25.06.25

ТОП-15 летних игр

«Казаки-разбойники», «Выше ноги от земли», «Штандер, стоп!» — собрали лучшие игры для весёлой детской компании родом из СССР

Казаки-разбойники

Количество игроков: чем больше, тем лучше

Правила: игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников»

Что помогает развивать: навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих»

«Казаки» и «разбойники» договариваются, на какой территории они будут играть, — это могут быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово: мы, к примеру, писали его в зашифрованном виде на асфальте куском кирпича — первую и последнюю букву. В это время «казаки» должны считать до 100, чтобы «разбойники» успели написать шифр и убежать. Причём, пока они бегут, должны свой путь помечать стрелками на асфальте, стенах домов, поребриках и деревьях. Сначала бегут общей группой, а потом разделяются, чтобы запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Быть «разбойником» всегда почётно, но рискованно: «казаки» могут взять в плен и выведывать секретное слово с помощью пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников». Иногда игра может длиться весь день.

12 палочек

Количество игроков: от пяти участников

Правила: игра напоминает классические прятки

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бегать

12 небольших палочек укладываются на «рычаг» — это могут быть дощечка, положенная на камушек, или кусок кирпича. Главное — механизм должен быть устроен так, чтобы можно было, наступив на рычаг, разбросать палочки. Кто-то из игроков наступает на рычаг, и все бросаются прятаться, пока водящий будет собирать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их обратно на рычаг, посчитать с закрытыми глазами до определённой цифры и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, то бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного, — игрок становится водящим. И тут найденному нужно успеть опередить водящего и добежав до рычага, вновь запустить игру. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Вышибалы

Количество игроков: от четырёх участников

Правила: задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, концентрироваться, думать о ближнем и терпеть боль, ибо мячом может прилететь знатно

Выбираем с помощью считалки «вышибал» — они встают с двух сторон игровой площадки. Остальные игроки находятся в центре. «Вышибалы» начинают вышибать мячом игроков из центра. Их задача — увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Но другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе и назвав его имя. Важно мяч ловить не от земли! Когда в команде «центральных» игроков остаётся один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удаётся это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места. Суровая игра, не для неженок.

Цепи кованые, раскуйте нас!

Количество игроков: от 10 участников

Правила игры: игроки делятся на две команды — по равному количеству участников

Что помогает развить: командный дух, скорость, выносливость

Каждая команда выстраивается в шеренгу и берётся за руки. Обе шеренги встают друг против друга на расстоянии 10–15 метров. Игра начинается.

— Цепи кованые, раскуйте нас! — кричит первая команда.

— Кем из нас? — отвечает вторая.

Первая команда называет имя играющего из второй команды. Например: «Саша!». Саша бежит и с разбегу пытается разорвать цепь команды противника. Если у него получается, то он забирает в плен одного расцепленных игроков. Если разорвать цепь не удалось, то Саша становится в чужую команду между звеньями цепи, которые он не смог разорвать. Игра продолжается.

— Цепи кованые, раскуйте нас! — кричит вторая команда.

Роли постоянно меняются. То одна команда разбивает цепь, то другая. Заканчивается игра, когда в одной из команд остаётся совсем мало игроков.

Выше ноги от земли

Количество игроков: от пяти участников

Правила игры: на счёт игроки разбегаются, а водящий старается их поймать или коснуться

Что помогает развить: ловкость, реакцию, умение чувствовать себя в пространстве

Итак, игроки разбежались, а водящий пытается их поймать. Спастись от него можно только в «воздухе»: игрок может заскочить на поребрик, залезть на скамейку или пенёк, повиснуть на турнике или дереве — главное, чтобы в этот момент ноги не касались земли. Водящий не может задерживаться возле того, кто спасся, а должен бежать за другими. Тот, кто не успел спастись и кого коснулись, становится водящим и ловит остальных. Кстати, в разных регионах эту игру проходят по-разному: к примеру, в Новосибирске водящий может измерить пространство от земли до игрока с помощью своей ступни — если расстояние меньше ступни, то страховка сгорает.

Штандер, стоп!

Количество игроков: от трёх участников

Правила игры: играющие становятся в круг в шаге от водящего с мячом

Что помогает развить: ловкость, силу, сноровку, меткость

Водящий подкидывает мяч вверх и выкрикивает имя кого-то из игроков. Все разбегаются, а тот, кого назвали, ловит мяч. Поймает на лету — сам становится водящим, и игра повторяется. Если мяч касается земли, то нужно успеть подхватить его, встать в центр круга и оттуда выкрикнуть: «Штандер, стоп!». В этот момент все игроки замирают. Тот, кто с мячом, старается попасть в кого-нибудь. Отходить со своих мест нельзя, но можно уворачиваться от мяча. Попал — становится водящим тот, кого коснулся мяч. Не попал — водишь сам.

Испорченный телефон

Количество игроков: от четырёх участников

Правила: все выстраиваются в шеренгу, водящий загадывает слово и шёпотом говорит его на ухо первому

Что помогает развить: слух и реакцию

Как только водящий говорит шёпотом слово первому игроку, тот его передаёт второму так, как услышал, но переспрашивать нельзя. И так до конца цепочки — последний произносит слово вслух. Чтобы было весело, слово нужно шептать тихо и быстро, тогда последний в цепочке выдаст что-нибудь неожиданное. Усложненный вариант игры: водящий загадывает не слово, а фразу.

Чай-чай-выручай!

Количество игроков: от пяти участников

Правила: водящий гоняется за игроками и заколдовывает

Что помогает развивать: взаимовыручку, физическую выносливость, реакцию

С помощью считалки дети выбирают водящего. Все бегают от водящего в пространстве, которое заранее обговорено. К примеру, нельзя убегать за пределы детской площадки. Тот, до кого дотронулся водящий, обязан застыть на месте, раскинув руки в стороны. Остальные игроки могут его расколдовать — подбежав и прикоснувшись рукой. Поэтому нужно не просто стоять, а громко звать на помощь: «Чай-чай-выручай!». Задача водящего — не давать «спасателям» приблизиться к орущим и заколдовать всех. Нюанс — нужно обговаривать перед игрой, до какого числа «заколдованных» будем играть.

Тише едешь — дальше будешь

Количество игроков: от четырёх участников

Правила: водящий стоит спиной к игрокам на линии финиша, а игроки — на линии страта

Что помогает развивать: концентрацию

Любимая игра советской детворы и героев современного сериала «Игра в кальмара». Итак, все выстроились согласно правилам, но чем больше расстояние между водящим и игроками, тем лучше. Водящий стоит спиной и громко произносит: «Тише едешь, дальше будешь — стоп!». Пока звучит считалочка, игроки бегут к финишу. Как только водящий замолкает, все застывают на месте. Тут главное — успеть застыть и не шевелиться! Водящий поворачивается и высматривает несколько секунд нарушителей. Кто шелохнулся — выбывает из игры. Побеждает тот, кто добежит первым и дотронется до водящего.

Стоп, Хали-Хало!

Количество игроков: от трёх участников

Правила: для игры нужен небольшой мяч и довольно большая площадка

Что помогает развивать: ловкость, скорость, реакцию, глазомер

Дети становятся в круг, считаются и выбирают водящего. Потом один из игроков кидает мяч как можно дальше, все бросаются врассыпную, а водящий должен быстро добежать до мяча и схватить его. Как только водящий берёт мяч в руки, он громко кричит заклинание: «Стоп, Хали-Хало, ни с места!». Все должны сразу остановиться. Водящий выбирает любого игрока и угадывает — сколько до него шагов. Потом выполняет названное количество шагов до выбранного игрока и останавливается. Из этой точки он должен попасть мячом в кольцо, которое делает другой игрок из своих рук. Если водящий попадает мячом в это кольцо, то игрок становится ведущим.

Третий лишний

Количество игроков: от восьми участников

Правила: выбираем водящего, который станет «догонялой», и игрока, который будет убегать — «третьего лишнего»

Что помогает развить: скорость, реакцию

Итак, у нас определены «догоняла» и «третий лишний», — все остальные игроки становятся парами в круг: один за другим, лицом внутрь круга. Должен получится двойной круг игроков. Перед началом игры водящий и убегающий становятся за кругом. По сигналу «догоняла» начинает погоню, а «третий лишний» должен бегать только за кругом: ему нельзя пробегать сквозь круг или убегать далеко от него. Оба игрока не должны дотрагиваться до стоящих пар. Если водящий догнал и коснулся убегающего, то их роли меняются. В любой момент убегающий игрок может пристроиться к любой паре спереди. Об этом он предупреждает криком «Беги!» или «Третий лишний!». В этом случае «третьим лишним» становится игрок, который стоял вторым в паре, и именно он теперь должен убегать от «догонялы».

Море волнуется раз!

Количество игроков: от четырёх участников

Правила: ведущий отворачивается от игроков и заводит считалочку

Что помогает развить: воображение, спонтанность, артистичность

Ведущий громко декламирует: «Море волнуется раз! Море волнуется два! Море волнуется три! Морская фигура на месте замри!». Пока он говорит, участники за его спиной двигаются в собственном направлении и ритме, изображая руками движения волн. Как только считалочка заканчивается, игроки должны замереть в определённой фигуре. Водящий подходит к кому-то и дотрагивается до него. Тот, до кого дотронулся водящий, должен изобразить свою фигуру в движении, чтобы водящий угадал, что она означает. Тот, кто слишком с фигурой намудрил, и водящий не отгадал, водит.

Съедобное-несъедобное

Количество игроков: от четырёх участников

Правила: все игроки встают или садятся в ряд, а ведущий кидает каждому мяч

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать, реакцию

Посчитались, выбрали ведущего. Все игроки садятся или встают в ряд, а водящий начинает кидать мяч каждому игроку по очереди, одновременно называя какой-нибудь предмет. Если предмет съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобный, то отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «клубника-арбуз-конфеты-мороженое» неожиданно подсунуть «табуретку». Если игрок по инерции ловит несъедобную табуретку, то становится водящим. Тут главное — играть быстро и азартно!

Колечко-колечко

Количество игроков: от четырёх участников

Правила: игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой

Что развивает: способность следить за действиями окружающих, действовать быстро и решительно

Выбрали водящего, встали/сели в рядочек, сложили по правилам ладошки. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет: монетку, пуговицу или колечко. Он по очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить колечко одному из игроков, а после обхода всех игроков произнести: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего. Тут применяются очень хитрые психологические практики: если тебе положили колечко, то ты должен изо всех сил сохранять «покер-фейс» и не выдавать своего волнения.

Я садовником родился

Количество игроков: чем больше, тем лучше

Правила: каждый игрок выбирает себе имя — название цветка — и громко сообщает его «садовнику»

Что развивает: память, внимание, смелость, артистизм

У каждого игрока есть своеё имя-цветок, которое знает вся команда. Допустим, у нас в игре — Роза, Ландыш, Ромашка, Одуванчик. Нужно быть готовым к тому, что «садовник» назовёт твоё «имя».

— Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Розы, — начинает игру «садовник».

— Ой! — отвечает Роза.

— Что с тобой? — спрашивает «садовник».

— Влюблена!

— В кого?

— В Ландыша!

Участник, чьё имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на своё имя, перепутал название цветов, отдаёт фант (любую свою вещь). В конце игры фанты кладутся в общую панамку и разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?». «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь. Иногда могут прилететь специфические фанты, к примеру, объясниться в любви главному дворовому забияке.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Александра ГРИБАКИНА
back
up