Клубника, девочка и муха
Как «поженить» туризм и торговлю и что нужно для создания успешного бренда территории, обсудили на втором межрегиональном форуме «Дни ритейла в Сибири»
Локальная продукция — одна из главных точек притяжения для туристов.
На форуме, в числе организаторов которого Минпромторг России, правительство Новосибирской области и региональный минпромторг, обсуждали самые разные аспекты ритейла. Одним из направлений стало его развитие в сфере туризма.
Экспертная сессия «Туристический ритейл. Роль местных традиций и региональных продуктов в экономике впечатлений» собрала представителей туркомпаний, специалистов в сфере маркетинга и продвижения территорий. Советник генерального директора Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Лада Юрченко в своём выступлении коснулась истории развития туризма в стране, отметив, что он всегда имел и воспитательное значение. И сегодня внутренний туризм — это не только экономика. Стремление лучше узнать свою страну нужно поощрять, создавая как можно больше точек притяжения в том или ином локальном пространстве. И одной только информации в интернете тут недостаточно.
— Первое прикосновение к объекту во всех его проявлениях происходит именно в точках физических продаж туристического продукта, — подчеркнула Лада Юрченко. — И от того, каким оно будет, зависит многое.
Очень важным является создание впечатлений — это может быть гастрономия, географические особенности, продвижение через литературные произведения, фильмы. В туристических местах обязательно должны присутствовать в продаже уникальные товары, присущие только этой территории. Эксперт отметила:
— Первое правило любого путешествия: хочешь лучше узнать территорию — иди на рынок. Когда торгуют всем подряд, тут нет никакой локальности. Локальность — это в первую очередь атмосфера, при создании которой уже известные продукты преломляются в традициях конкретной территории. Если то, чем привлекают туриста, вкусно, красиво и интересно, есть все шансы, что он не только вернётся сам, но и станет амбассадором вашей территории.
Генеральный директор компании-туроператора, член Совета по туризму при правительстве Новосибирской области Юлия Гончарова посвятила своё выступление особенностям создания культурного кода территории, отметив его большое значение в развитии индустрии гостеприимства. Брендирование территории — это её исследование, разработка концепции культурного кода, современный дизайн для визуального восприятия. Очень важно найти свою изюминку, вокруг которой можно создавать легенды и мифы. Эксперт привела пример маркетинга территории через туристический сувенир: во всех лавках продаётся керамика, но чаще всего изделия никак не привязаны к месту. А если сочинить легенду, что только кружка именно такой формы или именно из этого материала поможет исполнить желание, когда вы зачерпнёте ею живую воду из нашего родника, — это уже будет именно местная легенда.
Пример повышения туристической привлекательности через литературное произведение — небольшой городок Сарапул в Удмуртии, рассказала Юлия Гончарова. Детская книжка «Повесть о рыжей девочке», героиня которой жила в Сарапуле, стала отправной точкой для создания локального бренда. Сейчас маршрут «Сарапул рыжей девочки» объединяет музеи, библиотеки, турфирмы, заведения общепита, отели, сувенирные лавки. Можно купить коробку шоколадных конфет с начинкой из апельсинового желе с картой городских мест, где бывала героиня повести, и пройти её маршрутом, можно купить куколку с рыжими волосами или домино с изображением героев повести.
Тему развития туризма на сельских территориях продолжила директор организации по поддержке сельских инициатив «Живая Земля» Алла Канаева. Туризм всегда служит драйвером развития территории — это дополнительные рабочие места, развитие смежных бизнесов, сбыт сельхозпродукции, развитие ремёсел, сохранение культурного наследия.
Создать привлекательный бренд и стать известной с его помощью может любая территория, уверена эксперт. Она продолжила ряд уже приведённых примеров, рассказав о ставшей знаменитой мухе из Елабуги. Продажи маленькой сувенирной рюмочки в этом татарском городке сопровождаются весёлой легендой. Якобы местные трактирщики в старину, стараясь привлечь побольше посетителей, бесплатно наливали им первую рюмку миниатюрного размера — «на мушиный глоток», надеясь, что гости будут что-то заказывать дальше. Но ушлые любители выпить на халяву ходили по разным трактирам и в каждом пили по «мухе», в итоге оказываясь, как нетрудно понять, «под мухой». Теперь красиво упакованные рюмки «Елабужская муха» — один из главных местных сувениров.
Турист обычно хочет получить новый опыт, и к этому его желанию тоже можно привязать сувенирную продукцию, например, с гастрономическим уклоном. Так, в Хакасии большой популярностью у приезжих пользуются наборы для талгана — местного десерта. По возвращении из путешествия можно собраться всей семьёй, приготовить хакасское лакомство и поделиться рассказами о местных традициях.
— Запрос на сельский туризм сейчас есть, люди с удовольствием открывают для себя свой регион, — отметила Алла Канаева. — И локальные бренды здесь очень важны. Сейчас неспроста все говорят об идентичности. Региональная кухня, локальные продукты, местные истории, сувениры, которые об этом рассказывают, — это то, что действительно служит магнитом.
Помочь профессионально продвигать свою продукцию сельским производителям всегда готовы в центре «Мой бизнес», сообщила заместитель директора центра Евгения Сидоренко. Здесь же можно получить информацию о регистрации товарных знаков и сертификации. В итоге получается уже официально оформленный и красиво упакованный продукт, который можно предлагать туристам.
- Искитимский район: Бердские скалы — одно из красивейших мест области
- Мошковский район: Умревинский острог — первое оборонительное сооружение в регионе, построен в 1703 году
- Сузунский район: Монетный двор, где чеканили первую сибирскую монету
- Маслянинский район: золото высшей пробы, добываемое здесь почти 200 лет
- Краснозёрский район: гуси особой породы, выведенные именно здесь
- Ордынский район: Караканский бор и Мраморный карьер в Абрашино
Материалы по теме:
Кто поможет продвигать российские бренды и чем грозят рынку попытки регулирования цен?
От контакта до контракта — производители, поставщики и ритейлеры из разных регионов встретились в Новосибирске на «Днях ритейла»
Журналисты «Ведомостей» приобщились к основам гастрономического малого бизнеса
Новые правила торговли алкоголем поставили под удар десятки кафе и ресторанов
От электронной торговли до бьюти-индустрии — участники «Дней ритейла в Сибири» обсудили проблемы, вызовы и стратегии своих отраслей
Ситуацию на алкогольном рынке, позиции, которые на нём занимают российские вина, и опыт первых винных ярмарок обсудили на форуме «Дни ритейла в Сибири»
Какими должны стать региональные бренды и как наладить кооперацию в новых условиях?
Проблемы нестационарных торговых объектов и пути их решения — тема для Новосибирска очень актуальная
Состояние рынков, импортозамещение, потребительские тренды — эти темы обсуждались на форуме «Дни ритейла в Сибири»