Атмосфера ужаса
Почему модные хоррор-квесты могут навредить психике ребёнка и даже вызвать зависимость?
Прошли те времена, когда каникулярная детвора носилась по дворам с ключом на шее — теперь на детей работает целая индустрия развлечений, где хоррор-квесты занимают не последнее место. И если у представителей офисного планктона к этим ролевым перформансам интерес угас год назад, то дети и подростки с удовольствием проводят время в игровых «застенках» и «пыточных». Вместе с экспертами «Ведомости» разбирались: так уж безобидны ли эти игровые страшилки?
Валентина, мама 11-летнего подростка: «Андрюша любит квесты, ходит на них со своими друзьями. На его день рождения мы сказали: выбирай для своей компании квест! Он выбрал что-то, связанное с клоунами, посмотрели на сайте, вроде 10+ стоит. Оплатили, они пошли, в подвале жилого дома в районе Писарева квест находился. Домой вернулся какой-то притихший, испуганный. Их там приковали в тёмной комнате наручниками к батарее, потом пришёл страшный клоун, издевался над ними, говорил про «описанные штанишки», заставлял отгадывать коды, они напугались, им на голову пакеты надевали. Сын потом ночью спал с включённым светом. Я хотела разобраться, но квест закрылся».
В докладе Уполномоченного по правам ребёнка за 2018 год был приведён любопытный факт: прокуратура Новосибирской области возбудила 36 административных дел по статье 6.17 КоАП РФ (нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции) после проверки 19 комнат-квестов. Как оказалось, сотрудники аппарата Уполномоченного, вооружённые информацией, что детей и подростков всё больше затягивает пучина игровой реальности, промониторили новосибирские сайты-агрегаторы квестов и пришли к выводу, что их контент напоминает афишу первых видеосалонов.
«Зловещие мертвецы», «Пила», «Сатана», «Дракула» — понятное дело, что никаких положительных и образовательных функций эти квесты не несут. Мало того, прокурорская проверка выяснила, что маркировка «16+», заявленная на сайтах-агрегаторах, организаторами квестов не соблюдается и под «ужасную» раздачу могут запросто попасть дети 8-9 лет. В докладе говорится: «было установлено, что квесты не выполняют воспитательных и развивающих функций, многие задания имеют негативную окраску, в процессе игр создаётся и поддерживается атмосфера ужаса, тревоги и страха, используются реквизиты, изображающие смерть, фотографии, демонстрирующие употребление алкогольных напитков».
— Это обычное дело для большинства новосибирских квестов, написанных на коленке и сляпанных за пять минут, — рассказывает Марина Голубева, отработавшая в квест-индустрии несколько лет. — Их организуют какие-нибудь студенты: снимают подвал, выключают свет (хоррор-квесты, как правило, проходят в темноте!), пристёгивают посетителей к батарее наручниками и быстренько делают деньги. Поэтому они запускают всех — и младенцев, и детей, и старушек с инфарктами. И очень часто даже не дают посетителям заполнить тест на предмет хронических сердечно-сосудистых заболеваний. Такие квесты живут недолго, но основательно портят репутацию серьёзным компаниям.
Как объяснила Марина, в квест-индустрии отсутствует система сертификации — нет единой законной «гребёнки», под которую можно было бы всех организаторов «причесать» и по закону спросить с них. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в настоящее время нет каких-либо нормативных правовых актов, которые регулировали бы ответственность организаторов квестов за безопасность их участников. Конечно, если аниматор в образе Джека-Потрошителя заигрался и снёс тебе в ходе игры полголовы, то организатор квеста за это ответит в судебном порядке. А вот если твой ребёнок упал в темноте или напугался до икоты аниматора в костюме привидения — тут уж взятки гладки. Вот что пишет основатель одной из крупнейших российских профессиональных компаний-создателей квестов «Клаустрофобия» Сергей Кузнецов на своей страничке в Фейсбуке: «Я бы не рекомендовал заказывать квесты через компании-агрегаторы ("Мир Квестов", "Гильдия Квестов" и прочие).
Они просто размещают любой квест у себя на сайте, минуя все этапы контроля качества. То есть единственное, что нужно, чтобы попасть в такой агрегатор, — это просто подписать договор. В таких случаях нельзя говорить не только о безопасности, но и о прочих составляющих хорошего и качественного квеста». И дальше развивает мысль в том направлении, что фирмы-однодневки халатно относятся к подготовке игр и не соблюдают возрастной ценз.
Елена, сайт «Сибмама», мама подростка: «Подскажите, что делать. У меня Гоша подсел на квесты-ужастики. Он сам очень боязливый. Просто за своими приятелями тянется, у них сейчас модно на "зомбаков" ходить. Гоша иногда рассказывает, что там с ними делают, какое-то насилие, честно. Запирают в клетках, рты затыкают кляпами, они там какие-то задания проходят».
Психотерапевты считают, что хоррор-квесты определённо вредны: любая ролевая игра, где есть место насилию, агрессии и стиранию личных границ, может привести к тяжёлым психологическим последствиям, когда слетают настройки «здоровой жизни».
— Все сильные негативные эмоции запечатлеваются в человеке, а особенно в подростке, на очень долгое время, — считает психолог-консультант Татьяна Скрицкая. — Постоянно потребляемый контент, несущий в себе агрессию и насилие, может подействовать на дальнейшее сексуальное поведение человека — и это доказано наукой. Это действует по принципу: «мы то, что мы едим». Запечатлённый острый эмоциональный опыт будет время от времени проситься наружу, вызывая своеобразную зависимость от вырабатываемого адреналина. Захочется повторения. Сначала в предлагаемой реальности хоррор-квестов, затем на всевозможных «запрещённых» сайтах, затем в реальности. Об этом почему-то не говорят и не пишут, но психоаналитики единодушны: подобные «жестокие игры» нужно запрещать на законодательном уровне. И вредны они не только детям и подросткам. Но и молодым людям до 25 лет.
Наручники, руки, прикованные к батарее, пакеты на головах, клетки, унижения и чувство страха — все эти «ингредиенты» хоррор-квестов способствуют выработке зависимости у чувствительных подростков. Психолог не исключает, что сначала подросток захочет побыть жертвой в реальности, а потом решит попробовать роль палача. В общем, дальнейшая сексуальная девиация, с которой потом человек будет жить и бороться всю свою сознательную жизнь, не исключена — Фрейда ещё никто не отменял. Кстати, эксперт считает, что прохождение хоррор-квестов — это своеобразная инициация для подростка, когда он в своей стае не хочет показаться слабаком. А для офисного планктона — легальная возможность получить острые эмоции, потому что выброс адреналина на человека действует как наркотик.
— Народ уже объелся этих квестов и требует какой-то жути, — делится наблюдениями Марина Голубева. — Квест — это продукт-однодневка, все прошли и уже не интересно. Поэтому градус жути нужно постоянно повышать, чтобы народ шёл. Вот так и появляются разные задания типа «вырой могилу и закопай труп».
Игроки квест-индустрии говорят, что клиент требует уже не простого «лабиринта загадок», а болезненного физического контакта со стороны аниматоров, которые ведут игру. Вот как, к примеру, рассказывают на сайте о своём хоррор-перфомансе «Последняя экскурсия» его создатели: «У нас есть три режима сложности. На первом актёры оказывают лишь психологическое воздействие, на втором — хватают, пихают, бьют электрошокерами на слабом заряде. На третьем — всё серьёзнее — и заряд шокера, и борьба с актёрами. Они могут и придушить, короче, мало не покажется. На самом деле многие приходят и сами говорят: вы нас бейте сильнее! Особенно, как ни странно, об этом просят девушки.
Некоторые дамы требуют, например, чтобы их таскали за волосы. Есть ещё у нас так называемый режим смерти — его сами участники так назвали. Это режим по запросу: тут всё ещё жёстче, тебя могут утащить, надеть на голову мешок, приковать к стене, обливать водой, бить шлангами или шокерами».
В свою очередь любители хоррор-перфомансов делятся своими ощущениями на форумах, посвящённых игровой реальности. Демонстрируют синяки, гематомы и ожоги, полученные в ходе «жестоких игр» и живописуют о том, как «…меня привязали к операционному столу и начали вливать в рот воду» или «…меня били шлангом по пяткам, пока я не закричал: «стоп, игра!». В свою очередь «актёры» рассказывают о том, как они «получают по морде» от клиентов и как организаторы пытаются их отговорить от прохождения самых жестоких уровней, где практикуется физическое насилие. Ребята-сценаристы, работающие в новосибирской квест-индустрии, рассказывают о том, что старые добрые квесты, где нужно включать логику и сообразительность, давно не в чести у народа — пипл требует жести и сценариев в «режиме смерти». В принципе, достаточно зайти на сайты-агрегаторы новосибирских хоррор-перфомансов, чтобы понять, каких ощущений требует целевая аудитория — унижения, стирания личных границ и физического доминирования из серии фильмов «Пила» и «Хостел».
— С каждым разом человеку нужны будут более острые и сильные эмоции, — подводит итог нашего разговора Татьяна Скрицкая. — Это как наркотическая зависимость со всеми вытекающими. Делайте выводы сами — так уж ли безопасны хоррор-квесты?
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
Материалы по теме:
В Новосибирске Музей смерти пытается встроиться в школьный образовательный процесс с помощью «культурно-патриотических мероприятий»