26.12.24

Шампанское для Рекса

Снеки, «не-молоко» и роботы-няни для домашних питомцев — какие новые тренды набирают популярность у покупателей

Изучение предпочтений покупателей — основа выбора рыночной стратегии. 

Чтобы уверенно чувствовать себя на рынке, производителям и ритейлерам необходимо быть в курсе всех его тенденций, понимать, чем вызваны те или иные «телодвижения» потребителей, и при необходимости гибко менять свои рыночные стратегии. Неудивительно, что на прошедшем в конце 2024 года в Новосибирске форуме «Дни ритейла в Сибири», организованном Минпромторгом РФ, правительством области, региональным минпромторгом и мэрией города, эта тема вызвала у участников пристальный интерес.

Аналитическая сессия «Потребительские тренды и портрет современного покупателя» многим помогла получить ответ на накопившиеся вопросы. «Мы измеряем ритейл — где, чего и сколько продано», — пояснил, открывая сессию, Константин Локтев, исполнительный директор аналитической компании, производящей маркетинговые исследования различных рынков.

Он заявил: один из ключевых трендов рынка сегодня — это рост доходов потребителей. Так, только в течение 2023 года в Центральном федеральном округе он составил 13,9%, в Сибирском и Южном федеральных округах — 12,9%. Имея больше денег, люди и покупают больше, что подтверждает статистика: в Новосибирской области, на которую приходится максимальная доля оборота розницы Сибири (примерно 20%), продажи выросли на 14,7%, в Иркутской — на 17,6%, в Хакасии — на 18,2%, в Тыве — на 26,3% (впрочем, эта республика всё равно занимает последнее место по обороту).

Проанализировано и поведение покупателей. Выяснилось, что они чаще стали составлять списки покупок перед походом в магазин (55% против 47% годом ранее), сравнивать цены на собственные марки магазинов с ценами брендовых товаров (55% против 49%), обращать внимание на качество сервиса (62% против 55%) и проверять натуральность и экологичность продуктов (34% против 28%).

Индекс потребительского оптимизма продолжает колебаться возле цифры 110, что является свидетельством настроя россиян на рост потребления. Основной вклад в определение индекса внесли изменения на рынке труда (в связи с кадровым голодом люди меньше боятся остаться без работы) и улучшение личного материального благополучия.

Растёт популярность готовых блюд.

Несмотря на то что инфляция усиливается, реальный спрос на товары быстрого потребления продолжает увеличиваться — за год прирост продаж составил 15,8%. Вклад инфляции в эту цифру — 8,5%, вклад реального спроса — 7,3%. Основными драйверами роста стали продажи воды, кошачьих кормов и упакованных колбасных изделий, снизились продажи сырого мяса, развесных шоколадных конфет и шоколадной пасты.

Отмечено, что Сибирь оказалась в аутсайдерах по приросту продаж алкоголя — он составил всего 10%, это минимальная цифра. Для сравнения: на Дальнем Востоке этот показатель почти достиг 20%.

Один из трендов, ключевым образом меняющих поведение покупателей, стратегии ритейлеров и бренды производителей, — продолжающаяся регионализация. Более всего заметна региональная специфика в регионах Сибири и Дальнего Востока. Так, в Сибири в топе находится 3-4 и более брендов собственных производителей в таких отраслях, как производство пива, прохладительных напитков, молочной продукции, мясных изделий, снеков, средств по уходу за лицом.

Постепенно перестраивает рынок смена поколений покупателей. Например, молодые люди в возрасте до 24 лет чаще остальных возрастных категорий покупают питьевую минеральную воду, те, кому от 45 до 54 лет, — сигареты, а более старшее поколение — кофе и корма для животных.

Ещё один бурно растущий тренд — продукты «без чего-то»: без глютена, без сахара, веганские. Особое пристрастие к этой линейке питают условные «зумеры», у которых большим спросом пользуются продукты с пребиотиками, фруктовые снеки, так называемое «не-молоко». Продажи растительного молока и десертов на его основе выросли более чем на 27%.

СПРАВКА
Индекс потребительского оптимизма — показатель, который может принимать значения от 0 до 200. Если он составляет более 100, это свидетельствует, что в стране преобладают оптимистические потребительские настроения, если менее 100 — скорее, пессимистические.

Как подсчитали маркетологи, в России 56% домохозяйств имеют домашних питомцев. В общей сложности в домах и квартирах россиян живут 49,2 млн кошек и 25,5 млн собак, с 2020 года число животных выросло на 11%. Понятно, что рынок не может не реагировать на такое впечатляющее число потенциальных потребителей. Забота о любимцах даёт базис для развития целой индустрии — от гаджетов до люксовых брендов. На рынок выходят умные роботы, которые проследят за поведением ваших Барсиков и Рексов, поговорят с ними и даже поиграют. Топовые производители представят коллекции одежды и обуви, обеспечат «жильём» — роскошными брендовыми будками. А в день рождения питомца любящий хозяин может налить ему в миску пиво или шампанское «с ароматом говядины», разработанные специально для животных.

Продолжает расти популярность готовых блюд — в 2024 году динамика продаж приросла на 31,7%. Отмечается усиление интереса покупателей к товарам в больших упаковках. Активно растут спонтанные покупки так называемых перекусов — объём продаж снеков приближается к трети всего продовольственного сектора. Лидируют здесь всевозможные кондитерские батончики и мороженое. Набирает силу тенденция потребления продуктов с добавленными вкусами — колы, ванили, сгущенного молока, томатов и так далее.

Продолжение цифровизации страны постоянно стимулирует рост онлайн-торговли. Причём новые продвинутые способы совершать покупки привносят молодые потребители, которые уже привычно заказывают продукты и готовую еду из кафе и ресторанов не на сайтах или в мобильных приложениях, а с помощью умных колонок. Группой номер один по доле онлайн-продаж являются продукты питания. Оборот интернет-торговли за первую половину 2024 года вырос на 42% по сравнению с тем же периодом 2023 года и составил 4,6 млрд рублей.

Основные рыночные тренды 2024 года
  • рост доходов потребителей
  • рост числа региональных производителей
  • перестройка рынка в связи со сменой поколений
  • рост спроса на «не-молоко» и подобные продукты
  • рост спроса на снеки
  • рост популярности готовых блюд
  • предпочтение товарам в большой упаковке
  • продолжение развития онлайн-продаж
Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

13.12.24 Уникальный шанс

Кто поможет продвигать российские бренды и чем грозят рынку попытки регулирования цен?

12.12.24 Впечатлить гурмана

От контакта до контракта — производители, поставщики и ритейлеры из разных регионов встретились в Новосибирске на «Днях ритейла»

11.12.23 Время возможностей

Журналисты «Ведомостей» приобщились к основам гастрономического малого бизнеса

22.11.23 Клубника, девочка и муха

Как «поженить» туризм и торговлю и что нужно для создания успешного бренда территории, обсудили на втором межрегиональном форуме «Дни ритейла в Сибири»

21.11.23 В другом измерении

Новые правила торговли алкоголем поставили под удар десятки кафе и ресторанов

21.11.23 Идеальная локация

От электронной торговли до бьюти-индустрии — участники «Дней ритейла в Сибири» обсудили проблемы, вызовы и стратегии своих отраслей

07.11.22 Сливки для смелых

Как «упаковать» туристический продукт, чтобы он сам себя продавал?

03.11.22 Вино успеха

Ситуацию на алкогольном рынке, позиции, которые на нём занимают российские вина, и опыт первых винных ярмарок обсудили на форуме «Дни ритейла в Сибири»

02.11.22 Шанс для новых стартов

Какими должны стать региональные бренды и как наладить кооперацию в новых условиях?

01.11.22 Код раздора

Проблемы нестационарных торговых объектов и пути их решения — тема для Новосибирска очень актуальная

01.11.22 Показали характер

Состояние рынков, импортозамещение, потребительские тренды — эти темы обсуждались на форуме «Дни ритейла в Сибири»

up