В другом измерении
Новые правила торговли алкоголем поставили под удар десятки кафе и ресторанов
Владимир Бурковский, президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров и Андрей Гончаров обсуждают новосибирское нововведение.
Проведение Дней ритейла практически совпало по времени с очень важным и неприятным для сферы HoReCa событием: мэрия Новосибирска внесла кардинальные изменения в постановление о правилах продажи алкоголя в организациях общепита.
Федеральный законодатель предоставляет право муниципалитетам самим устанавливать такие правила. Согласно действовавшему постановлению мэрии Новосибирска, вход в кафе и ресторан, где торгуют алкоголем, должен был находиться на расстоянии не менее 25 метров от входа в учреждение образования или здравоохранения. Однако по обращению органов прокуратуры теперь эти правила меняются — по ним расчёт расстояния должен проводиться не «от входа до входа», а фактически «от стены до стены». В итоге в Новосибирске под это ограничение подпадают и не смогут работать почти 100 кафе и ресторанов.
Рестораторов постановление буквально повергло в шок. Скандальный документ стал темой острых дискуссий сразу на двух площадках Дней ритейла 16 ноября.
Сначала свои позиции участники обозначили во время экспертной дискуссии «Ограничения для торговли алкогольной продукции. Риски для бизнеса». Исполняющая обязанности начальника отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей областной прокуратуры Ольга Демидова обосновала позицию ведомства необходимостью защитить интересы граждан и уберечь от пристрастия к алкоголю подрастающее поколение. Помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Анна Соломатина призвала не ограничивать права одних за счёт других, подчеркнув, что объективных причин для изменений так и не прозвучало. Она отметила, что мэрия Новосибирска готова к диалогу, и добавила: Новосибирск — единственный муниципалитет, который ввёл подобные правила. А начальник управления лицензирования минпромторга области Ирина Редько затронула ещё один аспект, усложняющий работу бизнеса: в федеральном законе об ограничении продажи алкоголя указано, что спиртным торговать нельзя не территориях, прилегающих к медицинским организациям, но за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утверждённому Правительством РФ. В последней редакции закон был принят в 2017 году, но этого перечня, который мог бы ослабить ограничения для предприятий общепита, до сих пор не существует, сообщила Ирина Редько.
Следующей площадкой, где продолжилась дискуссия, стала экспертная сессия «HoReCa & Retail. Идеальный шторм для развития туристической инфраструктуры». Хотя, как можно понять из названия, диалог здесь должен был идти на другие темы, больной для рестораторов вопрос оказался одним из главных.
Он сообщил, что бизнес-сообщество обратилось к губернатору области и в региональный минпромторг с просьбой повлиять на ситуацию.
От мэрии ответ перед возмущённым рестораторами держал заместитель начальника департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства Денис Колмаков. Он отметил, что очень не хотел бы выступать в роли бабы Яги, и напомнил: это инициатива прокуратуры, согласно направленному ею в мэрию представлению, существующий расчёт не соответствует законодательству.
Тут слово взял директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов. Он подчеркнул: федеральный законодатель неспроста делегировал право определять границы органам местного самоуправления, которым на местах виднее, как это лучше сделать. Существовавшая версия постановления никакого закона не нарушала, а в этом случае никто не может заставить органы местного самоуправления менять правила, заявил представитель Минпромторга РФ. Понимая масштабы потерь бизнеса, мэрия должна была начать диалог с прокуратурой, уверен он.
Прозвучала и точка зрения организации «Опора России» — не секрет, что эти ограничения устанавливались в первую очередь для того, чтобы можно было призвать к порядку магазины-«наливайки», мимикрирующие под кафе, а против нормальных заведений общепита общественность ничего не имела.
Глава областного минпромторга Андрей Гончаров, как и его коллега с федерального уровня, также считает: мэрии и прокуратуре нужно искать общий язык — допускать, чтобы ресторанный бизнес понёс столь масштабные потери, никак нельзя.
Рестораторы надеются, что два ведомства всё же смогут договориться, и худшего сценария развития ситуации удастся избежать.
Материалы по теме:
Кто поможет продвигать российские бренды и чем грозят рынку попытки регулирования цен?
От контакта до контракта — производители, поставщики и ритейлеры из разных регионов встретились в Новосибирске на «Днях ритейла»
Журналисты «Ведомостей» приобщились к основам гастрономического малого бизнеса
Как «поженить» туризм и торговлю и что нужно для создания успешного бренда территории, обсудили на втором межрегиональном форуме «Дни ритейла в Сибири»
От электронной торговли до бьюти-индустрии — участники «Дней ритейла в Сибири» обсудили проблемы, вызовы и стратегии своих отраслей
Ситуацию на алкогольном рынке, позиции, которые на нём занимают российские вина, и опыт первых винных ярмарок обсудили на форуме «Дни ритейла в Сибири»
Какими должны стать региональные бренды и как наладить кооперацию в новых условиях?
Проблемы нестационарных торговых объектов и пути их решения — тема для Новосибирска очень актуальная
Состояние рынков, импортозамещение, потребительские тренды — эти темы обсуждались на форуме «Дни ритейла в Сибири»