Ты думаешь, я маньяк?
24 правила безопасности, которым родители должны научить своих детей.
Пока не поздно!
Ежедневно в поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» поступают заявки на поиск пропавших людей, около трети из них – на поиск детей. Группа профилактики отряда в Москве проводит бесплатные занятия для детей, чтобы научить их безопасному поведению в лесу и на улице, а также организует лекции для родителей, чтобы рассказать о том, чему учить детей и чего опасаться. «Ведомости» тоже хотят, чтобы каждый родитель знал эти правила, которые написаны, к сожалению, слезами и кровью.
1. Всегда на любые предложения говорить «нет» незнакомым людям.
Если ребёнку комфортнее просто уйти или сказать «простите, мама не разрешает мне разговаривать с незнакомыми», научите его этому. Объясните, что он не должен неловко себя чувствовать, это его право.
2. Объясните, что взрослые должны просить помощи у других взрослых, а не у ребёнка.
Почти все родители повторяют: «Не ходи с чужим дядей, что бы он ни предлагал – конфетку, котёнка, куклу, телефон», но мало кто задумывается о том, что чужой дядя может не только предлагать, но и просить. Естественно, можно помочь бабушке или дедушке подняться в автобус или донести до подъезда сумку, но нельзя заходить в чужой подъезд.
3. Объясните, что никто не способен внешне отличить «хорошего» человека от «плохого» и что доброжелательная молодая девушка всё равно чужая.
4. Ребенок НЕ должен слушаться всех взрослых.
Эти «послушание» и «воспитанность» приводит к тому, что дети уходят с чужими людьми или открывают дверь незнакомому человеку, который строго потребовал её открыть. «Взрослых же надо слушаться», думает воспитанный ребёнок. Объясните, кого конкретно он должен слушаться, а кого нет, помогите ему понять, кто свои, а кто чужие.
5. Научите его не стесняться просить помощи, если он потерялся, у того, кого можно просить: человека с ребёнком, полицейского, охранника, работника места, где он находится, – продавца, кассира, уборщицы.
6. Научите ребёнка доверять себе и своим ощущениям, и если поведение чужого взрослого человека кажется ему необычным, не думать, что ему показалось, а принять меры к тому, чтобы защитить себя: уйти, убежать, кричать, попросить помощи.
Детям часто неловко: они боятся, что взрослый обидится, поймёт, что ребёнок его в чём-то подозревает, будет смеяться над ним. В ситуации, когда ребёнок не садится в лифт с чужим человеком, если чужой говорит: «Ты что, думаешь, я маньяк?» – ребёнок может поехать с ним. Это же касается знакомых взрослых, которые проявляют к ребенку необычный интерес: гладят, трогают за разные места – ребёнок часто убеждает себя в том, что ему показалось, или он просто не понимает, что происходит, но чувствует, что что-то не то. Объясните, что чужие не должны к нему прикасаться.
7. Объясните ребенку, что если кто-то чем-то ему угрожает, значит, этот человек чего-то сильно боится.
Любые угрозы и требования не говорить родителям о чём бы то ни было – повод сразу вам всё рассказать. Объясните, что если кто-то пытается заставить ребёнка что-то сделать, угрожая чем угодно, вплоть до убийства его родителей, он должен немедленно рассказать об этом вам.
8. Научите ребёнка тому, что он никому ничего не должен!
Если кто-то о чём-то просит вашего ребёнка или что-то требует от него, пусть ребёнок сначала спросит сам себя: а почему я должен это сделать, зачем мне это? Зачем мне просыпаться в 4.20, зачем идти за этим человеком, почему я должен открыть ему дверь или прислать свою фотографию?
9. Научите ребёнка следить за временем и звонить вам, когда он куда-то выходит без вас и когда он приходит.
Покажите своим примером, что вы, взрослые люди, делаете то же самое, что вы беспокоитесь друг о друге, а не хотите его контролировать, что это нормальная забота друг о друге. Сами звоните вечером друг другу, когда выходите с работы. Это полезная привычка, иногда спасающая звонящего, если он не появляется вовремя.
10. Выучите с ребёнком главное правило потерявшегося: если ты понял, что потерялся, оставайся на месте!
Далее следует попросить помощи у человека с ребёнком, работником этого места, полицейским или охранником, но категорически нельзя уходить с того места, где он потерялся, с чужим человеком.
11. Объясните ребёнку, что если его неожиданно из школы встречает не тот человек, что обычно (кто-то из знакомых, родственник, няня и так далее), а вы его об этом не предупредили, – он сразу должен позвонить вам и уточнить, что его забирает сегодня именно этот человек.
Точно так же он должен позвонить вам, если кто-то из не близких родственников предлагает его подвезти. К сожалению, друзья и родственники иногда всерьёз ссорятся и могут использовать ребёнка как хороший аргумент в этой ссоре.
12. Научите ребёнка громко-громко кричать.
Всю жизнь мы объясняем детям, что они должны вести себя тихо и не мешать окружающим, поэтому, когда возникает угроза их жизни, они молчат. Кричать он должен, если потерялся, в том числе и в городе, и если кто-то пытается его схватить или проявляет агрессию. Устройте для этого тренировку в лесу и потом обязательно попробуйте это сделать в городе.
13. Регулярно повторяйте правила безопасности ребёнку, проигрывайте с ним, давайте ему «задачки».
Эксперименты показывают: когда волонтёры пытаются увести детей, то 29 из 30 детей уходят!
14. Не запрещайте ребенку заводить свою страничку в социальной сети, если он об этом просит.
Наверняка это уже сделали многие его друзья, и он тоже хочет. Не делайте его изгоем среди них и не заставляйте делать себе тайный (от вас) аккаунт. Наоборот – сядьте вместе, сделайте страничку, походите по сети, посмотрите разные опции, группы, паблики, объясните ему, какие есть возможности, что такое тэги, покажите, что делать с неприличными картинками, рекламой и спамом, своим примером покажите грамотную реакцию на всё это.
15. Научите ребёнка правилам безопасности в интернете: не вывешивать в открытом доступе свои фотографии и контакты, не реагировать на «привлекательные» предложения от чужих людей, помнить, что он никогда не знает, кто на самом деле незнакомый человек, который представляется, например, его ровесником. Объясните, какие существуют опасности.
16. Время от времени просматривайте список «друзей» вашего ребёнка, обращайте внимание на взрослых людей, если это не учителя, смотрите, какие группы он читает и на какие паблики подписан.
В интернете на ребёнка посыплется масса привлекательно преподносимой информации о наркотиках, самоубийствах и прочих вещах. И да, «группы про китов» действительно существуют и действительно несут угрозу для ребёнка. Подробно об этом и других сетевых ловушках «Ведомости» писали в материалах «Живущие в сети» и «Живущие в сети-2». Объясните ребёнку бессмысленность участия в этом и то, что за этим стоят взрослые люди, которые ищут управляемых детей для своих целей.
17. Старайтесь чаще фотографировать своего ребёнка.
Это нужно на тот случай, если придётся его искать. Знайте его гардероб – чтобы, если исчезает ребёнок, можно было определить, в чем он ушёл и взял ли с собой запас вещей. Если вы с ребёнком идёте на мероприятие, где будет много народу, сфотографируйте его перед выходом: в ситуации потери ребёнка родители часто от стресса не могут вспомнить, во что они его одели перед выходом.
18. Контролируйте время, когда ребёнок должен прийти домой.
Если он задерживается на полчаса, звоните ему, а потом, если он не отвечает, начинайте звонить учителю, его друзьям, преподавателю из кружка, родителям друзей, бывшему супругу. Не испытывайте неловкости, когда приходится беспокоить других людей из-за того, что ребёнок вовремя не пришёл: ситуация пропажи ребёнка – экстремальная, и в ней вы просто обязаны это сделать как можно скорее, и пусть через полчаса он вернётся и окажется, что он заигрался с друзьями. Не забудьте потом перезвонить тем, кому вы звонили, поблагодарить и сообщить, что он вернулся.
19. Если ребёнок или кто-то из ваших взрослых родственников звонит и просит его встретить – не ленитесь и встретьте его, не говорите «сам дойдёшь, уже большой»! Человеку может быть неловко объяснять причину по телефону, он не всегда может сказать «мне кажется, что за мной идут». Просто встретьте!
20. Договоритесь с классным руководителем, что всегда, если ребёнок не идёт в школу, вы ему звоните или отправляете смс, и если вы не звоните, а ребёнок не пришёл, учитель сразу же звонит вам.
В большинстве случаев, когда ребёнок не дошёл с утра до школы, мы об этом узнаем только вечером, когда он не пришёл домой, крайне редко в школе кто-то начинает беспокоиться, если ребёнок не явился.
21. Телефон ребёнка и престарелых родителей должен быть оформлен на вас!
Сотовый оператор выдаёт распечатки его звонков только тому, на кого зарегистрирован телефон, причем информацию о том, где находится абонент с телефоном, вы получите в лучшем случае через 2-3 дня – и это ещё одна причина, по которой следует начинать поиск как можно раньше.
22. Пользуйтесь современными гаджетами и программами для того, чтобы обезопасить своих детей и пожилых родителей.
В смартфоны можно установить программы – GPS-локаторы членов вашей семьи («Моя семья», «Мои друзья»), к любому телефону за небольшую плату можно подключить у вашего мобильного оператора услугу информирования о местонахождении абонента. Эта услуга есть у всех компаний из «большой тройки».
23. В случае пропажи ребёнка сразу звоните в 112 – службу экстренной помощи, ничего не ждите. Ваш звонок – это уже принятое заявление о пропаже.
«Правила трёх суток» ни в отношении детей, ни в отношении взрослых не существует. Подать заявление о том, что пропал человек, может любой человек, независимо от родственных связей с пропавшим, по телефону 112, или приехавшему к вам по вызову наряду, или в любом (не только своём!!!) ОВД. Заявление обязаны сразу же принять, не уговаривая вас подождать, пока потерявшийся «погуляет и придёт». Если вдруг у вас не хотят в ОВД брать заявление – и это же относится к пропавшим взрослым, вы звоните на 112 и сообщаете об этом оператору, указывая номер отдела.
24. Не ругайте ребенка, когда он найдётся, не кричите на него, не бейте или, по крайней мере, сначала извинитесь за то, что вы скажете: «Прости, пожалуйста, я сейчас буду резкой, но я не могу этого не сказать».
Объясните ему, что вы волновались, расскажите о тех бедах, которые могли с ним произойти. Важно его не напугать, потому что дети, которые действительно потерялись, могут так бояться наказания, что сами будут прятаться и не отзываться.
Группа профилактики поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт»: Алина Павлюкова, Екатерина Гогина, Ксения Кнорре Дмитриева.
Материал опубликован с письменного разрешения редакции ежедневного интернет-издания http://www.pravmir.ru
Материалы по теме:
В Новосибирской области мужчине с ограниченными возможностями, который проживал в интернате, вручили ключи от новой квартиры
Эффективность обеспечения сирот жилыми помещениями обсудили в региональном парламенте на заседании комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике
Можно ли сократить сроки специализированного найма жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Более 1 000 новосибирских детей-сирот получат в 2024 году ключи от новых квартир
Одиноким женщинам с детьми помогают справиться с кризисной ситуацией в специальных центрах и социальных гостиницах Новосибирской области
Областной минстрой нашёл новый способ сократить очередь детей-сирот на получение жилья
Как в регионе работают над профилактикой социального сиротства: опыт благотворительных фондов и социальных центров
Ждать очереди, получить сертификат или арендовать? Жилищные проблемы детей-сирот в регионе решаются разными способами
Прокуратура Новосибирской области предлагает снизить возраст для предоставления жилищных сертификатов детям-сиротам
В заксобрании НСО создана рабочая группа по вопросам обеспечения безопасности в школах. Поводом для этого послужило недавнее ЧП в одной из школ
Рамки металлоискателей, «тревожные» кнопки, тренировки учеников — как обеспечивается безопасность в школах Новосибирской области?
Новое жильё, сертификат на его покупку, компенсация аренды — в регионе разными способами решают жилищные проблемы детей-сирот
Временные ресурсные семьи для малышей, от которых отказались родители, подбор приёмных мам и пап по матрице и другие уникальные проекты Новосибирской области
Уполномоченный по правам ребёнка Новосибирской области Надежда БОЛТЕНКО — о «школах гениев», психоэмоциональном насилии и безопасном лете
Получить квартиру меньшей площади, но быстрее смогут дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Сертификат на жильё для детей-сирот увеличат в Новосибирской области
Какие опасности подстерегают выпускников детских домов, выходящих в самостоятельную жизнь с внушительной пенсией
3 000 детей-сирот Новосибирской области ждут, когда государство реализует их законное право на получение квартиры
В Новосибирской области разработан законопроект, согласно которому дети-сироты смогут сами приобретать жильё
В Новосибирской области станут строить жильё для детей сирот, всего до конца года будет предоставлено более 300 квартир
Жильё детям-сиротам будет строить региональный минстрой — соответствующий законопроект рассмотрит сессия заксобрания
В Новосибирске Музей смерти пытается встроиться в школьный образовательный процесс с помощью «культурно-патриотических мероприятий»
Что делать, если ребёнок «пустился в бега» и существует ли опасная подростковая игра «Исчезни на сутки»?
Почему модные хоррор-квесты могут навредить психике ребёнка и даже вызвать зависимость?
В России каждый десятый аборт делает подросток в возрасте от 12 до 18 лет — эти трагические цифры напрямую зависят от тотальной безграмотности наших детей в вопросах гендерных отношений.
Как при разводе родителей снизить у ребёнка негативные последствия стресса? Что становится причиной суицида подростков? Чего не хватает для развития талантов детей?
5 правил, которые защитят ваших детей от падения из окон.
Что надо знать задержанным полицией подросткам и что обязательно должно быть в протоколе о задержании?