19.08.24

Главный компьютер

Почему гаджеты могут нанести непоправимый вред мозгу ребёнка и чем опасны занятия по раннему развитию?

Не сидите в телефоне!

Сегодня человечество решило не стареть, поэтому неврологи всего мира пытаются решить проблему потери когнитивных функций, поскольку старение — это «выход на пенсию» нашего мозга. Но эксперт министерства здравоохранения НСО, заведующая детским неврологическим отделением Новосибирской областной больницы Наталья Ганина считает, что нужно думать не о продлении рабочего стажа мозга, а о том, как изначально заложить в него долголетие. Медик уверена: в детском возрасте формируются главные функции, помогающие мозгу разогнать интеллект и стать «долгожителем», сохранив психическое здоровье на всю жизнь. Немного биологии: человека сложно назвать венцом природы, ибо его взросление занимает больше всего времени среди млекопитающих — от рождения до пубертатного периода проходит около 15 лет. За это время мозг должен сформировать сложные нейронные связи, которые будут работать всю его дальнейшую жизнь, превращая человека в независимую личность.

— Ни на один орган не похож головной мозг, — подчёркивает невролог. — У любого другого органа, например, сердца, почек, печени, есть чётко фиксированная функция. Сердце бьётся, сокращается-расслабляется — и это его функционал, оно начинает биться до рождения, бьётся в момент рождения и до самой смерти. Лёгкие отвечают за дыхание. У печени свой набор функций. Человеческий мозг может абсолютно всё, его функционал безграничен. Сравните мозг нобелевского лаурета и мозг артиста, который танцует сложнейшие балетные партии, мозг художника и мозг математика — это совершенно разные типы нейронных связей. И эти нейронные связи нужно формировать.

Эксперт уверена: мозг ребёнка до семилетнего возраста нацелен на приобретение эмпирического и практического опыта — через осязание и тактильную чувствительность. Почему малыш тянет всё в рот? Не будем объяснять этот факт с помощью фрейдистской теории, а обратимся к науке. Ртом, языком и кончиками пальцев ребёнок в буквальном смысле слова ощупывает и пробует на вкус окружающий мир, считывая информацию, которая потом повлияет на развитие речи и пространственного мышления. А если у дитя с первого года жизни плоский смартфон в ручонках, то что полезного он найдёт в этой двухмерной и выдуманной реальности? Что попробует «на зуб»?

— В мозгу расположены особые участки зоны стереогноза, которые позволяют ориентировать тело относительно пространства, и они должны получать информацию, — говорит Наталья Ганина. — Плоский экран смартфона не даёт представления о третьем измерении, его модель в мозге ребёнка не формируется. Это, в свою очередь, влияет на мышление, которое тоже становится более ограниченным, плоским. Гаджетизация — наша популяционная проблема. Гаджеты для мозга ребёнка —это смерть. Потому что намного полезнее для гармоничного и здорового взросления получать личный эмпирический опыт.

Дело в том, что любой, даже самый навороченный, гаджет демонстрирует малышу совершенно чужой виртуальный мир, который придумал и «положил» туда программист. Но эволюция создала человеческий мозг как самообучающийся аппарат, для которого важны фантазии и представления о жизни его носителя. У малыша должен быть свой собственный внутренний «виртуальный» мир, который он будет обогащать по мере взросления. Мы же помним, что умение фантазировать — главное отличие детского мозга от взрослого? Именно «фантазии на тоненьких ножках» могут раскачать мозг ребёнка до полноценного развития. Потому что главная задача мозга каждого нового человека — это созреть в эмпирическом и эмоциональном восприятии в первые семь лет своей жизни. А лучше всего наш внутренний компьютер развивается в контакте с окружающим миром и на родительском примере. Но это не значит, что родитель на детской площадке, где его малыш познаёт мир, должен сидеть с отсутствующим видом «в телефоне».

— Сейчас очень много родителей приходит с жалобами на задержку развития речи, — рассказывает Наталья Ганина. — Ребёнок в три-четыре года мало говорит, плохо говорит, не сочетает слова грамматически правильно. Это всё упирается в то, что с ним не занимаются в плане эмоционального развития: даже когда вся семья дома, все сидят, уткнувшись в гаджеты. И даже если ребёнок слышит из гаджета речь, то он всё равно не замечает артикуляции, мимики и так далее, не пытается повторять.

КСТАТИ
При рождении мозг ребёнка содержит около 100 млрд нейронов — это столько же, сколько звёзд в Млечном Пути.
Виртуальность убивает

В 2000-х началось повальное увлечение ранним развитием: в Новосибирске как грибы после дождя появлялись школы, где детей учили чтению и письму с трёх лет, а в соцсетях взрослые люди писали, что они научились читать в четыре года и не «мама мыла раму».

— Раннее развитие — бесполезно и даже вредно, — уверена невролог. — Я считаю, что в этом нет необходимости. Ещё раз повторю: ребёнок в первые пять-шесть лет жизни должен накопить эмпирический и эмоциональный опыт, развить образное мышление.

Если вы хотите вырастить гармоничную личность, то займите малыша музыкой и лёгкой физкультурой: первая развивает чувство ритма и образное мышление, вторая помогает лучше контролировать тело и чувствовать пространство. А чтобы во внутренний мир дитя пришли фантазии, читайте ему вслух — причём не только сказки, но и стихи. Вспомните старую добрую классику советского периода — Маршака, Михалкова и Чуковского, где есть темпоритм, простая конструкция языковых формул и очень лёгкие рифмы. А ещё у этих поэтов очень образные и эмоциональные стихи, которые обязательно дадут толчок к развитию фантазии и эмоционального интеллекта ребёнка. Ну как же это хорошо у Корнея Ивановича: «У канавы две козявки / Продают ежам булавки»!

Наталья Ганина советует родителям малышей создать вокруг них интерактивную, но безопасную среду. Начавший ползать, а потом и ходить ребёнок в своём желании «хочу всё знать!» будет рассматривать, трогать и пробовать на зуб все окружающие его предметы. А значит, задача родителей — убрать на это время из зоны досягаемости всё, что может причинить ему вред, но оставить простор для исследований. Заклеиваем все розетки, убираем колюще-режущие предметы, но не оставляем вокруг ребёнка стерильную зону. Дом не должен быть для вашего малыша совершенно безопасным: неопасные падения при попытках встать на ножки, набивание синяков и шишек тоже входят в личный эмпирический опыт и необходимы для формирования причинно-следственных связей.

Кстати, ещё одну опасность для развития детского мозга представляет избыток игрушек. Чем больше объектов для восприятия (игрушек), тем больше информации попадает в мозг, и тем больше он истощается. Игрушки должны выполнять свою функциональную роль, они должны помогать ребёнку познать этот мир через воображение и эксперименты, а не загромождать его личное пространство. Понятное дело, что большинство родителей, скупая для своего чада самые дорогие игрушки в магазинах, компенсируют какие-то свои «звоночки из детства», но лучше собирайте свои взрослые коллекции — это для вашего малыша полезнее. Что касается игрушек, то лучше всего познавать мир с помощью старых добрых кубиков и больших блочных конструкторов, которым ребёнок найдёт много способов применения. Если ребёнка не ограждать от мира и не ограничивать его пространство, он сам познает законы мира. А поэтому вопрос сохранения здоровья мозга — не только медицинский, но еще и педагогический. Гормон удовольствия дофамин вырабатывается при достижении поставленных целей, в том числе при освоении новых навыков, а потому ставить цели и достигать их — именно то, чему нужно учить детей с малолетства, считает невролог.

— Чтобы понять проблему и правильно её решить, нужно понимать её целиком, — подводит итоги Наталья Ганина. — Современная медицина разделена и раздроблена на множество специализаций и специальностей, в том числе возрастных: вот это — детские специалисты, а это — взрослые, и между ними часто нет контакта, особенно если говорить о раннем детстве и о гериатрическом состоянии. Но если мы хотим решить проблему сохранения здоровья мозга, то нужен системный взгляд, нужно понимать её целиком. Сейчас много говорят о том, что чтобы мозг не старел, его нужно обучать новому опыту. И это должно быть заложено с детства. Но если человек никогда в жизни ничему не учился, как вы думаете, в 60 лет у него будет интерес что-то делать? У него нет опыта достижения чего-то, вкладывания своих собственных сил в развитие. Я боюсь, что поколение пользователей, которое сейчас растёт, вообще останется в своём виртуальном мире. Эта повсеместная виртуальность убивает детский мозг.

ТОП-5 способов развития детского мозга

1. Будьте отзывчивым родителем. Главный фактор в развитии ребёнка — присутствие взрослого, который чутко реагирует на его потребности и эмоции. Смеёмся вместе!

2. Распорядок дня. Он помогает младенцам развить когнитивное понимание и глубокое чувство безопасности.

3. Не мешайте ребёнку играть. Младенцы всегда хватаются за предметы, машут ножками-ручками и издают разные звуки — так они входят в контакт с миром. Облегчаем им процесс, но не прерываем.

4. Малыши лучше учатся, общаясь. Самая важная для них работа — это развитие способности к доверию и близости. Будьте для них самой безопасной базой.

5. Интеллект растёт от вовлечённости и открытий. Пойте песни, танцуйте вместе, делайте весёлый массаж и не запрещайте вытаскивать кастрюли из кухонного шкафа.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

10.09.24 Использовать шанс

В регионе продолжают развиваться социальные сервисы, нацеленные на помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

14.08.24 Кто сказал «мяу»?

Почему на квадроберов объявлена охота и что делать родителям, если их ребёнок считает себя «кошечкой»?

23.05.24 Это детям не игрушки!

Как распознать первые симптомы игровой зависимости у ребёнка и помочь ему? Советы эксперта

12.12.23 Кровь на асфальте

Детская агрессивность: причины, способы саморегуляции и выход из ситуации

07.08.23 Третий лишний

Как в Новосибирской области ведётся профилактика подросткового алкоголизма?

14.04.23 Кому нужна молодёжь?

Надо ли наказывать молодёжь, которая катается по памятнику на площади Ленина? Если да, то как? Если нет, то считать это нормой?

05.04.23 Пусть приходят

Главная миссия открытых пространств Новосибирской области — помочь подросткам интегрироваться в общество через творчество и спорт

13.01.23 Эти двери открыты

«Ведомости» составили список центров Новосибирской области для подростков и молодёжи — здесь можно просто пообщаться и получить психологическую помощь

24.10.22 Третье место

В Новосибирской области работают центры для подростков по принципу «дом вдали от дома». Что такое «открытое пространство» и почему молодым там комфортно?

15.10.21 Успеть за три месяца

Как дети с трудной судьбой получают временную «передышку» в социально-реабилитационных центрах Новосибирской области

up