03.09.21

С жиганским колоритом-2

Порт-Артур, сибирская «Рублёвка» и мастер-класс от великой Марии Каринской. Продолжаем открывать тайны новосибирского привокзалья

Мы продолжаем исследовать «главного жигана» Новосибирска — Железнодорожный район, чей от природы беспокойный характер с годами не смягчается, а только усиливается, ибо вокзал был и будет притяжением авантюристов, остапов бендеров всех мастей и бродяг. Вместе с сотрудником Музея Новосибирска Константином Голодяевым мы погуляли по самым знаковым точкам привокзалья — протестировали его будущую экскурсию с историческим погружением. И сегодня часть вторая — завершающая.

На углу улицы Шамшурина и Владимировского спуска стоит самый первый в Новосибирске Клуб железнодорожников. Он был построен в 1926 году и носил гордое название «Транспортник». Правда, сначала клуб планировалось сдать осенью 1925 года, но что-то пошло не так: опасаясь, что местные жиганы украдут дефицитные листы железа, рабочие закинули их на крышу недостроенного здания. Крыша и просела. Рабочие, конечно, сразу исчезли, а под суд пошли инженеры, руководящие строительством клуба.

Вот исторические свидетельства суда над инженерами Руновым и Гольман, опубликованные в газете «Гудок». «Последнее слово инженера Рунова. “Я хочу сказать только то, что в последнее время был страшно перегружен работами, и всё я выполнял аккуратно и точно. Ряд незначительных улучшений я создал на Новониколаевском узле, они известны рабочим. В Новосибирске уже было предано суду 5 начальников участка пути. Надо разобраться, почему это так, неужели все подлецы? Постройка клуба уже выполнена на 90 процентов, прошу это учесть”». Суд оправдал инженеров. Но через год после сдачи клуб чуть не сгорел. Тогда курили все и везде. Вот кто-то посетителей окурок и не затушил. Вечером рабочие заметили дым, который сочился через закрытые окна одного из кабинетов. «Видосик» снимать не стали, а бросились к пожарному сараю, но, пока разматывали шланг, огонь вырвался наружу и начал съедать деревянную стену здания. «С огнём невозможно было справиться, — пишет 20 мая 1927 года “Советская Сибирь”. — Он проник к выходу, изолировав совершенно доступ с этой стороны в помещение. Несмотря на это, рабочие бросились внутрь здания, пытаясь спасти от огня ценное клубное имущество». Всё закончилось хорошо — прибыли пожарные расчёты и огонь потушили.

На заднем фотографическом плане вздымается к небу подъёмный кран. Но не верьте глазам своим — свободолюбивый дух Нахаловки современным антуражем не унять. Константин Голодяев объясняет: Нахаловка — это не местный топоним с жиганским колоритом. Так во второй половине XIX в. и в начале XX в. назывались территории, которые были застроены самовольными поселенцами, не платившими арендную плату за землю. А в Новосибирске Нахаловкой называют частный сектор между улицей Владимировской и Обью, который возник на Кабинетских землях, бывших собственностью царской фамилии. Кабинет сдавал землю в аренду, но первые поселенцы держали фигу в кармане и ничего царю не платили. «То место, где работает подъёмный кран, называлось Малой Нахаловкой, — рассказывает краевед. — Её окрестили “Порт-Артур” — как раз в то время шла Японская война, а врагу, как известно, не сдаётся наш гордый варяг. Нахаловку пытались снести, но жители Порт-Артура держали оборону и отражали нападения полиции и пожарных». Вот резюме санитарной комиссии, которая в 1915 году работала на станции Новониколаевск: «Городской посёлок Порт-Артур расположен по соседству с военно-остановочным пунктом на расстоянии до 50 саженей, на земле Кабинета. Посёлок состоит из массово сделанных лачуг, бардачков и землянок, прижатых к оврагу, расположенных на небольшой площади очень скученно. Вся площадь улички, дворы, соседняя территория, овраг буквально утопают в навозе, мусоре, нечистотах, дохлых животных. В громадных кучах навоза, испускающих страшное зловоние, роются десятки свиней и собак. Весь прилегающий к посёлку овраг усеян навозом и экскрементами из расположенных над оврагом отхожих мест специального типа (висячих), чтобы экскременты падали непосредственно в овраг. Вся эта грязь стекает по оврагу в реку по соседству».

Это одно из старейших зданий в Новосибирске: Константин Голодяев считает, что, судя по форме здания, это был склад, который охранялся.

Улица Владимировская — историческое сердце Новониколаевска-Новосибирска. Начала она строиться в 1890-м, а к началу XX века стала большой модницей: первая булыжная мостовая, уличные фонари, водопровод и деревянный тротуар — жить здесь было престижно, как на Рублёвке. «Это была самая благоустроенная улица в нашем городе, — рассказывает Константин Голодяев. — Здесь жило всё самое главное железнодорожное начальство».

А назвали её в честь главного строителя станции Обь — начальника дистанции первого разряда Среднесибирского участка железной дороги, инженера, штабс-капитана запаса Владимира Константиновича Жандра. Кстати, одно время в учебниках по истории Сибири писали, что у Владимировской «московское происхождение» — в честь Владимирского тракта, по которому из Москвы гнали ссыльных в сибирские морозы. Но нет. Французская фамилия инженера была слишком колоритна, поэтому ограничились именем. В прошлом веке один чиновник допустил в написании улицы ошибку — и стала она Владимировской. Кстати, сам Владимир Жандр, как и остальные путейцы дворянского сословия, жил на этой улице и занимался её обустройством — построил школу, потом училище. Вот что об этом писал знаменитый российский историк Леонид Горюшкин: «На старейшей в городе Владимировской улице, расположенной за ст. Обь, отводились места для строительства домов руководящим служащим станции. К услугам жителей — железнодорожный клуб с бильярдом и театральной сценой для любителей. На Владимировской запрещалось селиться рабочим, по ней нельзя было проводить переселенцев».

Когда закончилась Русско-японская война 1904-1905 гг. в военном ведомстве Российской империи созрел проект: а давайте вдоль Транссибирской железной дороги настроим в населённых пунктах военных городков для размещения гарнизона? Ну, чтобы особо не выдумывать, когда потребуется «симметричный ответ» врагам империализма: команда «под ружьё!» — и все по вагонам. Вот так и появился на улице Владимировской знаменитый комплекс «Красные казармы».

Константин Голодяев рассказывает, что в «Красных казармах» до 1919 года квартировали Енисейский и Иркутский полки, казачья сотня и знаменитый мятежный чехословацкий полк. А потом в город пришёл тиф — нужно было срочно разворачивать площади для больных. И казармы превратились в инфекционные отделения. В 1941 здесь «гостил» эвакуированный приборостроительный завод имени Ленина, а после окончания войны сюда заехали войска МВД. И только в 1952 году территорию «Красных казарм» освоила Государственная Новосибирская клиническая психиатрическая больница №3.

«Красные казармы» — идеальный антураж для аутентичных селфи. Корпуса двухэтажные, но высокие. Говорят, что кое-где сохранилась деревянная канализация. Канализацию мы не видели, а вот разного рода исторические аксессуары в виде железных балконов — да. Комплекс казарм — архитектурный памятник, и в 2011 году студенты НГУАДИ придумали создать здесь музей под открытым небом. Но у нас всё как всегда. Музея не случилось, но с территории никого не гонят — можно гулять и фотографироваться.

А потом мы и вовсе набрели на руины бывшей солдатской столовой. Очень атмосферное место. Где находится — не скажем. Сами ещё до конца не изучили.

Это здание первой школы для детей железнодорожных рабочих, открытой при станции Обь в январе 1896 года на средства рабочих и служащих. Поскольку здание не вмещало всех желающих и внутри было тесно и неудобно, решили построить двухэтажную школу. Сейчас здесь находится Центр социальной помощи людям, попавшим в трудную ситуацию, и мало кто знает, что именно здесь располагалась самая первая школа Железнодорожного района.

«Арт-усадьба» сегодня — модное лофтовое место, а в 1905 году здесь звенели детские голоса и работала воскресная школа для рабочих железнодорожного вокзала. «А ещё здесь распространялась большевистская газета “Искра”, — открывает тайны улицы Владимировской наш проводник. — И учились наши первые рабочие-революционеры. Поэтому по совокупности всех революционных признаков этому зданию был присвоен статус исторического памятника архитектуры».

В Железнодорожной школе была прекрасная сцена с хорошей акустикой. И в 1912 году на ней выступала знаменитая исполнительница романсов Мария Каринская — отцы-основатели Новониколаевска подарили ей золотой браслет с надписью «Вы — солнца луч, согревший нас». После концерта в школе Мария Каринская устроила прослушивания для детей — такой вот сибирский «Голос:0».

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Александра ГРИБАКИНА
back

Материалы по теме:

15.10.21 Горыныч Кировский

Как Чёртово городище прятало Кучума, что стало с Закаменской базарной площадью и где делают лучшее в мире золото? Сегодня мы гуляем по улице Кирова

20.09.21 Золотая доля Золотой долины

Вряд ли можно найти в Новосибирске улицу настолько же атмосферную, как Золотодолинская. Встречаем золотую осень прогулкой по первой улице Академгородка, помнящую физиков и лириков 1960-х

30.08.21 С жиганским колоритом

Буржуй, следы от пуль и революционные квасные — какие тайны скрывает «привокзалье» Новосибирска?

16.08.21 Площадь памяти и славы

Почему остался незавершённым ансамбль площади Калинина и в каком учреждении вас встретит Ленин в полный рост? Продолжаем гулять по Красному проспекту

02.08.21 Заельцовский ампир

«Дворянское гнездо», подземный ход, привет от масонов и несостоявшаяся сталинская высотка — продолжаем гулять по Красному проспекту

15.07.21 Старая-старая сказка

Сегодня мы гуляем по Расточке — застывшему во времени уютному уголку Кировского района, новосибирской «итальянке» с красочным прошлым и туманным будущим

24.06.21 Романтика социализма

Чудо-арки, непризнанный герой и главное место силы — одна из центральных улиц левобережья практически нетронутой прошла через десятилетия. Сегодня мы гуляем по Станиславского — от одноимённой площади до сада Кирова

03.06.21 Отражения Красного

Пожар, кровавое противостояние и строительный бум — главная улица Новосибирска стала магистралью его истории. Сегодня мы гуляем по Красному проспекту — от площади Будагова до площади Ленина

05.03.21 Расстрел барона, грузчики и баранки

Мы отправляемся гулять по улице Фабричной, самой фабричной — в прямом смысле этого слова — улице города, одной из тех, чьё название не менялось никогда

11.12.20 Богданка — судьба моя. Часть 2

Гостевой маршрут молодёжного чемпионата мира по хоккею-2023 охватит несколько улиц Новосибирска, в их числе и Богдана Хмельницкого. Спасёт ли её покраска фасадов?

02.12.20 Богданка — судьба моя

Самая красивая жилая улица Новосибирска, получившая статус выявленного «достопримечательного места», но не признанная им. Сегодня мы гуляем по улице Богдана Хмельницкого

13.11.20 Отто Шмидт, Джон Леннон и авангард

«Ведомости» продолжают гулять по улицам Новосибирска, и сегодня мы идём на улицу Челюскинцев — до 1934 года Межениновскую, названную в честь одного из основателей Новосибирска Николая Меженинова

06.11.20 В честь бухгалтера

Блокбастер Фёдора Бондарчука, подземный ход и «болотнинские джинсы» — о чём нам расскажет улица Серебренниковская?

23.10.20 Гимн сибирскому феминизму

В каком доме скрывалась явочная квартира большевиков, где квартировала Терпсихора и почему аптека № 2 называлась «вольной»? Сегодня гуляем по улице Чаплыгина в Новосибирске

18.09.20 Голливуд, «Изумруд» и 200 литров спирта

Мы продолжаем гулять по Новосибирску — и сегодня проходим улицу Добролюбова, бывшую Гавриловскую

17.08.20 Между двух скверов

Продолжаем гулять по Новосибирску — и сегодня наш маршрут проходит по улице Максима Горького, которая до 1920 года носила название Тобизеновская

17.07.20 Старые башни, «Эсторо» и золото

Наши прогулки по Новосибирску продолжаются! Сегодня от станции «Новосибирск-Южный» пройдёмся по улице Никитина. Всего 52 минуты — и мы вернёмся на сто лет назад

14.07.20 Три километра истории

Продолжаем гулять по Новосибирску! Cегодня наш путь проходит вдоль Центрального парка, кондитерской фабрики, стадиона «Спартак». Какие тайны хранит улица Фрунзе?

28.05.20 Красный распрекрасный

Мы продолжаем гулять по улицам Новосибирска — и сегодня пройдёмся по самому популярному отрезку Красного проспекта

07.05.20 Сердце города

Мы запускаем новый проект — будем путешествовать во времени по легендарным улицам Новосибирска. Наша первая остановка — улица Ленина. Погуляем?

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика