22.11.23

Клубника, девочка и муха

Как «поженить» туризм и торговлю и что нужно для создания успешного бренда территории, обсудили на втором межрегиональном форуме «Дни ритейла в Сибири»

Локальная продукция — одна из главных точек притяжения для туристов.

На форуме, в числе организаторов которого Минпромторг России, правительство Новосибирской области и региональный минпромторг, обсуждали самые разные аспекты ритейла. Одним из направлений стало его развитие в сфере туризма.

Экспертная сессия «Туристический ритейл. Роль местных традиций и региональных продуктов в экономике впечатлений» собрала представителей туркомпаний, специалистов в сфере маркетинга и продвижения территорий. Советник генерального директора Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Лада Юрченко в своём выступлении коснулась истории развития туризма в стране, отметив, что он всегда имел и воспитательное значение. И сегодня внутренний туризм — это не только экономика. Стремление лучше узнать свою страну нужно поощрять, создавая как можно больше точек притяжения в том или ином локальном пространстве. И одной только информации в интернете тут недостаточно.

— Первое прикосновение к объекту во всех его проявлениях происходит именно в точках физических продаж туристического продукта, — подчеркнула Лада Юрченко. — И от того, каким оно будет, зависит многое.

Очень важным является создание впечатлений — это может быть гастрономия, географические особенности, продвижение через литературные произведения, фильмы. В туристических местах обязательно должны присутствовать в продаже уникальные товары, присущие только этой территории. Эксперт отметила:

— Первое правило любого путешествия: хочешь лучше узнать территорию — иди на рынок. Когда торгуют всем подряд, тут нет никакой локальности. Локальность — это в первую очередь атмосфера, при создании которой уже известные продукты преломляются в традициях конкретной территории. Если то, чем привлекают туриста, вкусно, красиво и интересно, есть все шансы, что он не только вернётся сам, но и станет амбассадором вашей территории.

Генеральный директор компании-туроператора, член Совета по туризму при правительстве Новосибирской области Юлия Гончарова посвятила своё выступление особенностям создания культурного кода территории, отметив его большое значение в развитии индустрии гостеприимства. Брендирование территории — это её исследование, разработка концепции культурного кода, современный дизайн для визуального восприятия. Очень важно найти свою изюминку, вокруг которой можно создавать легенды и мифы. Эксперт привела пример маркетинга территории через туристический сувенир: во всех лавках продаётся керамика, но чаще всего изделия никак не привязаны к месту. А если сочинить легенду, что только кружка именно такой формы или именно из этого материала поможет исполнить желание, когда вы зачерпнёте ею живую воду из нашего родника, — это уже будет именно местная легенда.

Пример повышения туристической привлекательности через литературное произведение — небольшой городок Сарапул в Удмуртии, рассказала Юлия Гончарова. Детская книжка «Повесть о рыжей девочке», героиня которой жила в Сарапуле, стала отправной точкой для создания локального бренда. Сейчас маршрут «Сарапул рыжей девочки» объединяет музеи, библиотеки, турфирмы, заведения общепита, отели, сувенирные лавки. Можно купить коробку шоколадных конфет с начинкой из апельсинового желе с картой городских мест, где бывала героиня повести, и пройти её маршрутом, можно купить куколку с рыжими волосами или домино с изображением героев повести.

Стать стимулом для продвижения могут и гастрономические события. Так, небольшой городок Балаково в Саратовской области привлекает тысячи туристов на фестиваль клубники, Уварово в Тамбовской области — на фестиваль «Вишневарово». Локальные гастрономические бренды можно и нужно продвигать, и районам Новосибирской области стоит обратить на это внимание.

Тему развития туризма на сельских территориях продолжила директор организации по поддержке сельских инициатив «Живая Земля» Алла Канаева. Туризм всегда служит драйвером развития территории — это дополнительные рабочие места, развитие смежных бизнесов, сбыт сельхозпродукции, развитие ремёсел, сохранение культурного наследия.

Создать привлекательный бренд и стать известной с его помощью может любая территория, уверена эксперт. Она продолжила ряд уже приведённых примеров, рассказав о ставшей знаменитой мухе из Елабуги. Продажи маленькой сувенирной рюмочки в этом татарском городке сопровождаются весёлой легендой. Якобы местные трактирщики в старину, стараясь привлечь побольше посетителей, бесплатно наливали им первую рюмку миниатюрного размера — «на мушиный глоток», надеясь, что гости будут что-то заказывать дальше. Но ушлые любители выпить на халяву ходили по разным трактирам и в каждом пили по «мухе», в итоге оказываясь, как нетрудно понять, «под мухой». Теперь красиво упакованные рюмки «Елабужская муха» — один из главных местных сувениров.

Турист обычно хочет получить новый опыт, и к этому его желанию тоже можно привязать сувенирную продукцию, например, с гастрономическим уклоном. Так, в Хакасии большой популярностью у приезжих пользуются наборы для талгана — местного десерта. По возвращении из путешествия можно собраться всей семьёй, приготовить хакасское лакомство и поделиться рассказами о местных традициях.

— Запрос на сельский туризм сейчас есть, люди с удовольствием открывают для себя свой регион, — отметила Алла Канаева. — И локальные бренды здесь очень важны. Сейчас неспроста все говорят об идентичности. Региональная кухня, локальные продукты, местные истории, сувениры, которые об этом рассказывают, — это то, что действительно служит магнитом.

Помочь профессионально продвигать свою продукцию сельским производителям всегда готовы в центре «Мой бизнес», сообщила заместитель директора центра Евгения Сидоренко. Здесь же можно получить информацию о регистрации товарных знаков и сертификации. В итоге получается уже официально оформленный и красиво упакованный продукт, который можно предлагать туристам.

Туристические фишки районов Новосибирской области

 

  • Искитимский район: Бердские скалы — одно из красивейших мест области
  • Мошковский район: Умревинский острог — первое оборонительное сооружение в регионе, построен в 1703 году
  • Сузунский район: Монетный двор, где чеканили первую сибирскую монету
  • Маслянинский район: золото высшей пробы, добываемое здесь почти 200 лет
  • Краснозёрский район: гуси особой породы, выведенные именно здесь
  • Ордынский район: Караканский бор и Мраморный карьер в Абрашино
Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

13.12.24 Уникальный шанс

Кто поможет продвигать российские бренды и чем грозят рынку попытки регулирования цен?

12.12.24 Впечатлить гурмана

От контакта до контракта — производители, поставщики и ритейлеры из разных регионов встретились в Новосибирске на «Днях ритейла»

11.12.23 Время возможностей

Журналисты «Ведомостей» приобщились к основам гастрономического малого бизнеса

21.11.23 В другом измерении

Новые правила торговли алкоголем поставили под удар десятки кафе и ресторанов

21.11.23 Идеальная локация

От электронной торговли до бьюти-индустрии — участники «Дней ритейла в Сибири» обсудили проблемы, вызовы и стратегии своих отраслей

07.11.22 Сливки для смелых

Как «упаковать» туристический продукт, чтобы он сам себя продавал?

03.11.22 Вино успеха

Ситуацию на алкогольном рынке, позиции, которые на нём занимают российские вина, и опыт первых винных ярмарок обсудили на форуме «Дни ритейла в Сибири»

02.11.22 Шанс для новых стартов

Какими должны стать региональные бренды и как наладить кооперацию в новых условиях?

01.11.22 Код раздора

Проблемы нестационарных торговых объектов и пути их решения — тема для Новосибирска очень актуальная

01.11.22 Показали характер

Состояние рынков, импортозамещение, потребительские тренды — эти темы обсуждались на форуме «Дни ритейла в Сибири»

up