ЮДИНОЙ

В ЦК19 открылась персональная выставка известного новосибирского художника Константина Скотникова

Художник Сергей МОСИЕНКО — о мурмурации, становлении дизайна и срединном образе жизни

Художник Вадим ИВАНКИН — о том, почему русская живопись ценится в Китае, что такое сибирское искусство и как творческому союзу не превратиться в собес

Как восстановление Ленинграда стало фундаментом для рождения скульптора №1 в Новосибирске — Михаила Меньшикова

Легко ли быть женой художника, где живут теперь ангелы Александра Шурица и появится ли музей — рассказывает Тамара МАМАЕВА

Известный новосибирский художник Михаил ПАРШИКОВ — о логике плаката, творческих дачах и социальном заказе

Художник, керамист, педагог Алёна ЗАЛУЦКАЯ — о старых мастерах,новых учениках и опыте трансформации искусства

«Белый художник» Валерий Нестеров о своих взрослых учениках, везении и постоянной потребности размышлять

Художник, скульптор, ювелир Юрий ШАХОЯН — о тайне рождения образа, любви к импровизации и сибирском «плене»

Создатель знаменитой скульптуры медвежонка в Первомайском сквере Новосибирска Галина МАКАШИНА — о военном детстве, животных и советской эпохе

Новосибирская художница Елена БЕРТОЛЛО — о бегстве от реальности, свободных людях и непохожести

Как Геннадий Арбатский менял образ Богданки, кто забрал у него мастерскую и какова судьба наследия — рассказывает Татьяна АРБАТСКАЯ

Оружие из дюралюминия, изысканные блюда из пластика и горилла на ёлке — лучший в городе художник-бутафор Тимур ГУЛЯЕВ о технологиях ненастоящего и настоящем творчестве

Театральный художник — о ключе к романам Толстого, природе винтажных вещей и социальном нерве «Старого дома»

Художница Евгения ШАДРИНА-ШЕСТАКОВА о жизни в мансарде, попытках ухватить время, портретах из Гуанчжоу и пролитом уксусе

Художник Константин СКОТНИКОВ — о современном искусстве, свободе и одиночестве

Самый романтичный художник Новосибирска отметил 70-летие. Миры Сергея МОСИЕНКО населяют необычные существа и ангелы.