Дети летать не умеют
Уполномоченный по правам ребёнка Новосибирской области Надежда БОЛТЕНКО — о «школах гениев», психоэмоциональном насилии и безопасном лете.
Надежда Болтенко уверена: летом на первый план выходят вопросы безопасности наших детей. Канули в Лету прожаренные каникулярным солнцем безопасные дворы нашего детства, когда загорелая ребятня носилась одной большой компанией, играла в лапту и бегала к соседям за стаканом воды. Сегодня ребёнок живёт в скорлупе социального одиночества и требует повышенного внимания взрослых людей.
Родилась в Тульской области в городке Донской. Окончила Новосибирский мединститут. Работала участковым педиатром в поликлинике №22, через несколько лет возглавила педиатрическое отделение, а затем и саму поликлинику. Кандидат медицинских наук. С 1990 года начала политическую карьеру. В 2002 году признана Женщиной года, в 2008 году награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
— Трудно представить в городе другого человека, который мог бы сутками говорить о детях — их проблемах, успехах, радости и боли.
— Наверное, фраза «Дети — это наше всё» прозвучит пафосно, но я с детства мечтала работать только с детьми, поэтому выбор профессии был очевиден — или врач, или учитель. В старших классах решила окончательно: буду детским врачом! Когда стала главным врачом крупной поликлиники, где было только взрослое отделение, то сделала всё, что в моих силах, чтобы открыть в ней детское отделение. И мы постарались создать его ярким и красивым — без будничной казённости больничных стен, чтобы у мам и детей был позитивный настрой. И знаете, я часто, когда в жизни происходили какие-то сложные ситуации, вставала и шла в детское учреждение — общение с детьми всегда давало мне внутренний ресурс, наполняло тёплым светом. Ребёнок — это концентрированная любовь к миру. И мы, взрослые, должны беречь это хрупкое чудо, которое дано нам. К сожалению, дети часто попадают в трудные ситуации, они уязвимы и беззащитны — три года работы детским омбудсменом ещё больше укрепили меня в этом мнении. Взрослые зачастую решают эти ситуации на эмоциях, чего делать ни в коем случае нельзя — здесь уместны только хладнокровие и чёткий алгоритм действий. И не нужно думать, что сегодняшние дети, такие прогрессивные и умные, не нуждаются в нашей защите. Вся их «взрослость» — всего лишь внешний план, до 18 лет они дети, которым нужны мы, взрослые.
— И недавняя трагедия в гимназии №6 «Горностай», где девочка покончила жизнь самоубийством, — страшное тому доказательство. А ведь вокруг было столько взрослых….
— Это страшная трагедия для всех нас — мы не уберегли ребёнка, который остро нуждался в помощи. Я сразу взяла на контроль всю работу с детьми и родителями — изучала ситуацию, смотрела, как построена воспитательная работа в этой школе. Стало сразу понятно, что у девочки были определённые трудности в школе и дома. Ребёнок учился в классе с углублённым изучением физики и математики, не справлялся с нагрузкой, тяготел больше к творчеству. Зачем мы выращиваем гениев, ломая психику детей? Сегодня школы слишком увлеклись проектной деятельностью, переставая быть тем местом, где каждый ребёнок должен познавать мир. Школы перепрофилируются в технические лицеи, и мы забываем о том, что функция школы — это дать хорошее базовое образование, помочь ребёнку определиться с будущим выбором и обеспечить ему безопасность. Мы не профессоров готовим. В «Горностае», к примеру, работает целая кафедра психологии, где с детьми занимаются проектной деятельностью. Это, конечно, замечательно, но как шестеро штатных психологов упустили девочку? Не всем детям дано быть отличниками, не все дети поступят в университеты и сделают научную карьеру. И это правильно. В этой проектной гонке мы упускаем наших обычных ребятишек, забываем о них.
— Знаю, что вы большое внимание уделяете вопросу школьных психологов, подчёркивая в каждом своём докладе, что их не хватает.
— Сегодня, к сожалению, наблюдается нарастание негативных психологических проблем в детско-подростковой среде, которые проявляются в образовательном пространстве. Что бы ни случилось с ребёнком, в любой резонансной критической ситуации все сразу задаются вопросом: «А где был школьный психолог, почему не была оказана своевременная психологическая поддержка?» Это говорит о надеждах общества на то, что психолог способен качественно и профессионально работать с проблемами детей. Сегодня не во всех школах есть психолог. А я постоянно подчёркиваю, что такой специалист должен работать в каждой школе. Педагоги-психологи следят за эмоциональным состоянием детей, помогая ребятам преодолевать трудности и решать проблемы. Дети всегда подают сигналы, что с ними происходит что-то не то, — нам всем нужно научиться их вовремя распознавать. И этим, в первую очередь, должны заниматься штатные школьные психологи. Мы много говорим о жестоком обращении с ребёнком как о физическом явлении. Но сегодня жестокое обращение сместилось в психоэмоциональный план. Ребёнку в школе должно быть интересно, безопасно и комфортно.
— Все ждут лета с придыханием: отпуск, отдых. А что от лета ждёте вы?
— Сейчас самая главная наша задача — обеспечить детям безопасное лето. Надеюсь, что в этом году заработают все пришкольные лагеря и дети не будут предоставлены весь день сами себе. Иногда слышу от родителей: «Мы же бегали всё лето в детстве с ключом на шее!» Бегали, конечно. И я бегала. Но время сегодня так спрессовано, так стремительно — каждый день новые вызовы. Самокаты, заброшенные стройки, неохраняемые водоёмы. Недавний случай: ребёнок приехал из города в деревню, пошёл с двумя друзьями на рыбалку. Крючок зацепился, прыгнул в воду, чтобы распутать. Плавать не умел. И друзья его не умели. Опять трагедия, опять гибель ребёнка. А падающие дети из окон? Я всем родителям говорю: «Дети не ангелы, летать не умеют. Объясняйте им, что игра на открытом окне — это опасно!» Мы даже вместе с ТСЖ проводили акцию, расклеивали и раздавали листовки «Дети летать не умеют». Поэтому я убеждена: летом ребёнок не должен быть один. Есть загородные лагеря, есть пришкольные — там дети находятся под постоянной опекой взрослых людей, ими занимаются, развивают. Берегите своих детей!
О безопасности
— В прошлом году удачным получился проект «Детство без опасности». Это такая образовательная программа для молодых и будущих мам по обучению правилам безопасной перевозки детей в автомобиле. Ключевая задача проекта — повышение информированности молодых родителей в вопросах обеспечения безопасности детей-пассажиров, в том числе правил использования детских кресел. Тренинги проводили медицинские работники на базе Новосибирской областной клинической больницы. Уверена, что такие тренинги станут хорошим профилактическим инструментом в предотвращении детской смертности в ДТП. Молодым родителям необходимо разъяснять и помогать сохранять семью, здоровье и жизнь детей.
О зиме
— Каждую зиму — вал обращений по поводу инцидентов, связанных с высадкой школьников из общественного транспорта водителями и кондукторами. Дети пытались оплатить проезд банковской картой, кондукторы автобуса оплату не принимали, ссылаясь на отсутствие терминала, и высаживали детей из транспорта. Ещё раз хотелось бы напомнить всем взрослым, что при возникновении конфликтных ситуаций с участием детей разрешать их нужно с родителями. Неправомерного поведения по отношению к детям быть не должно! Бьёмся над этой проблемой каждый год.
Об отцах
— Необходимо выстраивать диалог с детьми. Этот диалог важен именно с мужчинами, которые являются отцами, пользуются авторитетом у своих детей и могут помочь другим ребятам выйти из сложной жизненной ситуации. Для этого мы создали Совет отцов, который занимается консультативно-совещательный общественной деятельностью. Отцы всё лето выходят в рейды на котлованы, неохраняемые стройки, проверяют детские площадки на предмет безопасности. В прошлом году, к примеру, побывали на котловане Юго-Западного жилмассива Новосибирска. Несмотря на запрещающие купание знаки, проверяющие встретили около 150 отдыхающих с детьми. Некоторые новосибирцы распивали алкогольные напитки, в том числе при своих детях. Наши отцы провели с ними разъяснительные беседы.
Материалы по теме:
Одиноким женщинам с детьми помогают справиться с кризисной ситуацией в специальных центрах и социальных гостиницах Новосибирской области
Как в регионе работают над профилактикой социального сиротства: опыт благотворительных фондов и социальных центров
Кто такой школьный психолог, чем он должен заниматься и необходим ли такой специалист современной школе?
Временные ресурсные семьи для малышей, от которых отказались родители, подбор приёмных мам и пап по матрице и другие уникальные проекты Новосибирской области
Подростковая агрессия — где её истоки и как с ней справляться? Педагоги, психологи, медиаторы обменялись мнениями и опытом