Кровь на асфальте
Детская агрессивность: причины, способы саморегуляции и выход из ситуации
Пока взрослые люди продолжают спорить о реализме сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана», разбираясь в причинах подростковой агрессии 90-х годов прошлого века, девочка из Брянска взяла папин дробовик и расстреляла своих одноклассников. В Новосибирской области подобная трагедия случилась в 2018 году, когда оружие в руки взял 16-летний студент транспортного колледжа в Барабинске, но вообще-то случаев подростковой агрессии у нас хватает. Знаем мы только о громких ситуациях, которые просачиваются в СМИ, а под спудом остаются сотни «обстоятельств», когда под жестоким прессом своих сверстников оказываются более слабые дети. Это замкнутый круг — агрессия всегда рождает только агрессию.
Летом всех потрясла новость: в селе Плотниково двое подростков попытались убить своего одноклассника — они нанесли мальчику 70 ножевых ранений и оставили его умирать в районе моста по пути к железнодорожной станции. Ребёнка спас мужчина, шедший на электричку. Мучители были из нормальных семей: у одного мама — учитель, у второго — заведующая детским садом. А в августе по социальным сетям завирусилось видео, где подросток со всей силы пинает в голову другого, сидящего на асфальте. Предполагаю сейчас реакцию старшего поколения, которое жило в счастливом советском детстве, где не было жестокости, а только бесплатные кружки и репетиции в школьном хоре — это всё «интернеты» ваши виноваты, у нас такого не было. Было. Эксперты считают, что насилие в детской среде — это, к сожалению, перманентная составляющая, просто с развитием соцсетей и новых технологий такие случаи больше не замолчать.
— Давайте посмотрим правде в глаза: агрессия в той или иной мере присуща любому человеку, — считает гештатальт-терапевт Зоя Титкова. — Но кто-то может справляться со своими эмоциями, а кто-то — нет. У подростков всё это выражено сильнее, у них идёт гормональная буря, но если его научили в семье вести себя в обществе, он не будет издеваться над другим. Психологическое здоровье не позволит агрессии выйти за рамки социальных норм. А если он не умеет вести диалог, искать компромиссы, не контролирует эмоции, то и ведёт себя как первобытный человек, используя условный булыжник как контраргумент.
Пик агрессии приходится на период переходного возраста. У девочек пиковые проявления наблюдаются в 13–14 лет, у мальчиков — в 14–16.
Эксперт считает, что за любым проявлением подростковой или детской жесткости стоит семья — как первоисточник агрессии. Если важный взрослый может походя пнуть кошку, разрядить своё плохое настроение на слабых домочадцах, поднять руку на младшего, скандалить и бить партнёра — жди беды. Во-первых, ребёнок станет считать такое поведение нормой. Во-вторых, нервозная обстановка постоянных скандалов будет накапливать в психике агрессию, которая рано или поздно проявит себя обязательно — или в виде садистского отношения к братьям нашим меньшим, или насилием над слабым сверстником. В-третьих, сцены семейного насилия, особенно когда отец издевается над матерью, впечатываются в детскую психику намертво и рано или поздно всё равно потребуют выхода — особенно на фоне гормональных бурь. Не бывает изначально злых детей, как, извините за сравнение, не бывает глупых собак, — всё зависит от воспитания. Мы здесь речь не ведём о психических заболеваниях, когда человек ментально деформирован, мы пытаемся разобраться — откуда появляется в обычных детях немотивированная жестокость?
— Дети, получающие удовольствие от страдания других, практически не поддаются обычным мерам воздействия, — убеждена семейный психолог Татьяна Скрицкая. — С ними не могут справиться родители, школьные учителя, и психологи им не указ — они с удовольствием демонстрируют своё девиантное поведение. Как правило, у таких детей яркая харизма и тяжёлый характер, который в дальнейшем может привести их к антисоциальному поведению.
Психологи убеждены: да, всем детям свойственно желание самоутверждения, особенно когда они под воздействием «гормональной фабрики» сбиваются в компании по стайному принципу. И печально, когда подростковый прайд возглавляет лидер, у кого в семье принято выяснять отношения с помощью скандалов, манипуляций и унижений, — он неизбежно потащит эту модель поведения в социум. Самоутверждение — нормальная цель, но добиваются её по-разному: одни грызут гранит науки и получают медали в спортивных состязаниях, другие — бьют слабых, снимая контент для соцсетей.
Социально приемлемые выходы агрессии: активный спорт (бокс, борьба) и танец как хороший вид саморегуляции.
Ещё одна серьёзная причина, которая может формировать жестокость у ребёнка, — это «холодные» родители, которые отстраненно наблюдают за взрослением своего чада, соблюдая традиционный семейный этикет: уроки сделал? пропылесосил? посудомойку загрузил? А воспитательную функцию почему-то сбрасывают на школу: мол, вот моя кровиночка — учите и воспитывайте. А если, не дай бог, учить и воспитывать будете плохо — затаскаем по инстанциям. Но подростки, несмотря на свою внешнюю нескладность, очень складно считывают любую информацию, поступающую извне — особенно родительские эмоции. И они чётко понимают, что за дежурной фразой «шапку надень» нет подлинной родительской заинтересованности.
— Мне, к примеру, не нравится утверждение, что подростковая жестокость — это следствие компьютерных игр, интернета и соцсетей, — говорит Зоя Титкова. — Для меня это следствие взрослой несостоятельности, когда пытаются переложить вину на что-то другое. Если ребёнку с раннего детства в семье чётко расставляли границы между плохим и хорошим, говорили, что мучить котят — это очень плохо, а издеваться над другим — совсем страшно, то ребёнок все эти социальные нормы впитает как губка. Если родители уважают друг друга, а не устраивают некрасивые скандалы при детях, то всё будет хорошо.
Эксперт подчёркивает, что из детей, которые систематически подвергаются унижениям в школе и дома, потом вполне могут получится шутеры, но это уже тема отдельного разговора. Что касается школьных психологов, которых сейчас благодаря целенаправленной работе министерства образования НСО стало в школьных штатах гораздо больше, то вопросы по воспитанию ребёнка — точно не к ним. Всегда удивляют общественные оценки, когда в школе происходит ЧП: а куда школьные психологи смотрели, почему проглядели вспышку агрессии? Как сказала Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области Надежа Болтенко: «Что бы ни случилось с ребенком, в любой резонансной критической ситуации задают сразу вопрос: “А где был школьный психолог?”». А вы как себе представляете «психологическую операцию» по выявлению среди тысячи учеников «слабого звена»? Вот и я тоже не представляю, потому что психологические тесты, которыми завалены школы, не всегда дают объективную картину состояния ребёнка. Да и не будет подросток жаловаться чужой тёте в школьном кабинете, что у него папа маму бьёт. Специалисты уверены, что выход из этой тупиковой ситуации только один — создавать как можно больше подростковых пространств, где дети могут перевести от социума дух. В нашем регионе идёт мощное движение по созданию таких открытых пространств и центров, где подросток может получить помощь психолога, найти единомышленников. Движение координируется министерством образования и управлением молодёжной политики Новосибирской области, а также благотворительными фондами, которые помогают детям с трудной судьбой. К примеру, БФ «Солнечный город» мощно зашёл с проектом «Тут поймут», где дети получают профильную помощь и не остаются один на один со своими грустными мыслями и тяжёлыми ситуациями. Помощь всегда рядом, важно о ней постоянно говорить и писать — чтобы до детей дошло, что они не одни в этом мире.
- Механизм защиты. Подросток живёт в состоянии стресса — учёба, отношения с учителями и сверстниками, конфликты или эмоциональная холодность в семье.
- Способ самоутверждения. В 13–15 лет ребёнку важно признание сверстников: подростки начинают совершать странные поступки, чтобы их заметили.
- Родительские крайности в воспитании. Для ребёнка одинаково опасны гиперопека и недостаток внимания.
- Желание привлечь внимание родителей. Это часто бывает в «холодных» семьях.
- Социальный статус семьи. Ребёнок бунтует против бедности или чрезмерной обеспеченности родителей.
- Ревность. Появление в семье младшего ребёнка, или родители развелись и создали новые семьи.
- Биологические аспекты. Юношеский максимализм, поиск себя, гормональная перестройка.
Материалы по теме:
В регионе продолжают развиваться социальные сервисы, нацеленные на помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Почему гаджеты могут нанести непоправимый вред мозгу ребёнка и чем опасны занятия по раннему развитию?
Почему на квадроберов объявлена охота и что делать родителям, если их ребёнок считает себя «кошечкой»?
Как распознать первые симптомы игровой зависимости у ребёнка и помочь ему? Советы эксперта
Надо ли наказывать молодёжь, которая катается по памятнику на площади Ленина? Если да, то как? Если нет, то считать это нормой?
Главная миссия открытых пространств Новосибирской области — помочь подросткам интегрироваться в общество через творчество и спорт
«Ведомости» составили список центров Новосибирской области для подростков и молодёжи — здесь можно просто пообщаться и получить психологическую помощь
В Новосибирской области работают центры для подростков по принципу «дом вдали от дома». Что такое «открытое пространство» и почему молодым там комфортно?
Как дети с трудной судьбой получают временную «передышку» в социально-реабилитационных центрах Новосибирской области